Женский вопрос. Вдвое быстрее

20:37, 2 февраля 2010
svg image
3144
svg image
0
image
Хави идет в печали

— У нас, — сказала Алиса, с трудом переводя дух, — когда долго бежишь, непременно попадешь в другое место.
— Какая медлительная страна! — сказала Королева. — Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если хочешь попасть в другое место, нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!
— Ах, нет, я не хочу никуда попадать! — сказала Алиса. — Мне и здесь хорошо.
Льюис Кэрролл

“Везде ставим самые высокие задачи, — сказал на пресс-конференции 5 января зампред БФГ Иван Семененя, — и выход на чемпионат мира, и прорыв на Игры-2012. То же касается и женской команды. Да, мы уступили девять мячей словенкам… Но шансы на общий успех остаются”.
Давайте посмотрим, что остается: шансы или иллюзии? В двухкруговом турнире с разъездами девчатам Константина Шароварова противостоят сборные Германии, Словении и Италии. После двух матчей в активе белорусок два очка, отобранных у гостий с Апеннин.
Скажем наперед: путь мужской сборной, заранее устланный соломкой рассуждений о череде травм, выглядел значительно приятнее. Да, один из трех соперников (Швейцария) был не подарок, с ехидцей оказались киприоты. Но тем же футболистам для попадания на чемпионат мира требовалось обыграть одного гранда (Англию) и двух полуграндов (Хорватию и Украину). А что в гандболе — прикажете на чемпионат мира записывать по собеседованию?
Надежды подкреплялись осознанием сделанного для сборной. Из фундаментального — в стране уже два более или менее прилично устроенных клуба. Из преходящего — проведены несколько сборов, велись интенсивные переговоры о возвращении Сергея Рутенко. А вот оптимизм в отношении дружины Шароварова сразу показался либо напускным, либо наивным.
Тогда же Иван Семененя заметил: “За год-полтора добиться сверхрезультатов невозможно”. Верно. Хотя как раз за первые год-полтора после поворотной конференции БФГ, состоявшейся летом 2006-го, сделано было немало. Усилилась работа с резервом. В чемпионате вместо шести команд на зарплатах проштрафившегося дворника стало десять (сейчас девять) с зарплатами от дворника до начинающего инженера. В статье “Три проклятых вопроса” (“ПБ” N 1) уже довелось рассуждать, что в женском гандболе успеха пока еще можно добиться при сравнительно небольших затратах. Это одна (не единственная) из причин, почему точкой прорыва следовало бы выбрать его. Небольших, но не настолько!
Надо четко осознавать: наши клубы по-прежнему не представляют собой единицы, боеспособные на международной арене. Соответственно, они не могут стать полигоном для подготовки игроков мирового класса, объектом горячего интереса спонсоров и болельщиков.
Эти три с половиной года мы двигались в верном направлении. Но — очень медленно. Учтите, дамский гандбол прогрессирует во всем мире. Вдобавок именно на прекрасный пол ставят многие страны, где у ручного мяча относительно короткая история. Хорошие примеры — Ангола и Бразилия, которые нас уже значительно опередили. Конкуренция возрастает. Подобно Алисе, нам надо бежать только затем, чтобы остаться на месте.
Информация к размышлению. Обычный итальянский клуб нынешним летом предлагал (надеясь на посредничество автора, посему верьте цифре) одной из гандболисток БНТУ контракт на 2500 евро. Потомки цезарей тоже взялись за гандбол недавно. Но сравните, сколько способны заплатить средненькому игроку их клубы и сколько — наши. В Минске та же девочка вряд ли зарабатывает седьмую-восьмую часть этой суммы. И если жребий спустя годы вновь сведет наших с итальянками, большой вопрос, для кого прогулка получится легкой. Вспомните, белоруски и со словенками еще пару лет назад играли на равных…
Возразят: не все упирается в финансы. Безусловно! Есть другие факторы. Например, клубный менеджмент. Каждый, кто внимательно наблюдает за нашим гандболом, может дать оценку тому, насколько он превосходит итальянский или немецкий. Кто не наблюдает, пусть полагается на косвенные признаки: велика ли посещаемость, много ли знатных легионеров, часты ли телепоказы, повсеместны ли афиши и рекламные буклеты…
Талант? Да, предпосылки природного, социально-исторического плана говорят в нашу пользу. Высокие, быстрые, сообразительные, смелые девушки — наш ценный ресурс. С мячом в руках им многое под силу. Но и Бьерндален не выиграет чемпионат по биатлону, если дать ему одну лыжу и холостые патроны. Ресурсы, согласно экономической теории, должны сочетаться с капиталом и предпринимательским (управленческим) даром. Без любого компонента схема не работает.
Говорят, создать три-четыре боеспособных клуба с толковыми легионерками, грамотными тренерами и передовой молодежью в белорусском женском гандболе — это утопия. Очень может быть. Но тогда каким макаром мы рассчитываем попасть на Олимпиаду, пусть не в 2012-м, а в 2016-м? Как замечал мой дед, анализируя опыт 41-го, если у батареи нет снарядов, цели можно ставить какие угодно. Но куда лучше двигать флажки на карте в соответствии с реальными возможностями обозначенных там единиц.
Последние события просят подчеркнуть такой момент: если командиры утвердительно кивают величественным планам генштаба, будучи осведомленными, что на самом деле у танков топлива на два дня ходу и снарядов на три выстрела, не всегда стоит восторгаться их максимализмом. Примером служит наступление немцев в Арденнах в декабре 44-го: на карте комбинация выглядела шикарно и начиналась блестяще, но в момент, когда Черчилль строчил слезные мольбы Сталину начать наступление прежде срока, а Монтгомери готовил планы эвакуации, с горечью констатируя, что “грядет второй Дюнкерк, с той разницей, что теперь сам Дюнкерк в руках противника”, двигатели танков Мантойфеля издали последний чих. И по январскому снегу их экипажи отправились обратно пешком. Ценную услугу оказал бы своему руководству офицер, который вместо кивка сказал бы: “Я, конечно, истинный ариец, но на руках танк до моря не донесу. Либо нужно в пять раз больше средств, либо давайте иначе используем имеющиеся”.
Вернемся в день теперешний. Еще один фактор — тренеры. Трудно упрекнуть Константина Шароварова в каких-то радикальных просчетах или заявить, что у нас пруд пруди коучей выше классом. Знаменитое шароваровское “стоп!”, которым он часто пресекает на корню попытки подопечных атаковать с ходу, на спинах, многие наблюдатели находят резонным. Мол, игроки ведь непременно напортачат при быстром розыгрыше: отдадут неточный пас, уронят мяч, налетят на защитника. А без спешки, глядишь, что-нибудь и вымучат, благо парочка комбинаций для позиционного нападения наиграна.
Но что-то мешает восхвалить эту осторожность словами Энния, написавшего о Фабии Максиме Кунктаторе, что для римлян “он один промедлением выправил дело”. Болельщики хотят видеть быстрый, зрелищный, тактически многообразный гандбол, без долгих пауз и волокитных, однотипных розыгрышей. Да и неторопливый Фабий все-таки выиграл войну у карфагенян, а не занял в ней почетное второе (третье, пятое) место. Лихом поминается зычное “стоп!!!” на последней минуте ничейной игры ЧЕ-2008 со шведками. Послушно остановив резвую контру, белоруски затем ничего вразумительного не сплели, не довели шанс даже до броска. А ведь лишнее очко, взятое в том матче, могло очень пригодиться. Бежать вперед всегда предпочтительнее, чем топтаться на месте.
Владимир Коноплев, под конец 2009-го воротивший на родину Валерия Певницкого (“Виктория”) и приманивший в Минск Анатолия Закладного (“Аркатрон”), сделал хороший новогодний подарок болельщикам. Признаться, я и прежде считал, что “Виктория” должна играть на равных с ГГК, “Аркатроном” и “Друтью”, если девушки серьезно возьмутся за дело. Но, во-первых, был уверен, что они никогда не возьмутся. Во-вторых, жестоко пострадать (25:32) от новых подопечных Валерия Петровича успела сама “Городничанка”, кругом ранее без труда намявшая минчанкам бока с разницей в десяток мячей. Да и БНТУ с трудом унес ноги (24:23) в рамках первенства вузов от викторианок, представлявших БГУФК.
Появление в наших краях Закладного — прежде Анатолий Леонидович работал с юношами в Астрахани и Тольятти — породило молву, будто и он рассматривается как перспективный конкурент Шароварову. Если сумеет доказать свою силу на клубном поприще. Идея в корне верная. К слову, среди российских специалистов, уже имеющих на счету международные успехи с клубами и сборными, по предварительному обмену мнениями, согласные работать в Беларуси есть. Правда, они притязают не только на высокий оклад, но и на команды соответствующего уровня.
В любом случае смена на капитанском мостике сборной вряд ли состоится скорее, чем через пару лет. Здесь неторопливость приемлема, ибо сейчас этот шаг ничего радикально не изменит. Решение доверить Певницкому глубокий резерв — сборную девчат 94-го года рождения, а также молодую “Викторию” представляется разумным и дальновидным. Приглашение в другие клубы свежих специалистов — также начинание благое и здравое.
Лишь бы запланированные мероприятия имели адекватную целям базу! Иначе не успеем мы взрастить новые таланты, как они окажутся за рубежом. Это не очень здорово. Хотя бы потому, что исторически каждого второго легионера сборная больше не видит. Всех назад переманивать — никаких квартир не напасешься. Некоторые уехали прямо со школьной скамьи: например, выступающая в Лиге чемпионов за волгоградское “Динамо” Карина Ежикова — из Бобруйска. Теперешняя волжанка всю школу прошла на берегах Березины, тренируясь вместе с сильным полом. Не обидно ли засевать огород, чтобы лучшие плоды доставались соседям?
Ждать чудес, кивая на знаменитый фокус-покус Буяльского, не стоит. Это только кажется, будто медали баскетболисток появились из воздуха. (Да простит меня Анатолий Николаевич за “разоблачение” номера.) В 2003-м U-16 брала серебро на чемпионате Европы; следующее поколение там же заняло четвертое место. Чуть раньше, в 1999-м, “Горизонт” выигрывал Балтийскую лигу. В этой лиге на протяжении полутора десятков лет два-три наших ведущих клуба проводили за сезон по 14-18 матчей с лучшими командами Литвы, Латвии (а в баскетболе прибалты признанные корифеи), Украины, представителями России, Финляндии, Эстонии, Казахстана. Это не бог весть что, но больше, чем ноль. В гандболе робкая “балтийская” инициатива из Вильнюса была похоронена именно в Минске, когда “Политехник” цинично снялся на середине розыгрыша. С сомнительнейшими объяснениями: мол, и так в еврокубках много сыграли. Целых шесть матчей. Перебор!
Нынче эти шесть матчей (три раунда) для нас — недосягаемая мечта. В то время как словенский “Крим” и немецкий “Лейпциг” уже в топ-8 Лиги чемпионов. Игроки, вызванные в национальные команды из таких клубов, в занятиях по ОФП не нуждаются, тактические схемы схватывают быстрее. Поэтому не стоит полагать, будто мы обставим басурман за счет количества и продолжительности сборов. Тем паче соперники их проведут как минимум в том же объеме.
Получается, сплошной пессимизм? Нисколько. У нашего женского гандбола отличные перспективы. Потенциал есть, дорога известна. Осталось сказать, перефразируя Барака Обаму: “Yes, we want”. “Мы хотим!” Перейти с шага на бег. Или нам и здесь, на третьих местах, хорошо?

Уже отправив эти заметки в редакцию, довелось прочесть в “ПБ” интервью Владимира Коноплева. Глава БФГ абсолютно верно отметил: уровень самоотдачи в женском чемпионате высокий, потенциал дамской сборной выше, чем мужской. При этом сам Владимир Николаевич констатирует: все держится на человеческом факторе. В целом же мы только подбираемся к собственному уровню 7-10-летней давности. “Друть”, “Виктория” и “Аркатрон” действительно подтянулись к “Городничанке”. Но ведь хочется, чтобы они подтянулись хотя бы к крепкому европейскому середняку “Бекешчабе”. Минувшей осенью в Минске этот венгерский клуб показал нам гандбол, более быстрый и тактически разнообразный, чем предлагаемый лидерами даже мужского чемпионата Беларуси…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?