Прожекты. Владимир Сафонов: а дети-то бесхозные
А наметившаяся в последнее десятилетие тенденция прикрывать проблемы работы отечественных ДЮСШ посредством раздачи белорусских паспортов российским воспитанникам и вовсе может привести к полному упадку наших школ. Нынешний глава тренерского совета Владимир САФОНОВ, вернувшийся в Беларусь летом 2009 года именно для создания хоккейной системы, изучив обстановку, поделился своими вариантами выхода из кризиса.
— Очередной конфуз молодежной сборной — это результат системных проблем, накопившихся в белорусском хоккее. За примерами далеко ходить не надо. В недавнем матче КХЛ минское “Динамо” встречалось с “Трактором”. У челябинцев на лед выходили Плаксин, Глинкин, Кузнецов, Попов, Бурдасов — ребята 1989 года рождения и моложе. Причем не просто появлялись на площадке на смену “чтобы засветиться”, а именно играли. А где наши ребята их возраста? Из команды, выступавшей в Польше, не все даже получают стабильную практику на уровне чемпионата Беларуси. Это говорит о том, что необходимо менять как систему подготовки резерва, так и структуру первенства.
Особенно турнир фарм-клубов. Не понимаю, как в высшей лиге во вторых командах играют, к примеру, люди 1987 года рождения и старше, занимая места способных ребят. Пользы от переростков нет и не будет. Ладно привезли бы из России перспективных юнцов с прицелом на сборные. Именно омоложение фарм-клубов станет приоритетным направлением при разработке регламента следующего чемпионата резервных команд. Второй момент — нужно ли возить с основной дружиной молодых ребят. Если “туристы” еще не готовы выступать на взрослом уровне, их лучше отпускать в фарм-клуб для получения постоянной практики. В советские времена как было. Готов паренек соперничать с мужиками — тренер его обязательно “поднимет”, как это сейчас в Тольятти или Челябинске происходит. Наши же “довески” к первой команде по регламенту первенства киснут на скамейке, а затем и вовсе пропадают. Поэтому необходимо реформировать всю систему работы с резервом.
— Какие видите варианты выхода из кризиса?
— Путь один — заинтересовать всех участников этого процесса. Уже неоднократно поднималась тема оплаты труда. Мое мнение: зарплата наставников ДЮСШ должна быть на уровне тренеров фарм-клубов. Ведь по завершении карьеры многие вчерашние хоккеисты не идут в школы, потому что не хотят работать за гроши. Второе — выработка общей концепции построения учебно-тренировочного процесса. В свое время в Словакии также столкнулись с большими проблемами на детско-юношеском уровне. И в тамошней федерации создали комитет из ветеранов, которые частенько выезжали в клубы, просматривали работу всех возрастов, следили за занятиями в школах, конспектировали, сверяли с ранее утвержденными в федерации планами. Ведь как у нас бывает. Мальчишка, проходя этапы развития, кое-каких элементов подготовки и не коснулся. Что впоследствии отражается на юношеской и молодежной дружинах. Словаки причесали все под одну гребенку, и сейчас стабилизировали ситуацию. Вот и нам нужно систематизировать работу ДЮСШ.
— Возможно, дело не в том, что все школы работают каждая по- своему, а в том, что квалификация многих тренеров не очень высокая?
— Здесь другое. Наличие тренера вратарей в ведущих клубах КХЛ уже никого не удивляет. А с недавних пор с ребятами занимаются и бывшие защитники или нападающие.
Уже во многих российских городах на ранних этапах подготовки резерва проводят разделение мальчишек по амплуа. Ведь катание игроков обороны и атаки в корне отличается. Поэтому и в Беларуси нужно проводить дифференцированное обучение и посвящать один или два дня в неделю именно узкопрофильной работе.
А если еще есть деление на центральных и фланговых нападающих — вообще здорово!
В мире большое распространение получили летние тренировочные лагеря. Спросил как-то у своих ребят из юношеской сборной: “Кто из вас ездил куда-нибудь в кэмп?” Все замялись, промолчали. Нам тоже необходимо заняться проведением таких мероприятий. Есть ведь Олег Микульчик, который, сужу по работе с ним в юношеской сборной, способен обучить юных защитников. Есть Олег Хмыль, Саша Алексеев. Если бы, к примеру, наши ребята Лемачко, Жевлоченко, другие игроки молодежной сборной посещали такие лагеря, наверняка узнали бы много полезного для себя: как действовать на пятачке, как ставить клюшку или конек в момент приема шайбы, как, встречая оппонента, нужно выкатиться — на полметра или на метр. А детские наставники дают общие сведения, не зная специфики амплуа. Летом разговаривал с Андреем Скабелкой, он готов в любой момент поделиться с юными хоккеистами секретами игры фланговых форвардов. Поэтому нам нужно по максимуму использовать знания своих вчерашних звезд. Мы же организацией домашних обучающих кэмпов почему-то не занимаемся.
В Беларуси есть талантливые пацаны, но они развиваются не системно, а как бы случайно. Камень лежит в реке, и как вода его огранит, такой вид он и приобретает. Так и наши ребята.
Канадцы и американцы наращивают мышечную массу по окончании сезона, а белорусы — по ходу. И, занявшись в разгар чемпионата штангой, мы теряем время, которое можно было бы потратить на получение и усовершенствование технических навыков. Почему-то самостоятельно никто работать не хочет, только под присмотром.
— Наши наставники частенько в штыки воспринимают желание детей съездить за границу в тренировочный лагерь.
— Тренер должен не ревновать, а, наоборот, поощрять такие стажировки. Знакомство с новым — очень полезная штука.
Когда на занятиях юношеской сборной даю хоккеистам пятнадцать минут индивидуальной работы, парни не знают, куда приткнуться.
И начинаешь советовать, что кому делать. А кто был на кэмпах, всегда в таких случаях найдет себе упражнение.
И наставники не должны вариться в собственном соку. Тренерская корочка важна, но больше пользы приносят постоянные стажировки за границей. Российская футбольная ВШТ сильна тем, что дает не только знания, но и возможность лично познакомиться с постановкой дел в “Милане” или “Барселоне”. Нам через федерацию или личные связи также необходимо искать варианты для стажировок. Договориться с “Атлантом”, “Трактором”, “Магниткой” или “Локомотивом” не проблема. Прежде тренер вносил в контракт пункт, согласно которому клуб оплачивал ему семинар, проходивший в рамках чемпионата мира, либо курсы повышения квалификации. В принципе сейчас расширить кругозор можно, никуда не выезжая, познакомившись с передовыми методиками посредством интернета, где предостаточно пособий и видеоматериала. Однако практическую часть лучше изучать лично.
— Но не каждый клуб захочет пойти на эти траты ради работы на перспективу. Лучше синица сегодня, чем призрачный журавль завтра.
— Необходим тесный контакт между командой и школой.
Помню, в Лиепае в случае победы основной дружины в чемпионате Латвии детские наставники также получали премиальные. Таким образом, в “Металургсе” всем давали понять: мы в одной обойме, работаем на общее благо.
Уверен, белорусским клубам следует перенять этот латвийский опыт. Вот сколько вариантов улучшения работы ДЮСШ: кэмпы, стажировки, прохождение всех этапов подготовки без перепрыгивания ступенек развития. Главное — потерпеть несколько лет, придерживаясь единой стратегии, и тогда Беларусь выйдет на качественно новый уровень.
— Кто же у нас захочет ждать?
— А быстро ничего не делается. Я уже говорил, если прежде юноши проводили всего два сбора перед чемпионатом мира, а после моего прихода и требований увеличили их количество до пяти, то наша сборная вмиг лучше не заиграет. Россияне, шведы или чехи проводят еще больше сборов, а американцы и вовсе держат и ведут команду весь сезон. Два дополнительных турнира — это не революция, а исключение из правил. Система подготовки резерва остается прежней. Качественный скачок станет возможным в том случае, если изменится работа в клубах. И тогда в сборных не нужно будет учить ребят элементарным хоккейным навыкам.
— Еще один негативный момент из наших реалий: уже с ранних возрастов все тренеры гонятся в первую очередь за результатом. Матчи детских чемпионатов многие из них умышленно проводят в две пятерки, потому что остальные не тянут и поэтому вынужденно сидят на скамейке.
— В корне неверный подход. В России уже прошли это и изменили регламент. К примеру, играют команды 2001 года рождения. Первую половину встречи на льду два звена, вторую — следующие два. И итоговый счет определяется суммированием результатов этих отрезков. То есть российские тренеры ДЮСШ уже готовят не десять человек и вратаря, а двадцать. Пора и нам ужесточать регламент детских турниров. Подняв количественный состав резерва, вскорости получим и качественную отдачу. В Финляндии для тех, кому нет десяти лет, делят площадку на три части, в крайних играют две команды. То есть одновременно задействованы четыре пятерки, а в центральной свободной зоне разминаются остальные маленькие хоккеисты. Есть и отличный канадский образец. В младших заокеанских лигах до определенного возраста запрещены силовые приемы, и детишки на этом этапе только занимаются отработкой технических навыков.
— Белорусская специфика такова, что пока сверху не придет директива, никто на местах инициативу проявлять не станет.
— Последний тренерский совет убедил в мысли: работать на перспективу хотят многие. Некоторые даже спрашивали, можно ли попасть на стажировки в сильные команды КХЛ. Однако все должно исходить сверху. Считаю, федерации нужно взять под контроль и то, как клубы доплачивают детским наставникам, мотивируя тех на продуктивную работу. Вроде как команды ОЧБ перечисляют в ДЮСШ десять процентов из своего бюджета. Но куда эти деньги уходят, никто не знает.
— Не пора ли в федерации создать отдел детско-юношеского хоккея, который не только контролировал бы деятельность школ, но и вел учет всех перспективных ребят с ранних лет до их попадания в сборные?
— Согласен, пока, по большому счету, в этом плане царит бесхозность. Необходимо приводить в порядок наше хозяйство, создавать базу данных на всех учеников школ и затем отслеживать динамику и контролировать всех убывших из страны.
А то иногда случается, что некоторые города к выпуску теряют весь возраст. Спрашиваешь: “А где ребята?” И слышишь в ответ: “А у нас этот год пропал.” Мы начинаем изучать ближайшие резервы с семнадцатилетнего возраста. Тогда как нужно копнуть глубже. В московском ЦСКА играет наш паренек 1997-го рождения. В Перми гродненский мальчик 1994 года Никита Крыскин, есть белорусские ребята и в других городах России.
— Создание федерацией контролирующего органа наверняка вызовет недовольство на местах.
— Почему, никто же школам зла не желает. Ведь будем не только требовать, но и помогать. А деньги — они ведь не частные, а государственные, полученные школами согласно указу президента страны о поддержке спорта.
— Но в Беларуси все, что пришло к кому-то в руки, мгновенно становится собственностью, распоряжаться которой никто, кроме получившего, не вправе.
— Словаки, о которых говорили ранее, нашли способ влияния. Методисты, изучавшие постановку дел, затем выступали с докладами: целесообразно ли содержать такую-то школу, может, ей необходимо помочь финансово или и вовсе закрыть за ненадобностью. Зачем кормить кого-то? Нужен методический орган, который составлял бы планы работы, помогал пособиями и материалами и в то же время осуществлял контроль.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь