Криминал. Перекормленный десант

20:34, 4 февраля 2010
svg image
3088
svg image
0
image
Хави идет в печали

— На последней коллегии Минспорта приводились интересные цифры. Из общего бюджета в 214 млрд. рублей на спорт высших достижений в 2009 году потрачено 93 млрд. — примерно 43,5 процента всего “здоровья нации”…
— Милиции, естественно, не касается, на что расходуются эти суммы, главное, чтобы все было в пределах действующего законодательства.

— Какие незаконные схемы чаще всего используются в сфере финансирования спорта?
— В спорте высших достижений определенная проблема заключается в проведении сборов и участии в соревнованиях за рубежом. Иногда поступают сигналы, что спортсмены, например, жили в гостинице одного уровня, а в отчетных документах указано более дорогое проживание. Объективно эту информацию можно уточнить только при проведении встречной проверки. Необходимо сделать запрос в страны, которые преимущественно находятся в зоне Евросоюза, но мы в силу существующих международных соглашений сталкиваемся с определенными трудностями. Встречную проверку со многими странами можно сделать только в случае возбуждения в Беларуси уголовного дела, но мы не в состоянии возбудить дело, если нет доказывающих вину обстоятельств. Замкнутый круг.
Еще один момент. Живем в XXI веке, а наши спортивные функционеры буквально во всех случаях везут за рубеж наличные деньги. Все оплаты за проживание, питание, переезды производятся посредством наличного расчета — электронные деньги в системе Минспорта практически не применяются, что создает дополнительный источник махинаций.
Если бы человек вез карточку, тогда потенциально похищенную разницу еще надо обналичить, а так происходит следующее: получил руководитель, к примеру, 8 тысяч евро, задекларировал на таможне и повез авансовые деньги за границу. А обратно привозит лист бумаги формата А4, на котором на иностранном языке написано, какая сумма была освоена, и так списывает выделенную сумму.

— В рамках массового спорта серьезные денежные махинации возможны?
— Тут другие проблемы. Уровень зарплаты начинающих тренеров низшего звена — порядка 500 тысяч руб. Какой здоровый мужик пойдет работать за такие деньги, при этом тот же набор в секцию отнимает у тренера много сил и времени. Поэтому на эти должности мало кто соглашается, но если кто-то и идет, со временем он вынужден хитрить. Варианты разные. Самый распространенный — фиктивное списание спортивной формы, а затем ее продажа за наличку либо фиктивное приобретение.
Один из свежих примеров касается Витебска, где возбуждено уголовное дело по необоснованной выплате премий. В одном из профсоюзных спортклубов премия предусматривалась при условии выполнения показателей работы, но, несмотря на их невыполнение, руководитель постоянно давал указания по поводу премирования, в том числе самого себя. Иногда бывают махинации, связанные со сдачей помещений спортшкол или клубов в аренду — некоторые имеют обширную базу и пустующие площади.

— Коррупционные скандалы не обошли Минспорта. В частности, огласку получило “дело профессора Бондаря”…
— Все это в определенной степени связано с прежним руководством Минспорта. Вероятно, тогдашняя обстановка способствовала такому развитию событий. На упомянутой коллегии Минспорта новый министр обещал, что борьба с коррупционными проявлениями будет беспощадной.
Жизнь покажет, но со старым руководством Минспорта контакт у милиции не особо складывался. Руководители всегда искали подводные течения и на каждый запрос возмущались, что им мешают готовиться к Олимпиаде или еще к чему-то. Нервная реакция была практически на все.

— Какие факты у вас обычно вызывают подозрение?
— Мы — оперативная служба. Наша работа не основана на сплошной документальной проверке — на это есть ревизоры Минфина и специалисты КГК. Мы работаем только по поступившей информации из оперативных или иных источников. Если человек нечестно заработал деньги, он иногда не может этого скрыть и обязательно кому-то похвастается. Либо к нам обратятся те, кого он ущемил. Спортивная сфера — довольно узкая, многие друг про друга немало знают. К тому же главным тренером может быть только один человек, а претендентов — несколько. Да и президентские спортивные стипендии получает ограниченное количество человек — претендентов на них гораздо больше. Когда ведется определенная борьба за должность, уровень информативности довольно высок. Наша служба всегда открыта для получения информации о фактах коррупции как в сфере спорта, так и в других сферах. Создан сайт — bep.gov.by, где можно разместить информацию, которая в обязательном порядке будет изучена и проверена.

— В конце 2006 года на совместной коллегии Минспорта и НОКа замминистра Дмитрий Шичко озвучил интересные цифры: оказалось, за год из бюджета не было израсходовано 2,5 млрд. рублей…
— Возможно, это и к лучшему: не исключен вариант, что просто не успели “освоить” эту сумму или, как говорят, канализировать. Если касаться отдельных видов спорта, есть и такие, где спортсмены и тренеры проводят за рубежом 200 дней в году. О трудностях таких проверок я упоминал. Открываешь документы, а там одни командировочные удостоверения и отчеты о командировках, все остальное упирается в заграницу.
При экс-министре спорта Александре Григорове спортсмены где хотели, там и готовились. К примеру, говорили, что для подготовки их не устраивает Пинск — ехали в Турцию.
В спорте высших достижений сложная система — там нацелены на получение наград на всех турнирах, под это выбиваются условия. Однажды я проверял предприятие в структуре Минспорта, занимающееся обеспечением спортсменов. В ходе разговора услышал такое: “Мы не можем закупать многие отечественные товары, например речицкие банные халаты”. — “Почему?” — “Спортсмены выходят на соревнования и видят своих конкурентов в одежде известных мировых производителей. Из-за этого они чувствуют психологический дискомфорт, испытывают стресс и не могут показать достойный результат, на который способны. Поэтому они требуют, чтобы мы закупали одежду у тех же производителей, что и их соперники”.

— Какие виды спорта можно причислить к наиболее коррумпированным в Беларуси?
— Оборотистые люди встречаются и в индивидуальных, и в игровых видах. В профессиональных клубах спортсменов сложно обмануть: там матерые волки, которым бэушную форму вместо новой не всунешь. В юношеских командах с этим проще: ребята подрастают, а из пяти кандидатов в дубль могут взять только одного, в том числе самого сговорчивого. Того, который не будет спрашивать, почему у него разорванные трусы или не выданы новые бутсы.
В целом фиктивное списание спортинвентаря больше свойственно массовому спорту: можно и на стадии закупки пошаманить с ценовыми предложениями или сделать списание через бестоварную накладную, по которой товар якобы закуплен у подставной фирмы.

— Самым финансово емким видом в Беларуси считается хоккей. Но про уголовные дела там не слышно…
— Почему же? В апреле 2007 года сотрудниками милиции задержан директор ДЮСШ “Брестский хоккейный клуб”, который за тысячу долларов, полученную от родителя несовершеннолетнего воспитанника, взялся решить вопрос о предоставлении документов для его дальнейшего занятия хоккеем в России. Решением суда он приговорен к исправительным работам.
Бывший министр внутренних дел Владимир Наумов, возглавляя одновременно и федерацию хоккея, очень внимательно относился к любой информации о коррупционных проявлениях в хоккее, не сглаживал углы. Наоборот, он требовал максимально объективно разобраться в возникших вопросах. В разное время проверки проводились нашими сотрудниками во всех профессиональных клубах Беларуси, серьезных вопросов в части преступлений экономической направленности не возникало.

Какое из возбужденных уголовных дел вам особенно запомнилось?
— В прошлом году было интересное дело, касающееся проведения массовых мероприятий под эгидой Минспорта. Режиссером всех этих постановок на протяжении последних лет являлся один и тот же человек. Он создавал сценарий, в соответствии с концепцией которого приобретались различные декорации. При этом самостоятельно определял, кто и у кого их будет приобретать. На определенном этапе человек просто обнаглел и стал повторно использовать ранее купленный реквизит (флажки, ленточки и прочее), а получал от Минспорта бюджетные деньги на покупку новых. Неудивительно, что бюджеты массовых мероприятий росли из года в год.

Можно какой-то процент уголовных дел списать не на злой умысел, а на неквалифицированность назначенных управленцев?
— Вряд ли. Мы ведем речь о преступлениях экономической направленности, а там один из обязательных признаков — наличие умысла на завладение средствами либо имуществом, извлечение выгоды либо личная заинтересованность виновного лица. Иногда в ходе работы мы встречаемся с фактами причинения ущерба, сомнительными операциями, но личную заинтересованность доказать не можем. Естественно, уголовное дело в таком случае не возбуждается.
Так, в начале прошлого года мы проверяли расходование денежных средств на церемонию открытия велодрома “Минск-Арена” и торжественные мероприятия по случаю открытия ежегодного Рождественского турнира по хоккею на призы президента Беларуси. На момент проверки расчеты проведены не были, существовали только предварительные сметы расходов с внушительными суммами. В ходе проверки стали вникать в вопрос необходимости приобретения тех или иных элементов декораций, и к моменту подписания актов выполненных работ общая сумма расходов уменьшилась почти на 360 млн. бюджетных рублей. В этом случае уголовное дело также не было возбуждено, но, я думаю, экономический эффект проведенной нами работы налицо.
К тому же, если вести речь о приобретении каких-либо товаров, в нормативных документах о закупках написано, что цена предлагаемого товара — не единственный определяющий фактор при принятии решения о его приобретении, а всего лишь один из них. Поэтому, подытоживая сказанное, — невиновные люди не привлекаются к уголовной ответственности в сфере спорта.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?