ГЛАС НАРОДА. Мы все больны гандболом

14:47, 3 марта 2004
svg image
1426
svg image
0
image
Хави идет в печали

На моей памяти уже четыре-пять поколений гандболистов так называемого “ближайшего резерва” рассасываются за границей и становятся отрезанными ломтями для сборной. Надоело ждать! Раньше ходил чуть ли не на все матчи СКА (в том числе посетил игру СКА — СССР). И после образования сборной суверенной Беларуси еще ходил. И верил! Верил в этот самый талантливый резерв. А сейчас — все! Остались только “бабки”. Будут у государства деньги на гандбол — тогда и сборная нормальная соберется.

Сергей ЮЖИК

Думаю, о неблагоприятной ситуации в белорусском гандболе достаточно хорошо информирован Сергей Новиков. И в том, что мы так бездарно растранжирили свой гандбольный потенциал и откатились в самые низы европейской иерархии, повинны не столько объективные, сколько субъективные факторы. Равно как субъективные факторы не позволяют “ПБ” (читай: Новикову) писать об этом.

Вячеслав ИГНАТОВИЧ

У сборной есть главный тренер и руководство федерации, которые ведут свою политику — омоложение состава. Смысла в таком, искусственном, омоложении я не вижу. Разве помешает команде один из лучших защитников немецкой бундеслиги Андрей Климовец? Предостаточно белорусов играют в отнюдь не слабых чемпионатах. Почему они списаны? Ведь всем понятно, что чем больше конкуренция, тем лучше. Никто из них не отказывается приехать, они приедут с удовольствием.

При каждом следующем проигрыше, поверьте, отговорка будет традиционная: состав молодой, чемпионат слабый, опыта нет. Зачем нужен такой состав, который, повзрослев, махнет за границу, а мы опять будем сетовать на то, что они “непатриоты”? Климовец, Антон Лакизо, Фещенко тоже были молодыми. На чемпионате мира в Исландии им было 20-21. Именно это поколение провело немало встреч за сборную, где вообще ничего не платили. Ни рубля! И мы их называем “непатриотами”…

Павел ЛАКИЗО

Я о том же. Все мы, болельщики, их очень ждем. И если кто-то вставляет палки, мешая их приезду, то назовите этих людей. А мы через “ПБ” будем спрашивать их, капать на мозги. Если понадобится, то и под зад чиновникам дадим.

Сергей ЮЖИК

Мы слишком идеализируем Мироновича, причем во многом благодаря именно “Прессболу”. Неужели кто-то думает, что в Беларуси после распада Советского Союза не было ни одного хорошего игрока? До 90-го года были, а после — хоть тресни, ни одного?.. Почему мы думаем, что Миронович — бог, а игроки, попадающие к нему, — никто? Со страниц “ПБ” хоть раз прозвучала критика Мироновича-тренера? Все сетования на то, что гандболисты у нас плохие. Даже не представляю, что Миронович сделал для Новикова, чтобы тот так его обожествлял. Если взять, допустим, Мироновича и Малофеева — знаковые фигуры для гандбола и футбола, то увидим совершенно полярные отношения. Глубокая любовь к одному и полная неприязнь к другому. Однако ж результаты у футбольной и гандбольной сборных одинаковые — нулевые.

По-моему, Миронович не достоин стоять у руля сборной по одной простой причине: нет результатов на протяжении уже 11 лет. А мы с замиранием смотрим ему в рот. Кстати, именно при его непосредственном участии начался отток игроков за границу, за которых получали деньги не федерация со спортивными школами, а частные лица — тот же Миронович, Бутцек.

Вопросы лично к Новикову:

1. В чем причины застоя белорусского гандбола?

2. Достоин ли Миронович стоять у руля сборной при полной неконкурентоспособности его команд на протяжении 11 лет?

3. Почему “ПБ” ни разу не выступил с критикой в адрес Мироновича, в то время как сразу после неудач Малофеева на него вылилось огромное ведро грязи?

Павел ЛАКИЗО

Вот только когда Спартак Петрович пойдет на пенсию, которая уже не за горами, мы и о таких результатах будем мечтать. Посеяли мы свой гандбол, и здесь уже ничего не изменить. А упали мы в пропасть еще на чемпионате мира-95 в Исландии на последних секундах матча с Египтом, когда Миша Якимович не забросил семиметровый и в 1/8 финала вместо румын мы попали на немцев, из-за чего пролетели мимо Олимпиады в Атланте. Наш гандбол люблю без ума, но в целях экономии нервных клеток уже поставил на нем крест. И всем советую сделать то же самое. Нам не дает покоя память о СКА конца 80 — начала 90-х. Но это уже никогда не вернется.

Валерий ПОЛХОВСКИЙ

А, возможно, упали мы и чуточку раньше, когда за год до исландского первенства посчитали ничего не значащей последнюю игру на чемпионате Европы с венграми, не заявив на нее лидеров. Ведь в “группу смерти” в Рейкьявике мы попали благодаря не слишком высокому месту на “Европе”.

А может, еще раньше? В стыковых матчах с Австрией за выход на то же европейское первенство. Тогда ценой подвига мы преодолели последний барьер, а ведь это был первый звонок.

Увы, гандбол за последние десять лет мы действительно разбазарили, но почему-то упорно продолжаем считать себя гандбольной державой.

Вячеслав ИГНАТОВИЧ

Нет, ребята. Упали мы тогда, когда вместо подготовки к матчам с Украиной в 1999 году вся страна и сборная обсуждали, украл функционер 70 марок или нет. Для Паращенко и К° не было на тот момент более важного мероприятия. Что наглядно и продемонстрировали матчи. Я не оправдываю воровство функционеров, но скандалить надо было после плей-офф. Это был последний раз, когда сборная собралась в сильном составе. Впрочем, еще раньше нашу команду похоронил Миронович, заявивший в одном из телевизионных интервью перед выездом в Израиль, что мы едем не выигрывать, а набираться опыта.

Мы вот говорим на форуме, а Новиков опять напишет, что все было прекрасно. Миронович угадал тактику, но, увы, судьи, линейные, полусредние, не забитый семиметровый (нужное подчеркнуть)… Его футбольная объективность, к сожалению, на гандбол не распространяется. Не будет и слова, почему сменили гражданство Рутенко, Тучкин и Халепо, почему Климовец-старший и Якимович отказываются выступать за сборную, почему масса игроков из второй бундеслиги (в том числе и несколько полусредних) не вызываются на матчи или хотя бы на сборы, почему при явном дефиците разыгрывающих за бортом остался Убоженко. Вопросов очень много — только сейчас они уже бесполезны. Как и ответы на них.

Гандбол мы, конечно, потеряли. Увы, но, по-моему, окончательно. И интересуемся им сейчас только в силу того, что о нем пишет в “ПБ” Новиков, на него отводится много места, ну и еще, быть может, помним матчи со “Стяуа”. А ведь наш гандбол не сильнее нашего баскетбола или волейбола.

Может быть, когда связка Миронович — Бутцек умоет руки, сборная наконец-то перестанет рассматриваться в качестве витрины для продажи игроков.

Sws

Ребята, не расстраивайтесь. В жизни так случается, что однажды без никаких на то оснований вдруг на пустом месте произрастает что-то. Так было и с белорусским гандболом. Окажись волею судеб Миронович не у нас, спортивный мир мог никогда не узнать, что где-то живут Каршакевич, Барбашинский, Якимович… Но звездам было угодно, чтобы их встреча состоялась, и 80-е годы вселили в нас уверенность, что по-другому просто и быть не может. И еще в это замысловатое стечение обстоятельств вписался молодой журналист Сергей Новиков. Но сказки имеют свойство заканчиваться, пусть конец даже и не счастливый. Для того, что мы считаем нашим гандболом, этим концом и вершиной стала Олимпиада в Сеуле. Остается только сожалеть, что в 1988 году еще не было суверенной Беларуси.

А 90-е и начало нового века — это уже совсем другая история…

Вячеслав ИГНАТОВИЧ

На пустом месте никогда ничего не произрастает. Далеко не с Мироновича началась история белорусского гандбола. Корни успехов 80-х уходят в 60-е годы, когда была создана первая гандбольная команда. Если не ошибаюсь, называлась она “Буревестник” и была создана под шапкой и при зале БПИ.

У нас были школа, база, работавшие, как часы (в том числе и благодаря Мироновичу). Ребят искали по всей стране. Привозили, показывали Мироновичу, шел отбор. А потом, как в хорошем советском инкубаторе, стали появляться мастера, принесшие славу клубу и Беларуси. Но это в прошлом. Жить нужно в новых реалиях, которые в корне отличаются от тогдашних. А пока у самостоятельного гандбола Беларуси результатов как не было, так и нет. Но не Миронович в этом виноват. Человеку уже за 60, однако дело не бросает. А сменщика нет. С его уходом вообще все развалится…

Труженик села

Почему сборная до сих пор теснится в Уручье и не может въехать во Дворец спорта? Почему не приезжают лучшие? И таких “почему” вагон и тележка. Когда уже товарищ Новиков, помимо описания матчей, обратится к анализу ситуации в нашем гандболе? Надоело читать, что здесь нам не повезло, там судьи прихватили. Народ хочет знать правду: кто виноват и что делать?! А то Новиков — зубастый острослов в отношении футбола — вдруг становится мягким и добрым Дедом Морозом, когда дело доходит до гандбола.

Сколько шума вокруг Милевского, а про Рутенко и словом никто не обмолвился. Из года в год мы надеемся на чудо. Вдруг вопреки здравому смыслу и организационным проблемам наша сборная попадет на чемпионат мира или Олимпийские игры. Сколько писали о Дворце водного спорта, а об убогости арены в Уручье — ни слова. Почему мы не обыгрываем в Уручье всех подряд? Ведь спортсмен из цивилизованного мира, попав на эту площадку, часа два не может сообразить, где он находится — в школьном спортзале или на официальной гандбольной арене сборной с богатыми традициями. И остается только догадываться, что чувствуют там наши легионеры, играющие в Германии и Испании. Почему “ПБ” ничего не пишет о беспомощности и неумении гандбольной федерации что-либо организовать? Ведь никогда не забывают в газете о федерациях легкой атлетики, дзюдо, баскетбола, гимнастики. Тот чихнул не так, этот косо посмотрел, с тем плохо обошлись — и сразу на первую полосу.

Острая боль — единственное чувство, которое регулярно испытываешь, посещая матчи национальной сборной после двухчасового пути в Уручье…

Валерий ПОЛХОВСКИЙ

Кажется, Миронович просто утратил желание побеждать. Никто не спорит — он один из величайших тренеров в истории мирового гандбола, человек много сделавший для белорусского спорта. Но последние 6-8 лет, кроме денег, мотивации нет. А чтобы были деньги, надо продавать игроков. Следовательно, показывать их потенциальному покупателю — светить в играх за сборную. Потому в национальной команде и нет места мастерам, которые могут сделать результат. А без сплава молодости и опыта нет результата. Пафос, но правда.

Sws

Можно и мне пару слов о Спартаке Петровиче? У каждого тренера есть свои вершины и спады. О заслугах Мироновича известно всем. Но как человек, постоянно работающий в нашем гандболе, он несет ответственность за целую серию пролетов мимо топ-турниров. Вспомните ту же Бельгию, Израиль, непонятную дуэль с Македонией. Неужели нам не по силам хоть иногда цепляться за успех? Неужели на Украине условия для развития гандбола лучше? Та же Хорватия чем лучше Беларуси? Такой же, как и мы, осколок многонациональной страны, по которой еще и война прокатилась. Но это не помешало хорватам сберечь свое гандбольное достояние, выиграть Олимпиаду и стать чемпионами мира. Хочу надеяться, что минувшее десятилетие — не закат карьеры Спартака Петровича, а всего лишь черная полоса в жизни.

Вячеслав ИГНАТОВИЧ

Не думаю, что Миронович утратил желание побеждать. Эта мысль не подтверждена жизнью. По-моему, у нас были слишком большие ожидания после обретения суверенитета. Нам казалось, что и команда у нас замечательная, и тренер великий, и традиции славные. Но на практике-то у нас была только одна команда на всю страну. И что делать, куда ее возить, с кем играть? И вот вам выбор тренера. Лучше хоть как-то продавать ребят в зарубежные клубы, чем они сами будут разбегаться по свету или вообще уйдут из гандбола. Сейчас все сводится к обвинениям Мироновича во всех грехах. Но не мог же один Миронович из ничего создать регулярный чемпионат, не мог же он один вырастить плеяду тренеров, способных возглавить команды. Не может один человек все организовать! И какая у человека может быть мотивация после этого? В один прекрасный день ему сказали, что чемпионата СССР больше не будет…

Труженик села

Никто не смотрел матчи последнего чемпионата Европы? Тучкин, Лавров — 40-летние монстры, а у нас каждый год невнятное омоложение. Кому оно, простите, надо, ведь, кроме надежды, разжигаемой господином Новиковым перед каждым стартом, ничего оно не приносит. Уровень матчей европейского первенства и игр, транслируемых по БТ, — это… Каждый заброшенный мяч — результат мышления игроков. Броски, передачи в линию, кураж, темп. А у нас? Гоняем мяч вдоль вратарской и ждем, когда же Горбок или Барвиюк по воротам бросят. Парней сломали, и бросать больше некому. Необходимо, чтобы в сборной страны играли все сильнейшие гандболисты. А если они не хотят, то искренне жаль такую страну и такую сборную…

Роман СЧАСТНЫЙ

Роман, а кто в этом виноват? Почему гандбол беден, как никакой другой игровой вид спорта, почему мы забыли о наших ветеранах, почему молодые ребята в раздевалке одалживают друг у друга деньги на талончик, почему девушки не любят этих ребят, почему у них только одна цель — продаться за границу, почему вообще мы обсуждаем эту тему? Наконец, почему государство отвернулось от гандбола, почему 12 лет практически один тренер, почему один Новиков освещает гандбол, почему мы, точнее, вы, друзья, ему верите?

Павел ЛАКИЗО

(Продолжение следует.)

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?