ГЛАС НАРОДА. Диктатура пролетариата
Сугубо дилетантское наблюдение. Когда в нашей сборной еще играли Тучкин, Якимович, Паращенко и другие, бросалось в глаза, как соперники цинично и целенаправленно использовали слабые места белорусов. Ведь на полную высококлассную семерку у нас никогда не хватало кадров. Я смотрел мировой чемпионат в Исландии, нервничал и не понимал, почему Новиков не скажет об этом. Почему не придумываются тактические схемы с акцентом на сильные стороны? И лишь в последние годы понял, что планида Мироновича, очевидно, в создании пусть и менее яркой, но ровной команды. Вот он и подравнивает сегодня ее под слабые звенья. Во времена СССР Миронович мог годами подбирать под свое видение команды “бесперспективных” Мосейкиных, Тучкиных, а сегодня такой возможности нет. Как нет и иного представления о комплектовании, тактике и стратегии национальной сборной. Никто не спорит, Миронович велик и заслуживает бюста на родине, но почему-то он напоминает тех великих председателей колхозов, которые действительно украшали советский строй. Время колхозов прошло и в спорте, но председатели кое-где остались. Действительно, нет другой сборной, где бы так равнодушно относились к массовому отказу лидеров. Скорее, отказываются от негибкого тренера…
Гость Гость
Почему наш гандбол, вместо того чтобы напоминать всему миру, что есть такая страна Беларусь, оказался на дальних подступах к чемпионатам мира и Европы? Разговоры о том, что у нас нищая страна с не тем уровнем экономики, сразу оставляем в стороне. Во-первых, это не совсем соответствует действительности, а во-вторых, если и есть некие глобальные причины, оказывающие влияние на наш спорт, то они в равной степени влияют на футбол, хоккей и биатлон, где имеются кое-какие успехи. Кстати, хоккей и биатлон вообще показательны в данном контексте, так как большинство достижений в этих видах спорта связаны не столько с нашей суверенной организацией дел в них, сколько с наследием, оставленным после распада СССР. Однако ж какой другой вид на заре независимости мог сравниться с гандболом по части щекотания воображения и мечтаний о скорых победах самой высокой пробы? Уж точно не футбол с хоккеем.
Кто виноват? Можно долго спорить на эту тему, но ответ ведь на поверхности. Нет выбора! Практически весь наш гандбол связан с именем одного человека — Мироновича. Сезон-другой, когда он уступил место главного тренера сборной Каршакевичу — не в счет. Миронович — неизменный наставник минского СКА, до недавнего времени даже не флагмана, а практически единственного клуба страны. В начальный период он же являлся главой федерации, то есть брал себя на работу, заключал с собой контракты, ставил себе задачи и сам себе за них отчитывался. И чего мы достигли, что построили? Или все же бездарно разбазарили нажитое?
Но! Как ни странно, мне Спартак Петрович всегда был симпатичен (может, и с подачи Новикова, так как ни от кого другого я о нем ничего не слышал). Свои мысли я изложил с одной целью: попытаться высказать предположение, какие причины не позволили этому, несомненно, талантливому специалисту продолжить тренерские достижения. На мой взгляд, они банальны. Разные исторические эпохи выдвигают на главенствующие роли разных людей. Накануне Отечественной войны никто не сомневался, что Буденный и Ворошилов в пух и прах разнесут немецкую армию. Однако появились мало кому известные Жуков, Рокоссовский, Конев… Люди одного со мной возраста воочию наблюдали, как в послеперестроечный период терпели крах те, кто мог сделать прекрасную карьеру в советские времена. И наоборот. Кажется, то же самое случилось и с Мироновичем.
Однажды наблюдал минский СКА в аэропорту после возвращения команды из ежегодного вояжа в Германию. Видели бы вы наших одетых с иголочки звезд с огромным количеством сумок и коробок с телевизорами и видеомагнитофонами! И это в период пустых полок и глобального дефицита. Место в таком клубе, как СКА, было пропуском в мир. Попробовал бы тогда кто-то вякнуть против главного тренера. Малейшее неповиновение могло стать первым и последним. В таких условиях проводить в жизнь игровые задумки во сто крат проще, чем тогда, когда твои игроки ждут, куда бы повыгоднее смотаться. Миронович оказался попросту не готов к тому, чтобы строить команду на других принципах. Он готов жертвовать результатом сегодня во имя побед завтрашнего дня. Но это утопия! Новое время сформировало новые законы взаимоотношений. Нынче за аппаратурой не нужно ехать в Германию, ее можно купить и в Минске — дайте только заработать. Сегодня тренер должен идти на компромиссы со звездами, если кто-то, хоть тресни, не хочет бросать курить, а другому приперло на денек сгонять к подруге. При этом абсолютно уверен, что очень мало наших гандболистов лишены спортивного честолюбия. Убежден в искренности Тучкина, желавшего играть до инвалидной коляски, но выиграть за Беларусь какую-нибудь медаль. Кто виноват, что в какой-то момент он понял (кстати, раньше всех нас), что никогда не будет у Беларуси этой самой медали?
Про параллели с Малофеевым говорить не хочется, но они очень напрашиваются. Кто из вас слышал, что перед стартом недавней квалификации кто-то ставил задачу выиграть ее любой ценой? Наоборот, промелькнуло откровение Мироновича: “Шансы не выше средних”. Извините, когда наставник не верит в успех еще до боя, то что можно говорить о его подопечных? И при этом нас пытаются убедить в его тренерской непогрешимости… Проигран матч в Италии, а в отчете видим: какие молодцы тренеры. Мол, вовремя просекли — счет пошел не на очки, а на голы. Только ведь все равно проиграли именно по голам…
Вячеслав ИГНАТОВИЧ
Убежден, ситуация в гандболе может быть исправлена, несмотря на плачевное состояние экономики. Как показывает хоккейный опыт, все зависит от воли. От воли тех, кто решает организационные вопросы за счет административного ресурса. В наших условиях это главный фактор. Тогда же найдутся средства на строительство новых и ремонт старых залов. Хотел бы заметить: чтобы что-то разбазарить, нужно прежде всего что-то иметь. В наследство от Советского Союза мы получили не так много, как может показаться. Два зала в Минске, где можно проводить соревнования! Поправьте, если ошибаюсь. В Гомеле только недавно построили Дворец спорта. В Бресте еще только строят. Национальный чемпионат выглядит убого и не обеспечивает должного соревновательного уровня, на который можно было бы опираться при формировании сборной. Странно, но все названные вами, Вячеслав, причины неудач почему-то свелись к личности Мироновича, который, мол, оказался не готов строить команду на современных принципах. Вы заявляете, что тренер должен идти на компромиссы со звездами. Но подобного подхода нет ни в одном профессиональном клубе!
Относительно же откровений Мироновича… Шансы не выше средних — это не убийство надежд болельщиков, а реальная оценка уровня сборной. Думаю, ситуация была бы более неловкая, если бы тренер для подъема духа болельщиков высказался за наши стопроцентные шансы.
Труженик села
Объявление: “Старики” гандбола приглашают симпатичных и разговорчивых девушек в баню с 24.00 до 6.00, а потом, вечером, на отборочный матч чемпионата мира (или Европы). Результат гарантируем. Воспоминания — тоже!”.
Та сборная после бани и у французов выиграла, и с хорватами на равных боролась. После бань, дискотек, ресторанов, друзей… Раньше 7.00 в день игры никто спать и не ложился. Закалка! Можно, конечно, и с этими, молодыми, играть, но с теми, стариками, как ни крути, будем выше. И пусть они пьют, гуляют… Скажите, а кто из нас не нарушает режим? Думаю, мало таких. Гандболисты — тоже люди, всем выпить хочется. Это же состояние души!
До сих пор помню “Тополиный пух”. И хорваты тоже!
Павел ЛАКИЗО
Был приятно удивлен большим количеством отзывов о выступлении национальной команды. Значит, есть еще люди, которым интересен наш гандбол.
Много было сломано копий в споре о причинах отказа легионеров приезжать в сборную. А кто, простите, отказывался? Лично я предлагал свою кандидатуру, но получил от ворот поворот. Климовец, заявивший о своем нежелании играть (это было два года назад!), самостоятельно тренировался в Минске целую неделю, но его опыт оказался не нужен сборной. Кстати, опора немецкой дружины Фолькер Цербе прощался со сборной Германии раз пять… У нашего гандбола есть еще Гольдин — один из лучших бомбардиров второй бундеслиги. Однако он тоже не востребован в сборной (это при нашей то “мощной” задней линии). Антон Лакизо забивает по 7-10 мячей в играх за клуб. Между тем региональная немецкая лига никак не слабее белорусского чемпионата. Тот же Тучкин, выступающий за россиян, в следующем сезоне будет играть в клубе четвертого дивизиона.
К разговору о режиме. Ящик пива после тренировки (на команду!) — это не смертельный грех. В западных клубах такое давно стало нормой. И тренеры видят в этом не преступление, а способ сплочения команды. Если же мы все такие “синяки”, как нас назвал один белорусский журналист после интервью с Мироновичем, то почему тогда с нами имеют дело западные клубы?
Не в моей компетенции подбор кадров для сборной (в том числе и тренерского штаба), но хочется напомнить, что дружина Каршакевича всегда доходила до плей- офф, обыгрывала, к примеру, чехов. А недавно те на чемпионате Европы победили французов. Все просто — при Каршакевиче в сборной было взаимопонимание между игроками и тренером. Стиль же работы Спартака Петровича — диктатура. Потому и работать с молодыми ему гораздо приятнее.
У меня небольшой вопрос. После определенного возраста (каждый устанавливает его сам в силу обстоятельств) спортсмен заканчивает свою активную карьеру. Есть ли такой возраст у тренера?
Андрей СИНЯК
Вот вам и подтверждение — ни один так называемый “старик” не отказывался выступать за сборную. На данный момент это засвидетельствовали четыре человека: Андрей Синяк (чемпион Германии в составе “Лемго”), Андрей Климовец (неоднократный призер немецкого первенства), Антон Лакизо (высокими наградами не обладает, но уж точно на голову выше всех игроков нынешней сборной), Владимир Гольдин (неужели у нас так много полусредних?). С уверенностью могу сказать, что то же самое подтвердили бы Гордионок, Усачев, Убоженко и другие. Может, не все они прошли бы в состав, но у нас действительно был бы выбор хорошего европейского уровня. Самое главное, к нам относились бы с уважением. А сейчас в национальной команде одни дети, пусть и талантливые. Но нам ведь необходима сборная, а не одаренная поросль, которую Миронович готовит на продажу. Никто не задавал себе вопрос, почему в недавней домашней игре с Австрией на площадке были сразу четверо армейцев: Островский, Васильев, Митковец, Подосинов — далеко не самые выдающиеся игроки даже нашего чемпионата? Да и СКА ведь в минувшем первенстве занял только четвертое место. Эра Мироновича (точнее, время диктаторских методов работы) давно прошла. Это подтверждает история его постсоветского тренерства — круглый ноль в графе “результат”.
А наши “синяки” прекрасно чувствуют себя за границей. Так для кого существует белорусский гандбол? Для болельщиков или для Мироновича и компании? Из нынешнего руководства сборной, на мой взгляд, только один человек болен гандболом — Каршакевич. Для остальных национальная команда — способ заработка.
Павел ЛАКИЗО
Позвольте задать один вопрос: были все-таки пьянки-гулянки до семи утра перед игрой? Если да, то чего тогда стоят такие игроки, чего они хотят добиться? Может, стать первыми в региональной лиге? Ящик пива после тренировки на 20 мужиков — это во благо. Но я за ночь в одиночку этот ящик осилю и еще добавки попрошу. Будь я тренером, ни один из таких “профи” не появился бы у меня в команде. А что думать простым болельщикам, приехавшим из Малиновки в Уручье, после игры невыспавшихся и еле передвигающихся с бодуна “звезд”? Утереть скупую слезу и поехать домой?
Зажрались ребятки…
Андрей РЯБЦЕВ
Андрей, такие случаи были, но они единичны. И ответственны за подобное всего несколько человек, поэтому не стоит обобщать. Я играю в региональной лиге потому, что это мой уровень. Вот и все! Я занимаюсь любимым делом и получаю за это деньги. Очень хочу зажраться, но не получается. У меня есть жена, замечательная дочка — это для меня самое важное (а не сборная, “Прессбол” и даже гандбол). Я тоже утираю скупую слезу, глядя на многие процессы в моей любимой Беларуси.
Антон ЛАКИЗО
Хотел бы задать Андрею Синяку вопрос, мучающий меня уже столько лет. Андрей, будьте искренни, объясните, почему сборная в сильнейшем составе с треском слила матчи плей-офф с Украиной. Кто несет за это ответственность? Игроки или тренер?
Валерий ПОЛХОВСКИЙ
Буду искренен. Мы недооценили украинцев, потому как незадолго до того они обыграли СКА с большим скрипом. Ответственность за поражение несут все. Игроки в большей степени…
Андрей СИНЯК
Замечательный момент. Как могут белорусы недооценивать соперника?! Разве мы многократные чемпионы мира? Ехать на мировой форум ниже нашего достоинства? Отпахали два часа, а затем оценивайте-переоценивайте (пейте, колитесь, только к чемпионату восстановитесь).
Андрей, с пивом ты немного переборщил. Если бы наши спортсмены так “заправлялись”, то рвали бы всех подряд. Это ж какое здоровье надо иметь! Старики все пищат, что молодежь пить не умеет! А она у нас еще и грибочки радиоактивные есть может.
Михаил ГИЛЕВСКИЙ
(Продолжение следует.)
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь