Почему Америка не Россия. Великий провал
Одни восхищаются скоростями, кто-то в первую очередь обращает внимание на технику, я же слежу прежде всего за глазами спортсменов. Потому что в них видно все. Литры пота, пролитые на тренировках, боль пережитых травм, азарт борьбы или страх не исполнить давно обкатанный элемент в самый нужный момент. Игры для неизбалованных медными трубами и сумасшедшими гонорарами (хоккеисты не в счет) “зимников” — час истины. Здесь в доли секунды решается судьба человека. Или он сломается и получит клеймо неудачника, или же станет героем, о свершениях которого будут помнить долгие годы. Все эти коллизии и эмоции без особого труда прочитываются в глубине глаз. Поразительно и порой самому непонятно, как так выходит, но за эти две недели успеваешь прожить тысячи жизней.
Результаты белорусов пока не оказывают большой нагрузки на сердце. С учетом отсутствия стратегии развития спорта мы выступаем так, как и предполагалось, в примерном соответствии с рейтинговыми позициями. Естественно, надеялись на чудо. Его не случилось, и белорусы, кажется, к такой ситуации относятся с пониманием.
Иное дело — россияне. Сколько бы министр спорта Виталий Мутко ни пытался сделать хорошую мину, дескать, мы всегда так начинаем, очевидно, что наши соседи рассчитывали на гораздо большее. Немудрено. Ведь Россию можно считать самой зимней страной мира. Однако бронзовая медаль конькобежца Скобрева пока остается единственной. И главное — нет предпосылок, что ситуация кардинальным образом изменится. Провал прежде всего налицо в таких традиционно сильных для России видах, как биатлон и лыжные гонки. В то время как словачка Кузьмина завоевывает золото и серебро, ее бывшие соотечественники катаются на почтительном отдалении от призовых позиций.
К этому шло. И причины плачевного положения в российском спорте хорошо известны. В первую очередь это эхо 90-х. База спортивных успехов закладывается задолго до того, как они начнут проявляться. С того момента, как мальчишка пришел в секцию, до начала его профессиональной карьеры проходит как минимум 10 лет. И вопрос здесь не только в деньгах, которых не хватало. Хотя этот фактор тоже существенный. Большинство зимних видов довольно затратные. Изменился прежде всего социальный статус спорта. Люди просто-напросто перестали ходить на стадионы. Спорт перестал быть предметом гордости, важным аспектом утерянной национальной идеи. Из телевизионного эфира он оказался безжалостно вытеснен. Молодое поколение стало равняться на кого угодно — Сашу Белого, Диму Билана, Ксюшу Собчак, но не на олимпийских чемпионов. И откуда же тогда взяться новым гениям?! В последние годы ситуация, возможно, начала меняться. Хотя и здесь не все однозначно. Такое ощущение, что в сознании зрителей “Ледниковый период” — это круче, чем Олимпийские игры.
Не от хорошей жизни приглашена под российский триколор японская фигуристка Юко Кавагути. Только это не спасло от символичной неудачи. С 1964 года СССР, а затем Россия неизменно добывали олимпийское золото в парном катании. И вот теперь великая школа вовсе осталась без медалей.
От хорошего трудно отвыкать. Российская публика по инерции хочет медалей и рекордов. Требует, требует, требует! Втаптывая в грязь кумиров при первой же осечке. И в этом аспекте кроются ключевая причина неудач и ответ на вопрос, почему из страны бегут спортсмены, которые могли бы здесь реализоваться, даже несмотря на жесткую конкуренцию. Та же Кузьмина.
Во всем мире когда спортсмен допускает ошибку или проваливается, в первую очередь ему выражают сочувствие. Всем понятно: он сделал все, что мог, и никто не желал добиться успеха сильнее, чем он сам. Часто это желание и играет злую шутку. В России же нет-нет да и предъявляют обвинения или, наоборот, ищут нелепые оправдания, будто молодой человек совершил, по меньшей мере, злонамеренное вредительство. Из недавнего, например, поразили заголовки про саночницу Иванову, которая заняла “лишь четвертое место”. Можно подумать, она была чуть ли не претенденткой на золото?! На самом деле Татьяна не входила в число фавориток и в определенном смысле прыгнула выше головы, до последнего момента сражаясь за медаль. Ей и без того обидно, а тут еще вслед слышатся упреки.
Словно крик души прозвучало интервью биатлонистки Светланы Слепцовой под заголовком: “От биатлонной команды ждут медалей, но мы никому ничего не должны”. Эта фраза вызвала огромное количество откликов и споров в Рунете. Может быть, спортсменке и не стоило так говорить. Вряд ли она такая неблагодарная — просто Светлану, что называется, достали. И кто-то должен был наконец обратить внимание, что такая терминология в спорте, как “должны”, “обязаны”, — дикость для общества, считающего себя свободным.
В Норвегии в этом плане ситуация приятнее. Это государство из года в год признается ООН одним из лучших мест для жизни. Однако в Ванкувере скандинавская страна переживает почти такой же провал, как и Россия. Викинги считают лыжные гонки и биатлон своей вотчиной, однако запланированного количества медалей нет, и вряд ли будет. Петтер Нортуг, которого прочили в главные золотодобытчики, на 10-километровке свободным стилем финишировал лишь 41-м. Неудачи норвежцев не похожи на случайность. Их хваленая конкуренция уже не так высока. Еще в Турине просматривались признаки заката норвежской спортивной супердержавы. Пожалуй, мы можем заключить, что слишком хорошо — это тоже плохо. Характер викингов закалялся столетиями. Но нынешняя ситуация, когда пособие по безработице в десять раз больше, чем средний заработок где-нибудь в центре Европы, не совсем нормальна. Молодому поколению не хватает стимулов, и часто оно оказывается не готовым к жестким правилам спорта.
Любой олимпиец — прежде всего личность. Но на их примере особенно ярко проявляются особенности национального характера. Вспомнить опять же фигурное катание. Ряд американских изданий язвительно прошлись по неудачам россиян, оставшихся без медалей. Но вот что интересно. В самих Штатах, где фигурное катание весьма популярно и есть множество катков, куда перебежало немало советских тренеров, за многие годы так и не смогли явить на суд зрителя сколь-нибудь яркую пару. Хотя сильных одиночников всегда хватало. Не иначе проявляется знаменитый индивидуалистский дух. Американская мечта, видимо, не сочетается с необходимостью с кем-то ее делить. У китайцев ситуация обратная. В одиночном катании они не представляют никакой силы, зато в парах буквально расцветают. Коллективисты! Примечательно, что дуэты из Поднебесной и особенно чемпионы Шен/Чжао вопреки стереотипам продемонстрировали не только хорошее техническое, но и очень чувственное катание. Это при том, что партнеру стукнуло 36 лет. Он стал вторым среди самых возрастных чемпионов в истории Олимпиад.
В Ванкувере нет страны-гегемона. Как правило, у каждого государства своя специализация. Южнокорейцы потеснили голландцев в качестве королей коньков, немцы задают тон в санях, североамериканцы хороши в тех видах, где требуется лихость. Разнонаправленностью отличаются только представители альпийских держав. Нам же нужно верить в лыжных акробатов. А в других видах надеяться на чудо и просто заглядывать в глаза.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь