МЕМОРИАЛ. Прыгун

14:19, 30 января 2003
svg image
1001
svg image
0
image
Хави идет в печали

Трижды подряд назывался спортивными журналистами лучшим спортсменом мира (1961-1963). Автор книг “Над планкой есть высота”, “Высота”, сценария фильма “Право на прыжок”, пьес: “Доктор Назаров”, “Олимпийская комедия”, “Рев трибун”, “Не измени себе”, романа “Не измени себе” в соавторстве с А. Лапшиным.

Умер 26 января 2003 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Брумель был героем своего времени — эпохи идеологического противостояния Запада и Востока. СССР и США соревновались в области освоения космоса, в области спорта, в научно-технической сфере, а уж гонка вооружений была притчей во языцех. Брумель был одинаково удобен апологетам “холодной войны” и тем, кто искал в спорте точки соприкосновения между враждующими системами. Известна крылатая фраза Никиты Хрущева, руководившего тогда Советским Союзом: “Вот Брумель! Показал американцам кузькину мать!” В то же время Валерия в США боготворили за его казавшиеся невероятными рекорды. Сенаторы и конгрессмены, ученые и общественные деятели стоя встречали появление русского парня, специально прилетевшего в США для получения очередной престижной награды.

Популярности Брумеля способствовала специфика его спортивной специальности — прыжки в высоту. Его называли космическим прыгуном. Это перекликалось с успехами Советского Союза в развитии пилотируемой космонавтики. Рекорды Брумеля и полеты первых космонавтов совпали по времени. Это казалось символичным: СССР покоряет новые высоты в космосе и на Земле. А сам покоритель продолжал жить в двух маленьких комнатках резервного жилья спортивного общества “Буревестник”. После упомянутой фразы Хрущева Брумелю сразу же выделили квартирку получше — на Смоленской набережной, фактически на Арбате, где Валерий мечтал жить с самого первого дня, когда приехал в Москву. Пристойная квартира у него появилась только в 1970 году.

Спортсмен он был неистовый. Начал заниматься легкой атлетикой у тренера по многоборью Дмитрия Оббариуса, который обрушивал на своих воспитанников огромные нагрузки. Те, кто выдерживал и не спивался, добились в спорте немалых успехов. Брумель был самолюбив и жаден до работы. Он очень хотел побеждать. К 17 годам, когда его заметил известный тренер Владимир Дьячков, он был великолепно подготовлен функционально. Дьячков поставил ему классическую технику перекидного прыжка. И хотя он не прошел отбор в олимпийскую команду, ему дали шанс, который он блестяще использовал: в самый канун римской Олимпиады-60 18-летний Брумель установил рекорд Европы — 2,17 и получил пропуск на Игры.

Там настырный юноша снова удивил всех: в 40-градусную жару Валерий опередил рекордсмена мира американца Джона Томаса (2,14), но по попыткам уступил опытному тбилисцу Роберту Шавлакадзе (по 2,16). Главный тренер сборной СССР по легкой атлетике Гавриил Коробков вспоминал: “Мы-то везли его обстреливать на будущее, учиться, а он, взяв серебро, был взбешен!”

Брумель стал лидером в прыжках в высоту — виде, который прежде считали американским. Он установил высшее мировое достижение для залов — 2,25. Летом 1961-го Валерий трижды улучшал мировой рекорд для открытых стадионов — 2,23, 2,24, 2,25! Мир сходил с ума от восторга! Через год во время очередного матча США — СССР в присутствии ста тысяч зрителей в Пало-Альто Брумель берет 2,26! В 1963-м еще два рекорда: 2,27 и 2,28, причем последний снова на матче СССР — США в Москве. Это было последнее достижение Валерия Брумеля, продержавшееся 8 лет.

Токийскую Олимпиаду Брумель выиграл у Томаса только по попыткам, еле взяв 2,18. Через год, 5 октября 1965 года, случилась трагедия, перевернувшая его жизнь. Он попал в аварию, после которой нога держалась на одном сухожилии. Другому бы такую ногу ампутировали. Валерия же спасла всемирная слава. Хирурги сделали 31 операцию, чтобы сложить ногу из обломков костей и нарастить на них “мясо”. В Курган к доктору Гавриилу Илизарову спортсмен поехал просто потому, что надеяться было уже не на что. У него на ноге была удалена часть кости — не хватало 3-4 сантиметров. Илизаров наращивал кости на 15-20 см. Для него это был рядовой случай.

Брумель оказался благодарным человеком. С его помощью Илизаров, которого “плавили” московские авторитеты, добился всесоюзного и всемирного признания.

Валерий приступил к тренировкам… через два дня после возвращения из клиники. И через два с половиной месяца прыгнул уже на два метра, хотя нога в голеностопе почти не гнулась — не хватало сухожилий. Истязая себя на тренировках, преодолевая жуткие боли, он взлетел на 2,08. И это был подвиг!

После ухода из большого спорта Брумель занялся писательской деятельностью, потом увлекся лекционной работой. Последнее время он с молодой женой и 9-летним сыном жил в Москве…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?