ПОЛЕМИКА. Нужна ли РШВСМ?

14:58, 16 апреля 2003
svg image
1564
svg image
0
image
Хави идет в печали

Большие потери в юности

Первые отрицательные тенденции в развитии легкой атлетики и других видов спорта появились 10 лет назад с возникновением таких соревнований, как Европейские олимпийские дни молодежи (ОДМ), а затем и чемпионатов мира среди юношей. Подготовка к этим турнирам взята под особый контроль высшим спортивным руководством страны.

В результате у нас начали проводить ОДМ по двум возрастным группам, которые вытеснили спартакиаду школьников, а по престижу стали не ниже чемпионатов Беларуси. Министерство спорта по окончании каждого сезона отдельно подводит итоги выступления сборных областей по ОДМ.

Тренеры не заставили себя долго ждать. Результаты во многих видах легкой атлетики у юношей и девушек пошли вверх. У наставников, работающих с резервом, появился реальный шанс выйти на международный уровень не через 10-15 лет (это срок, за который можно подготовить мастера спорта международного класса), а через 2-3 года. И получить за подготовку победителя или призера чемпионата мира среди юношей такие же высшую категорию, премию, зарплату, сборы, экипировку, что и тренер, подготовивший призера взрослого чемпионата мира или Европы.

Это привело к расцвету форсированной подготовки юных спортсменов с применением фармакологических средств, особенно в условиях УОР, что противоречит физиологическим особенностям молодого формирующегося организма. Форсаж, как правило, оборачивается потерей талантливых спортсменов. Другие варианты исключены.

Наставники стали готовить юношей для того, чтобы выиграть Олимпийские дни молодежи Беларуси в младшей возрастной группе и попасть в списки сборной для последующих приглашений на учебно-тренировочные сборы. А там уже пускаются во все тяжкие, не задумываясь о последствиях, лишь бы попасть на юношеский чемпионат мира.

Тренерская психология понятна, как слова известной песенки:

“Нет-нет-нет-нет! Мы хотим сегодня!

Нет-нет-нет-нет! Мы хотим сейчас!”

Об этом стоит задуматься руководству Минспорта.

Молодые специалисты больше общаются со спортивными медиками. В меньшей мере их интересуют опыт и знания умудренных опытом коллег, способных поделиться методикой тренировки на всех уровнях подготовки. Так теряется преемственность тренерских кадров, а это не замедлит негативно сказаться уже в ближайшем будущем.

Затратный механизм

Не секрет, что училища олимпийского резерва (УОР) малоэффективны и многозатратны. Набор в них проводится с 9-го класса. При нынешней системе в результате форсированной пятилетней подготовки из большого числа способных парней и девушек, в которых вложены немалые средства, во взрослый спорт попадают единицы.

Наличие в областных центрах УОРов лишает стимулов тренеров районных ДЮСШ. Именно там должны находиться кузницы качественного отбора и формирования основных двигательных навыков с последующей передачей наиболее перспективных юных атлетов в УОР.

Сейчас же стоит только районному тренеру найти способного паренька, как его сразу же приглашают в УОР с согласия первого наставника. Тот понимает, что его ученику, находясь в районной ДЮСШ, будет сложно бороться на республиканских соревнованиях с уоровцами, у которых условия подготовки на порядок лучше.

Поэтому работа многих районных тренеров сводится к тому, чтобы отыскать талант и сразу же отдать в УОР. В такой ситуации наставники на местах не могут совершенствовать свое профессиональное мастерство. А так как в УОРе сразу же нужен результат, то чаще всего неподготовленные дети попадают в жесткий режим двухразовых тренировок. При этом нарушается принцип постепенности и последовательности в начале многолетнего тренировочного цикла. Это то же, что начать строить дом, не заложив фундамент.

В УОР — с аттестатом зрелости

За последние годы число тренеров, работающих со взрослыми, уменьшилось. В Брестской области из примерно 70 штатных тренеров по легкой атлетике лишь трое занимаются в ШВСМ со взрослыми.

Некоторые наставники имеют одного-двух взрослых спортсменов, но, как правило, работают в штате УОР или СДЮШОР с юношами, а такая работа высокоэффективной быть не может. Знаю, что аналогичная ситуация и в других областях. В связи с этим полагаю, что было бы целесообразнее действовать иначе.

Олимпийские дни молодежи Беларуси проводить только в старшей возрастной группе. А в младшей — первенство страны по многоборным связкам. Это даст возможность тренерам заниматься с юношами разносторонней подготовкой. Необходимо также включить в республиканский календарь спартакиаду среди молодежи до 23 лет.

Набор в УОРы (кроме РУОР) проводить только по олимпийским видам спорта и тем видам, в которых есть традиции и перспективы завоевания медалей на мировых и европейских первенствах. Училище должно соответствовать своему названию — олимпийского резерва. Набор в УОРы проводить не раньше, чем в 11-м классе, а обучение “на курсах” сделать трехлетним. К специальности “тренер-преподаватель” добавить обучение спортивному массажу.

В результате таких преобразований уменьшится количество учащихся, но улучшится качественный состав спортсменов, так как к 11-му классу более четко выражены антропометрические данные, особенно у девушек. В этом возрасте у молодых атлетов больше определенности в будущем, значит, меньше случайных юношей и девушек будут поступать в УОР.

Появится желание творческой работы с юными спортсменами у тренеров ДЮСШ и СДЮШОР. У тренеров УОР будет больше времени следить за выступлениями молодых спортсменов, прежде чем пригласить их в училище. Это автоматически повысит качество селекции.

Так как после окончания УОР перед спортсменом встает много проблем (служба в армии, жилье, полноценное питание), третий год обучения позволит многим юниорам, перешедшим во взрослый спорт, закрепиться в нем.

В то же время обучение в УОР составит 4 года вместо 5 лет, соответственно произойдет экономия финансовых средств, которые нужно использовать для оснащения училищ и СДЮШОР.

Кто-то может возразить, что для технических видов спорта это слишком поздний набор, ибо техника закладывается в раннем возрасте. Для этого придется теснее работать с тренерами на местах. Активно работающих тренеров вызывать раз или два в год с лучшими учениками на УТС для стажировки в областные центры. В районных ДЮСШ много талантливых тренеров, им надо только помочь, и они смогут решать все задачи базовой, в том числе и технической подготовки. Возможно, кто-то скажет, что в 11-м классе трудно будет набрать людей в УОР. Если такая система охватит всю страну, то будем не набирать, а отбирать.

РШВСМ — черная дыра

С моей точки зрения, РШВСМ играет отрицательную роль в отношении роста тренерского мастерства в регионах. Так как многие тренеры, работающие в РШВСМ, являются старшими тренерами сборной страны по видам, то в первую очередь они заинтересованы в успехе своих личных учеников, а потому тренерам-конкурентам из регионов чинятся всевозможные препятствия. Столичные мэтры под разными предлогами переманивают перспективных спортсменов к себе в РШВСМ. Примеров можно привести множество, они общеизвестны.

Естественно, в такой ситуации тренеры на периферии (среди них есть много талантливых), потеряв одного-двух способных ребят, теряют оптимизм и уверенность в том, что когда-нибудь смогут подготовить спортсменов высокого уровня. Тем более что руководители республиканских структур периодически напоминают о том, что “в Минске работают более профессиональные тренеры”.

С другой стороны, заявления о том, что тренеры в регионах, в частности брестские, не умеют работать, не обоснованны и просто оскорбительны. Это не что иное, как попытка психологического давления на тех, кто пытается отстаивать свои взгляды и своих воспитанников. В каждой области есть 2-5 наставников, способных готовить спортсменов самого высокого международного уровня, в том числе и в Бресте. Для этого надо не поучать их, а создавать специалистам равные условия работы и в столице, и в регионах, а также обеспечить тренеров современными научно-методическими разработками.

Исходя из вышесказанного, считаю, что РШВСМ надо ликвидировать, а ее сотрудников перевести в ШВСМ Минска.

Старшие тренеры национальной команды по видам не должны тренировать личных спортсменов. Отбирать старших тренеров нужно на конкурсной основе, учитывая профессиональные и человеческие качества претендентов. В результате таких преобразований мы станем меньше завоевывать медалей в международном юношеском спорте, но через несколько лет у нас появится значительно больший список претендентов на олимпийские, мировые и европейские регалии. Юношеский спорт тогда будет существовать в более здоровом и чистом виде, а во взрослом мы сделаем широкий шаг вперед.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?