Лицо чемпиона. Олег Гулевич: чужой Дворец спорта
— С вашим досрочным чемпионством последний тур первенства для “Минчанки” уже не важен?
— Не соглашусь. Теперь, без необходимости результата, появилась возможность предоставить молодым игрокам практику, которой им недоставало. Тем более что любые официальные матчи всегда полезнее тренировочных.
— Начало чемпионата не тревожило? Ведь после двух стартовых туров побед и поражений у “Минчанки” было поровну.
— На то имелись объективные причины. Во-первых, летом состав пополнили Аверина, Лопухина и Шевченко. Во-вторых, последняя из них, а также Пальчевская и Назарчук вернулись с чемпионата Европы-2009 всего за десять дней до начала первенства страны. Как обычно после таких соревнований, наши сборницы были далеки от оптимальной формы. Так что вопрос сыгранности стоял ребром. Кроме того, уже по ходу турнира приходилось выбирать для игроков оптимальные амплуа.
На налаживание игровых связей и дисциплины уходили недели и даже месяцы. Но клубное руководство меня не понимало, требовало результат немедленно. Пообещал, что наладим игру. И с января мы начали сметать всех соперников со своего пути.
— Вероятно, подспорьем стал универсализм некоторых игроков?
— Наши центральные Анна Шевченко и Светлана Назарчук могут, подобно крайним нападающим, действовать на приеме и атаковать с задней линии. Такая взаимозаменяемость блокирующих и доигровщиц позволяет модифицировать систему игры уже по ходу матча и оставлять на площадке без замен сразу двух игроков первого темпа.
— Готовы оценить индивидуальные достижения учениц?
— Для начала замечу, что нам удалось найти баланс отношений между тренерами и игроками. И уступали, и выигрывали вместе, разделяя ответственность на всех. А еще смогли добиться идеального сочетания опыта и молодости.
Что касается персоналий, то Шевченко с зимы играла на одинаково высоком уровне. 18-летние волейболистки основного состава доигровщица Анастасия Гарелик и либеро Ольга Щербаченя проявили себя очень неплохо. Хотя Насте нужно понимать, что ей предстоит еще многому учиться. Порой оставался недоволен действиями пасующей Ольги Пальчевской. Но ближе к весне она разыгралась настолько, что арсенал наших комбинаций был максимально разнообразным, а векторы атак — абсолютно непредсказуемыми.
Диагональной Ольге Авериной поставили задачу цементировать и вести общую игру. Иначе говоря, хорошо принимать и подавать, а заодно играть на блоке, но никак не акцентироваться на результативности. Кроме того, Оля — это наш характер. Она настоящий боец, который никогда не опускает рук.
— Ваше отношение к тому, что на решающем этапе чемпионата вместо плей-офф продолжаются групповые турниры?
— Этот вариант одобрили тренеры, проголосовав за него большинством. Но я всегда ратовал за плей-офф. Это — интрига и зрелищность соревнований до последнего их дня. Но даже такую версию финального этапа нельзя назвать оптимальной. Вспомните: прошлогодний плей-офф помог нам завоевать серебро, хотя мы с огромным трудом стали участниками нокаут-раунда. А могилевский “Коммунальник”, напротив, с огромным запасом выигравший предварительную часть, вообще остался без медалей.
— Пять из семи поражений вы потерпели от того самого “Коммунальника”. Отрицательный баланс встреч с серебряным призером не оскорбляет ваших чемпионских чувств?
— Это не система, а частности. Хотя надо отдать должное и силе соперника. Три первых поражения случились еще до того, как мы зимой наладили игру. Последнее — уже после завоевания нами титула. А еще одно — это грустное стечение обстоятельств. Тот злополучный матч с “Коммунальником” 20 февраля на его площадке проводить было нельзя.
— Поподробнее, пожалуйста.
— На первый четвертьфинал Кубка вызова — а это был выездной поединок с польской “Гвардией” — мы выезжали менее чем за двое суток, воскресным вечером. Дабы не отправляться на поезд прямиком с игры, попросили последнюю встречу уик-энда с “Коммунальником” перенести на более поздний срок на площадку соперника.
Это удалось далеко не сразу. Федерация напоминала, что за рубежом матчи через три дня на четвертый — распространенная практика. Расписание чемпионатов Италии или России, конечно, трудно постоянно менять. Однако если у одной белорусской команды появляется первый за много лет шанс добраться до “финала четырех”, то ей, видимо, не только можно, но и нужно пойти на уступки.
С большим трудом вопрос решили, назначив поединок с “Коммунальником” на следующую субботу. По большому счету, такой вариант нас тоже не устраивал. Но сопротивляться я не мог — был рад уже тому, что хотя бы с воскресенья матч перенесли. А практика лишь подтвердила, что на эту встречу ехать было нельзя. Первую партию проиграли. Пришлось заменить основных исполнителей, дабы они не устали за три дня до ответного матча Кубка вызова с “Гвардией”. А молодежь достойно противостоять сопернику не смогла. Мы уступили со счетом 0:3 и получили отрицательный психологический фон перед еврокубковой встречей.
— Оправдалась ли затея с проведением отдельных матчей Кубка вызова на паркете Дворца спорта?
— Для нас он был таким же чужим, как и для соперников. Эта арена для “Минчанки” совершенно новая и абсолютно не похожая на наш родной “Атлант”. На тамошней площадке до этого провели только один матч — 3 декабря с финским “Ориведеном”.
Конечно, нужно было принять “Гвардию” на другой арене, предпочтя Дворцу спорта тот же могилевский “Олимпиец”. Но ведь необходимо учитывать еще и интересы болельщиков. Мы хотели показать им, что есть такая команда — “Минчанка”. Увы, надежды на помощь зрителей не оправдались. Переживать за свою дружину тоже нужно уметь. Итальянские тиффози — это седьмой игрок. Они поддерживают своих так, что сопернику не слышны указания тренера. Мы подобной помощи трибун не дождались.
— Если одолеть “Гвардию” помешала усталость, значит, вам не хватило резерва?
— Для повторной победы над соперником требовались настрой, свежесть и тренированность. До бодрости нашим игрокам было далеко: сказались последствия той самой подготовки. Да, на замену неплохо выходили молодые Анна Тупикина и Елена Бурак. Но переломить ход игры им изначально было не по силам.
— Вы добрались до четвертьфинала Кубка вызова. Это последствия удачного жребия или объективная реальность?
— Ну мы же не сами соперников выбирали! Конечно, жребий “Минчанке” благоволил: оппоненты не были на порядок сильнее. Хотя кипрский АЕЛ к дню встречи с нами был далек от оптимальной формы. А финский “Сало” с одной из лучших диагональных Европы бельгийкой Вирджинией Де Карне — и вовсе не подарок. Но обиднее всего поражение от “Гвардии”, которая вполне была нам по силам. Ответственности за неудачу с себя не снимаю. Но к ней, помимо игровых, привели и организационные проблемы.
— За счет чего удалось успешно выступить сразу на двух фронтах?
— Повторюсь: к тому времени вышли на пик формы. Плюс детально изучали соперников. А еще грамотно распланировали тренинг, который изменился с учетом уплотнившего графика игр.
— Кто из ваших девчат, помимо Пальчевской, Шевченко и Назарчук, готовившихся к официальным прошлогодним турнирам, достоин сборной?
— Николай Карполь уже взял на заметку нашу Гарелик и мозырянку Татьяну Серик. Я обратил бы внимание на Наталью Крюк из “Коммунальника”, которая стабильно играет последние два года. А еще на нашу либеро Щербаченю. Тем более что живая легенда сборница Ирина Лебедева вечно играть не сможет. А замену нужно искать уже сегодня.
— Как вам вариант выступления в рамках российской суперлиги?
— Создать одну сильную команду на базе нашего чемпионата можно. Это приведет к настоящему фурору с заполнением Дворца спорта, популяризации волейбола, росту мастерства наших игроков. Но где взять деньги на зарплаты нашим легионерам и на дальние перелеты? Более того, не погубит ли такой шаг наш родной чемпионат?
— У игроков “Минчанки” явно хватает предложений из-за рубежа.
— Это моя головная боль. Два года назад контракт с Пальчевской удалось подписать, заручившись поддержкой горисполкома. Власти Минска обещали помочь ей с приобретением квартиры — не бесплатным, а льготным. Увы, Оля ждет обещанное по сей день.
Но ведь мне хочется еще и приумножить нынешний состав. К примеру, вся нагрузка игроков второго темпа ложится на плечи Гарелик и Лопухиной. А на две позиции доигровщиц должны претендовать три человека. Увы, достойно подменить девчат молодой Жене Бек мешают хронические травмы.
— Когда у “Минчанки” наконец появится собственный зал?
— Это позволило бы спланировать время тренировок на год вперед. Тем более что порой хочется занятие удлинить или найти время для индивидуальной работы. Около семи лет назад наш главный спонсор “БелИнвестБанк” собирался построить арену на улице Уманской — не получилось. Есть универсальный зал на “Минск-Арене”, однако за его аренду придется отдавать огромные для нас деньги.
А вообще, Минск достоин не универсальных, а специализированных площадок: для волейболистов, гандболистов, баскетболистов. Гарантирую: они были бы забиты с утра до вечера. Но пока это лишь мечты.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь