ВЫБОРЫ. Кто выйдет на правовое поле

14:50, 12 мая 2003
svg image
1270
svg image
0

Провалы Рудских

Предвыборная кампания перманентно длится уже восьмой месяц. Ее первый этап завершился в канун Нового года, когда по предложению помощника президента по вопросам физкультуры, спорта и туризма вице-президента НОКа Николая Ананьева исполком БФЛА вынужденно отменил конференцию, назначенную на 24 декабря. Причиной экстраординарного решения стали многочисленные нарушения устава БФЛА, зафиксированные “ПБ” в период предвыборной кампании. НОК, Минспорта и Минюст поставили руководству федерации задачу разработать и принять новый устав организации, который соответствовал бы аналогичным документам Международной (ИААФ) и Европейской (ЕАА) федераций легкой атлетики и в то же время не противоречил бы белорусскому законодательству.

Рудских и его подчиненные успешно провалили возложенную на них миссию. Разработанный ими вариант устава оказался гораздо слабее действующего и изобиловал несоответствиями и законам Республики Беларусь, и программному документу ИААФ. “ПБ” писал об этом в публикации “Пещерный устав” (6 февраля 2003 г.). На это же указали государственные тренеры по Могилевской и Брестской областям Владимир Борознов и Леонид Зубрицкий.

Однако Минюст неожиданно разрешил БФЛА не принимать новый устав и ограничиться некоторыми оргмерами. В частности, региональным организациям было предписано провести учредительные собрания и зарегистрироваться в территориальных управлениях Минюста в качестве составных структур Белорусской федерации легкой атлетики. Что и было сделано к середине апреля.

Квоты — вне закона

Семь месяцев назад президиум федерации принял решение, заведомо грубо попиравшее устав организации: право представительства на республиканской конференции предоставили не только территориальным структурам (по 15 человек), как это и положено по уставу, но и отдельным организациям — РШВСМ по легкой атлетике, национальной команде (по 10), клубам любителей бега и ветеранам легкой атлетики (по 5 человек), а также членам президиума (20), чемпионам и призерам Олимпийских игр (14), чемпионам мира (2). Всего помимо устава отцы БФЛА собирались провести на главный форум четырехлетия 66 человек с тем, чтобы беспрепятственно управлять его ходом. Именно это стало в итоге причиной отмены конференции 24 декабря.

Пронеслись полгода, но по сути мало что изменилось. Снова президиум федерации принял дискриминационное решение по квотам, выделив областным организациям по 15 делегатских вакансий, а Минской городской организации — 35. С этим не был согласен только Леонид Зубрицкий.

Кто же прав? Заглянем в пункт 1.3 устава БФЛА:

“БФЛА осуществляет свою деятельность в соответствии… с уставом ИААФ…”. Смотрим туда: один из разделов “Правила 7” гласит: “Национальные федерации могут быть представлены только делегатами… Национальная федерация не может иметь более трех делегатов, присутствующих на Конгрессе, только один из которых может участвовать в голосовании”.

Это значит, что гигантский Китай, супербогатые Штаты и крохотные Андорра и Монако имеют одинаковые нормы представительства.

Разница между октябрьским и апрельским решениями президиума БФЛА, таким образом, чисто количественная. Тогда пытались протащить 66 “нелегалов”, теперь 20.

Беспредельная “крыша”

Безобразия продолжились на конференции Минской городской федерации легкой атлетики. Президиум БФЛА заранее предложил председателю столичной федерации Валентине Маковецкой провести выборы по квотам для организаций, которым были отданы на откуп 20 из 35 мандатов: РШВСМ — 9, национальной команде — 5, Союзу спортсменов — 1, РУОР — 1, ДСО и ведомствам — 4. Квоты, которые прежде были выделены сверх региональных рамок, теперь загнали под минскую “крышу”.

Списки кандидатов от организаций предложил утвердить Павел Трощило, тот самый, который в декабре, пребывая в темных очках и демократическом настроении, простыми вопросами загнал в тупик Рудских, Криштановича, Маковецкую, Пляшкевича. Возможно, “декабрист” вспомнил из курса истории об участи тех, кто поднял мятеж на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, возможно, свою роль сыграли весеннее солнце и магнитные бури, но только майский Трощило отличался от декабрьского, как дистиллированная вода от джин-тоника. Метаморфоза!

Желая направить конференцию по относительно легитимному пути, автор этих строк предложил провести тайное голосование для всех кандидатов в делегаты. Дарья Чернышева, один из кандидатов в президенты БФЛА, напомнила о решении собрания городского актива тренеров и представителей легкоатлетических школ, состоявшегося 22 апреля: голосовать за каждого поименно. Но участники городского форума, среди которых приверженцы Рудских составляли подавляющее большинство, выбрали путь, уводящий от истины. Будущих делегатов фактически поделили на “патрициев” (20) и “плебеев” (15). За первых голосовали “списками”, открыто, по квотам президиума БФЛА, остальных выбирали тайно, на альтернативной основе.

Подлог или ошибка?

На 15 вакансий выдвинули 24 кандидатуры. Чемпионка мира-95 Наталья Шиколенко взяла самоотвод по состоянию здоровья. Распечатали бюллетени с 23 фамилиями и раздали участникам, которые путем вычеркивания оставляли в них по 15. Затем счетная комиссия (Владимир Калецкий — председатель, Иван Венславович, Анатолий Зирко, Анатолий Ермишин, Юрий Майсиевич) удалилась для подсчета голосов. Итоги огласил Калецкий, сообщивший, что всего был роздан 61 бюллетень, три из которых признаны недействительными, в голосовании участвовали 58 бюллетеней.

Корреспондент “ПБ” попросил председателя счетной комиссии ознакомить его с полными результатами голосования — сработала журналистская привычка “снимать статистику». Калецкий любезно откликнулся на просьбу. Подсчет голосов по дороге в редакцию выявил существенную ошибку счетной комиссии. Пришлось вернуться и поделиться сомнениями с лидером столичной федерации Валентиной Маковецкой. Пересчитали бюллетени: всех оказалось 62, действительных — 59. Каждая из этих цифр на единичку превышала обнародованные результаты. Поэтому тут же был написан протест с требованием провести повторные выборы. Валентина Михайловна сокрушалась (она много сил вложила в подготовку конференции), но согласилась: видимо, придется собираться повторно и голосовать по новой. “Завтра доложу об этом на тренерском совете”, — заключила она.

Однако “завтра” что-то или кто-то помешали ей это сделать. Вопрос до сих пор остается открытым.

Касьяненко

На конференции Минской городской федерации впервые лицом к лицу встретились три кандидата на пост президента БФЛА.

Сергей Касьяненко резонно заметил, что он — единственный из тех, кто претендовал на трон еще зимой. (Николай Снесарев, Анатолий Бадуев и Борис Криштанович с дистанции сошли.) Однако оратор не стал знакомить слушателей со своей программой, вероятно, полагая, что ее еще зимой все выучили наизусть. Ладно, не в этом суть. Иной со словом не в ладах, зато бурлит, кипит в делах.

Появление Касьяненко на легкоатлетическом небосклоне поздней осенью внесло живинку в рутинную, запрограммированную на годы вперед жизнь БФЛА. Молод — 40 лет, замдиректора крупной фирмы, амбициозен, говорит о переменах. Многие желали видеть в нем оппонента Рудских. Но после отмены конференции 24 декабря вместо того, чтобы развить стартовый успех и взять ситуацию под контроль, Сергей Владимирович фактически ушел с авансцены событий и ничем себя не проявил. Поэтому его нынешние потуги выглядят неубедительно. Максимум, на что он может рассчитывать, — пост вице-президента “в правительстве” Леонида Михайловского.

Михайловский

Полковник Михайловский в молодости занимался барьерным бегом на 400 м, выполнил мастерский норматив, завоевал титул чемпиона БССР. Более 20 лет Леонид Евгеньевич работал и продолжает трудиться в динамовском обществе. Сейчас он — первый заместитель председателя БФСО “Динамо”.

А председателем там остается Юрий Сиваков, нынешний министр спорта и туризма, который, собственно, и представлял Михайловского работникам БФЛА.

Леонид Евгеньевич назвал членами своей команды олимпийскую чемпионку Эллину Звереву, главного тренера сборной Беларуси по методике Анатолия Бадуева, генсека БФЛА Бориса Криштановича и вице-президента Федерации Александра Гоцкого. Трое последних — ближайшие соратники Рудских, вместе с ним несущие ответственность за срыв конференции 24 декабря, за нарушения устава БФЛА, за неспособность разработать и принять новый программный документ, за то, что нынешняя кампания также движется по нелегитимным рельсам. С этими людьми Михайловский, по его словам, собирается максимально приблизить устав БФЛА к международным аналогам, используя при этом правовое поле Республики Беларусь?

А может, за этим скрывается нехитрый дриблинг: посадить в президентское кресло Михайловского и сохранить фактическое господство Рудских, предположительно в роли первого вице-президента, который, напомним, является и главным тренером национальной команды? Сам Михайловский — опытный аппаратчик, человек тактичный, по возможности избегающий конфликтных ситуаций, вряд ли сможет и захочет противостоять напористому, властному Рудских.

Если наши построения ложны, непонятно, зачем Михайловский привлек в свою команду людей из чужой обоймы. Допустим, с Криштановичем они давно дружны, но при чем тут Бадуев?

Чернышева

В 70-х мастер спорта международного класса Дарья Курьян была одной из сильнейших копьеметательниц Советского Союза. Ее высшие достижения — бронзовая медаль союзного чемпионата (1976) и победа в матче СССР — США (1977). После окончания спортивной карьеры Дарья Евгеньевна, став Чернышевой, окончила Высшую школу тренеров в Москве, работала в Госкомспорте БССР. Ее кураторство вывело белорусских легкоатлетов на второе место в СССР по группе резерва, затем при ее участии на такую же позицию вышли наши метатели. За эти достижения Чернышевой присвоено звание заслуженного тренера Беларуси. Последние 12 лет она — главный тренер по легкой атлетике республиканского центра физвоспитания и спорта Министерства образования.

Лучшую рекламу Чернышевой сделал Рудских на вышеупомянутой конференции столичной федерации. Молча выслушав выступления Касьяненко и Михайловского, Александр Григорьевич не только задал Дарье Евгеньевне несколько вопросов, но и позволил себе беспардонно комментировать ее ответы, как будто бы желая указать своим сторонникам: вот враг, вот кто может отнять у нас власть.

Чернышева, единственная из трех претендентов, имеет и тренерский, и управленческий опыт. В течение многих лет она проводит вузовские чемпионаты Беларуси, республиканские кроссы, спартакиады учащейся молодежи, формирует составы учебно-тренировочных сборов.

Это уже много, но это — не главное. Чернышева, как верно почувствовал Рудских, собирается реформировать белорусскую легкую атлетику, поставив во главу угла на индивидуальном уровне — тренера, на организационном — повышение роли регионов, с тем, чтобы эффективно решить давно назревшую проблему смены поколений.

Кто первым выйдет на правовое поле?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?