Меж Ванкувером и Кельном. Захаров еще вернется
Скажите, разве гол Сергея Герасимца в ворота Эдвина ван дер Сара, принесший историческую победу нашего футбола над голландским, не пророс на удобренной белорусской почве всходами самоуспокоенности и благодушия? Как следствие, мы получили несколько отборочных циклов, в которых сборная Беларуси сдавала позицию за позицией.
А мужской теннис! Какие дивиденды принес нам сенсационный выход Владимира Волчкова и Макса Мирного в полуфинал Кубка Дэвиса? Разве что чиновники, курирующие вид, получили пару лет беззаботной тучной жизни.
Сегодня, к примеру, очень тревожно за биатлон. Ведь вполне может статься, что олимпийские медали Ванкувера окажутся своего рода успокоительной инъекцией для больной отрасли на ближайшее четырехлетие.
Но не только громкие победы несут опасности на пути к новым вершинам. Вспомним летальный исход бобруйского “Фандока”, который наступил вскоре после еврокубкового поражения команды в Тиране. И, напротив, последствия позорного гомельского проигрыша сборной Беларуси люксембуржцам предстали исключительно в положительной динамике.
Что же касается человеческих судеб, то одну из самых драматичных историй в этом плане подарил год 1986-й. Эдуард Малофеев, возглавлявший тогда футбольную сборную СССР, обещал привезти медали с чемпионата мира. Однако за неделю до отлета в Мексику рулевой был снят с поста, а на его место в срочном порядке призвали Валерия Лобановского. Медали в Мексике советские футболисты не завоевали. А вот финиш чемпионата страны прошел потом в жарком соперничестве тренеров-антагонистов. Только в последнем матче турнира, победив московских одноклубников, золото выиграли динамовцы Киева.
Логика того расклада более чем кому-либо была на руку Вячеславу Колоскову. Хватает оснований полагать, что возглавляемая им федерация выступила в тогдашней борьбе в роли третьей, подковерной, силы. В результате по совокупности всего сезона Малофеев потерпел незаслуженное поражение. Но навряд ли от той несправедливости стало сколько-нибудь плохо всему советскому футболу. Он к тому времени и без того погряз в колосковщине. А вот у Эдуарда Васильевича, на мой взгляд, именно тогда случился надлом, определивший всю его судьбу. И в тех величии и творческой силе, в каких его привыкли видеть в начале и середине 80-х, он уже не вернулся…
Вал неспортивной борьбы, которой изобиловал белорусский хоккей в последние полгода, давно превысил все критические нормы. Причем схватка шла с переменным успехом. Поначалу, после изгнания Глена Хэнлона и отставки Владимира Наумова, явным фаворитом в ней выглядел Михаил Захаров. Он одерживал победу за победой. И сборную возглавил, и право минского “Динамо” играть в КХЛ под сомнение ставил, и даже кандидатом на пост главы федерации рассматривался. Но нет же, угодил в ловушку, о вероятности которой в рамках нашего проекта говорилось еще в ноябре. Вот как была озвучена предолимпийская озабоченность в публикации “Сядет в скорый поезд”: “Вполне возможно, что, запрыгивая в последний вагон набирающего ход экспресса, Михаил совершает серьезную, причем не игровую, ошибку. Ведь… учитывая многочисленность захаровских недоброжелателей, можно не сомневаться: осечку на любой стадии те используют сполна”.
Так, собственно, и получилось. И по весне уже бастионы минского “Динамо” приобрели неприступный вид. Причем во многом благодаря армии болельщиков, вставших на сторону его фарм-клуба в финале чемпионата страны. Последнее обстоятельство выглядит даже странным. Ведь в своей критике “Динамо” Захаров в большинстве случаев всего лишь повторял то, что еще совсем недавно говорили многие из нас.
Все это и подталкивает к несколько парадоксальному выводу. Победа “Юности” в седьмом матче суперсерии знаменует итоговую ничью. Особенно в сочетании с назначением нового штаба сборной. Захаров выиграл чемпионат, а к руководству главной команды страны пришла условно продинамовская коалиция. И хотя тренеров, обещающих выиграть медали мирового первенства, резоннее не смещать, последнее решение федерации может оказаться очень мудрым. Не в плане перспектив сборной в Германии. А для окончательного погашения околохоккейных страстей. Ведь большинство из тех, кто критикует тренера “Юности”, безоговорочно прощают его оппонентам во многом схожие грехи.
Ну разве Эдуард Занковец пришел к руководству сборной не на волне нашего внутреннего раздрая? А чисто спортивный результат Александра Андриевского в регулярном сезоне КХЛ — чем он лучше того, что показал Захаров на Олимпиаде? А агрессивность динамовского коуча на пресс-конференциях после проигранных матчей — мол, посмотрите, как хорошо мы выглядели? А Владимир Цыплаков — разве в стремлении усесться по правую руку от сильных мира сего он уступает другому фигуранту разговора? А второй матч финальной серии, проигранный Андреем Гусовым после преимущества его команды в три шайбы, — никому ничего не напоминает?
Наверное, для полного возврата к здравомыслию требуется какое-то время. Но нам просто необходимо научиться не более чем с естественной человеческой улыбкой оглядываться на нагих финок из олимпийского Ванкувера.
И ММЗ, он тоже еще вернется. Когда и в каком качестве, опять же зависит только от него самого. Но по-прежнему хочется, чтобы он совершенствовался не только профессионально, но и в чисто житейском плане. И не дай бог всем нам, если вдруг через год наша сборная выйдет на площадку против захаровских “жовто-блакитных”, стать перед вопросом: победа какой из команд будет полезнее для белорусского хоккея?
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь