Домашняя работа. Алла Матушковиц: сейчас все бегут

21:25, 14 апреля 2010
svg image
3938
svg image
0
image
Хави идет в печали

Она приехала из благополучной Австрии, где совмещает выступления с работой на тренерском поприще, дабы провести несколько семинаров для детских наставников. Совместная с БФГ затея оказалась полезной. Наши специалисты внимали Матушковиц с немалым интересом. Лекции дополнялись практическими занятиями с будущими звездочками. А завершались порой такими вот экскурсами в минувшее.
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Алла МАТУШКОВИЦ (в девичестве Васькова). Родилась 3.04.75 в Гомеле. Разыгрывающая, левая крайняя. Карьера: “Политехник” (Беларусь) (1992-97), “Хипо” (Австрия) (1997-1999, 2005-2007), “Лютцеллинден” (Германия) (1999-2002), “Колдинг” (Дания) (2002-03), “Макдоналдс” (Австрия) (2003-04, 2007-09), “Перхтольсдорф” (Австрия) (с 2009). Достижения: победитель Лиги чемпионов (1998), чемпионка Беларуси (1992-97), Австрии (1998, 1999, 2005-2007), Германии (2000). Участница ЧМ-1997, ЧМ-1999, ЧЕ-2000, ЧЕ-2002. За сборную Беларуси — 85 матчей, 243 мяча.

— Как оцените потенциал гандболисток, собранных в “Политехнике” 90-х? Можно сравнивать ту команду с элитными европейскими клубами, где вам довелось поиграть впоследствии?
— По подбору игроков “Политехник” был сильнее! У нас была жесткая рубка за место в составе. На этом фоне в “Колдинге” или “Лютцеллиндене” конкуренции, считай, не было. Недаром минский клуб пристойно выступал в еврокубках, мы ездили на топ-турниры со сборной.

— А если бы ту команду нормально финансировать, тренировать, обеспечить игровой практикой?..
— Можно только предполагать. Подбор игроков был что надо. Мне сейчас тренеры при встрече говорят с ностальгией: “Эх, вот когда вы играли…” Но тогда ситуация была такая: Советский Союз распался, все опустили руки…

— Я, грешным делом, ожидал обратного: что все засучат рукава и примутся трудиться на суверенной ниве, в том числе спортивной.
— Взялись бы тогда за дело, как сейчас, — несомненно, результат был бы совсем иной. Ведь и уезжали потом из того же “Политехника” девчата в самые солидные клубы. Некоторые здесь на лавке сидели, а там становились лидерами.

— Откуда брались те игроки? Можете сравнить белорусскую систему подготовки с австрийской?
— Большие различия с тогдашней австрийской высмотрим вряд ли. Однако сегодня на Западе продвинулись в организации: детей привезут, увезут, инвентарь выдадут, форму постирают, высушат и погладят. У детишек по поводу занятий сплошной восторг: “Ура, тренировка!” — вместо прежнего: “Ох, тренировка…” В методике также хватает изменений. Но сейчас и белорусские тренеры внимательны ко всем новинкам, которые могут помочь в работе.

— В Вене адаптировались тогда легко?
— Половина тогдашнего “Хипо” была родом из бывшего Союза или Югославии. Поэтому общий язык нашли без труда. И тренировал нас знаменитый Анатолий Евтушенко. Нагрузки для меня откровением не стали. Венский клуб был тогда одним из сильнейших на континенте и остался таким сейчас. В 98-м мы выиграли Лигу чемпионов. Позже в моем послужном списке был “Лютцеллинден”. Взяли золото бундеслиги, но на душе остался осадок. С контрактом немцы нахимичили, с тренером как-то не сработалась. Зато “Колдинг” вспоминать приятно. В Дании играла и радовалась. Болельщики, пресса, телевидение, профессиональный уровень — лепота.

— Вопрос о смене гражданства не стоял?
— В “Хипо” мне сразу предложили выступать за сборную Австрии. Но отказалась без раздумий. Играть за родину — приятный и почетный долг.

— Как соотносится зарплата в женских и мужских командах Австрии, Дании? Там может случиться, что при сравнении лидеров чемпионатов пропорция оплаты труда окажется один к десяти?
— В Дании женский гандбол популярнее мужского. Его и по телевидению показывают чаще. В Австрии ситуация другая. Там есть “Хипо” — это махина, суперклуб. А вот если взять средние команды, обнаружим разрыв в пользу сильного пола. Хотя австрийский мужской гандбол ничем особо и не славен. Здесь, в Беларуси, мне тоже говорили, что у мальчиков положение выигрышнее.

— Расскажите без утайки о впечатлениях после посещения белорусской провинции.
— Сейчас у детей условия лучше, чем в мое время: хорошие мячи, новая форма, появились современные залы, о каких мы и не мечтали. В Могилеве вообще шикарный дворец. В Слониме зал чуть меньше стандартного, но аккуратный, ухоженный. В Минске РЦОР приличным комплексом обзавелся. Правда, первоначально в программе моего турне значился и Бобруйск. Но сказали, что с залом там скверно и лучше этого не видеть. А в целом прогресс налицо. Сейчас в руководстве федерации новые люди, детско-юношескому спорту они уделяют повышенное внимание. Тренеры тоже стремятся учиться — это хорошо. Я и сама в свое время не стеснялась ходить к другим специалистам, подсматривать упражнения, задавать вопросы.

— Говорят, в Европе смену себе готовят сами гандболисты.
— В Австрии есть программа “Мяч в школе”. Опытные или недавно завершившие карьеру спортсмены приходят работать с детьми. Это широко распространено. За границей тренировать детей скорее хобби, чем профессия. Я начала работать с девочками еще в 2005-м, когда вернулась в “Хипо”. Для маленьких клубов вообще характерна практика, когда человек успевает и работать, и играть, и юную смену тренировать. Игроки и просто студенты посещают общеобразовательные школы и периодически, скажем, раз в две недели, проводят вместо обычной физкультуры уроки гандбола. Если кто-то управляется с мячом лучше сверстников, он попадает в наши группы, с ним работают дальше. Но, повторюсь, в Беларуси позитив тоже есть. Сегодняшняя работа с резервом обязательно принесет плоды и в сборной.

— Коль уж мы заговорили про сборную, напрашивается философский вопрос: можно ли подбирать игроков механически, без учета их совместимости, не имея в виду конкретную модель? Например, когда и центр скоростной, и край быстрый, а между ними неторопливый полусредний?
— Современный гандбол вообще развивается так, что все должны стремительно бежать, хорошо бросать, быстро думать, иметь отличную координацию. В 80-х и начале 90-х игра была другой. Тогда погоду делали мощные бросающие полусредние. А взять теперешних норвежек: вся команда на скорости комбинирует.

— По крайней мере определенная модель должна быть. Если решили душить соперника темпом, значит, вместе выходят темповички. Если расчет на броски полусредней…
— …тогда должны быть наиграны под нее комбинации. Чтобы ей не просто совали мяч, а осмысленно выводили на бросок. Причем нужна не одна схема, которую через пять минут соперницы выучат назубок, а несколько. Вообще под каждого игрока должны быть свои комбинации.

— На фоне грандов вроде сборной Германии у белорусской сборной хромают и фланги. За спинами Светы Масюк и Лены Кулик ярких личностей не видно.
— А когда-то это была сильная сторона наших команд — края лучше нынешних норвежских были. Помню, каким великолепным угловым был сам Константин Шароваров. Уж в его-то клубе непременно должны вырасти новые таланты. Он сам все покажет и расскажет. Но проблема может уходить корнями и в юные годы. Некоторые тренеры на края или в линию отправляют детей вроде как в наказание. А нынче все амплуа одинаково важны.

— Есть мнение, что в системе “школы — клубы — сборная” клубы — так, сбоку припека.
— Клубы — это ключевое звено. Где же молодые игроки будут прибавлять в мастерстве, регулярно играть, выходить на международный уровень? В заграничных суперклубах? Чтобы туда попасть, нужно многому научиться. Мы в “Политехнике” выступали в еврокубках, без конца играли турниры и товарищеские матчи с приличными соперницами.

— Как финансовый кризис отразился на европейской жизни, на гандболе в частности?
— Он ударил по тем, у кого было много денег. Простых людей он сильно не затронул. То же и в спорте: у кого были огромные обороты, те ужались, стали экономнее. В маленьких клубах и раньше не было больших денег, там многие дополнительно работают, молодым игрокам родители помогают.

— В семье разговариваете по-немецки?
— Да, хотя Мартин и русский постигает. Он раньше был вторым тренером “Хипо”, а сейчас трудится в банковской сфере, попутно работает с девичьей сборной Австрии. Сыну Филиппу пять лет, он разговаривает и на русском, и на немецком.

— Есть ощущение, что жизнь удалась?
— Неожиданный вопрос! Удалась ли жизнь…

— Если не удалась, тоже неплохо — броский заголовок выйдет.
— Не выйдет. Я всем довольна. Единственное, чего хотелось, — большего добиться со сборной. Помню, с “молодежкой” мы в 93-м на чемпионате мира в Болгарии стали шестыми. Тогда чуть-чуть не хватило, чтоб прыгнуть на пьедестал. А так — все хорошо…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?