МЕМОРИАЛ ОВСЯНИКА. Залпы Овсяника

13:49, 11 августа 2003
svg image
1844
svg image
0
image
Хави идет в печали

Правдивый самообман

Предысторию организационных накладок в ходе подготовки четвертого мемориала заслуженного тренера СССР и Беларуси Мечислава Овсяника “ПБ” уже излагал на своих страницах (см. N 82 за 31 июля нынешнего года). Безусловно, соревнования такого рода требуют чрезвычайно деликатного подхода. Не так уж их было и много, людей белорусской легкой атлетики, которые самоотверженным трудом и талантом заслужили право навсегда остаться в памяти народной. Мечислав Николаевич до последней минуты был верен тренерской стезе. Уже неизлечимо больным он все равно шел к своим ученикам, торопясь уложиться в отведенный судьбой срок. Великий мастер взрастил для отечественного метания Эллину Звереву, Наталью Шиколенко, Георгия Колноотченко, Владимира Дубровщика, Янину Корольчик. После перечисления имен такого калибра добавить, в сущности, нечего. Поэтому можно было только приветствовать решение БФЛА, принятое в прошлом году, о придании мемориалу международного статуса ИААФ. Как утверждал тогдашний глава федерации Александр Рудских, в предолимпийском сезоне турнир получит образцовую организацию. Увы, реальность оказалась намного прозаичней.

В том, что любой международный старт по определению должен проходить на главной арене страны, никого убеждать не надо. По крайней мере нынешний председатель БФЛА Евгений Михайловский во время личной встречи со вдовой Овсяника Валентиной Дмитриевной придерживался именно такой точки зрения. Однако вскоре стало известно, что по решению тренерского совета состязания перенесены в Стайки. Непонятно только, почему судьбу турнира отдали на откуп сему коллегиальному органу, кто делегировал ему такое право? Объяснения по этому поводу Михайловского (“соревнования не подготовлены должным образом, выступать некому, поэтому представлять их на “Динамо” некрасиво”) вряд ли можно признать исчерпывающими. Как будто мемориал свалился на БФЛА как снег на голову, а не значился в ее календаре в течение трех лет. Ну, отказались от участия перегруженные стартами атлеты России и Украины, так ведь у нас самих есть мощный отряд спортсменов национальной команды, которым не вредно было бы проверить себя перед чемпионатом мира в Париже. Плюс ко всему нельзя забывать о легкоатлетах юношеского и юниорского возрастов, которые вели целенаправленную подготовку к своим “миру” и “Европе”, а также о “молодежке”, затоварившейся медалями Быдгоща. Неужели эти ребята не нуждались в хорошем турнире, проходящем на глазах собственных болельщиков, которые, к сожалению, могли следить за их недавними успехами лишь виртуально? Соревновательную практику не заменишь ничем, тем более в период спортивного становления. К чему тогда оправдания о том, что некому выходить на дорожки и в сектора? Кто хочет — ищет возможность, иные — причину.

На, подавись

От турнира в рамках учебно-тренировочного стадиона в Стайках многого ждать не приходилось. Полагаем даже, что организаторы выжали максимум возможного: были налажены автобусные рейсы, зрительская аудитория стихийно сформировалась из отдыхающих там детей, в каждом секторе присутствовало информационное табло, на стадионе функционировал небольшой буфет. Около пьедестала для будущих победителей находился стенд с портретом Мечислава Овсяника. Однако ни Валентины Дмитриевны, ни ее сына в Стайках замечено не было. Вероятно, это как раз тот случай, когда простое отсутствие красноречивее громогласных акций протеста. Да и для простых болельщиков зрелище было весьма специфическим, поскольку соревнования во многих из запланированных видов из-за неявки участников попросту не состоялись, а в некоторых не набирался даже полноценный пьедестал. В основном отсутствующие принадлежали к лагерю национальной команды.

Если взглянуть на дату соревнований, то без особого труда приходишь к логическому выводу: мемориал Овсяника являл собой последнюю возможность повезти в Париж трех потенциальных кандидатов — Вадима Девятовского, Андрея Михневича и Наталью Сологуб. Хотя Наташи это касалось в меньшей степени. Скорее всего, она попадет в состав эстафеты 4х400 м и без контрольного старта. Но он был жизненно необходим прежде всего самой спортсменке, лишенной соревновательной практики из-за двухлетней дисквалификации. Тогда возникает вопрос: интересно, в какую светлую голову пришла идея датировать старт “под Сологуб” 8 августа, в то время как отлучение белоруски от мировой легкой атлетики заканчивается 9-го? Прямой путь нарваться на новое наказание. В просторечье это называется “на, подавись!” На долю Натальи выпало только понаблюдать за забегом на 400 м. Польза от этого весьма сомнительна. Что касается Девятовского и Михневича, то ребята свой шанс не упустили.

Откуда не ждали

Но вначале хотелось бы рассказать о двух видах, в которых драматичность событий изначально не прогнозировалась. Однако усилиями Геннадия Мороза и Алексея Лесничего, а также Леонида Черевко прыжки в высоту и метание диска стали квинтэссенцией первой половины турнира. Воспитанники Владимира Фомичева устроили в уединенном стайковском секторе настоящий бенефис высоте. Оба начали соревнования с 2,15, взяв их с первой попытки. В дальнейшем и Геннадий, и Алексей не изменили себе, на редкость легко проштамповав 2,20, а затем и 2,25. Планку подняли еще на 5 см, тем не менее Лесничий преодолел ее с таким запасом, что воображение стало рисовать заманчивую картину скорого побития рекорда Беларуси — 2,34. Ответ Мороза был адекватен: высокая скорость, отличный вылет и — 2,30 в кармане. У ребят в тот вечер, так сказать, “пошла пруха”, и оба, не сговариваясь, заказали 2,35. Такое решение вызвало негативную реакцию со стороны главного тренера сборной Александра Рудских: “Кому это надо? Ты в Париже будешь 2,35 заказывать, а теперь после 2,30 и духу твоего на стадионе быть не должно!” С этим трудно не согласиться: бороться с рекордом за две недели до чемпионата мира крайне недальновидно. Хочешь не хочешь, а драгоценная эмоциональная энергия сгорит без следа. Тем не менее соревнования продолжились. Все шесть попыток фаворитов были очень близки к успеху, однако рекорд все же устоял. Как-то будет во Франции?

В метании диска Леонид Черевко вряд ли рассматривался руководством сборной как реальный кандидат на поездку на мировое первенство. Да, Леонид — отличный парень, очень трудолюбивый, имеет в сезоне бросок за 63 метра, однако, как только дело доходит до официальных стартов, двухметровый богатырь теряется, удивляя хилостью попыток. В пятницу же он, похоже, выбил для себя еще одну возможность раз и навсегда покончить с грустной традицией. Вряд ли у тренерского штаба хватит духа не взять в Париж обладателя броска на 64 метра 73 сантиметра, что лишь немногим уступает показателю Василия Каптюха. А дальше все будет зависеть лишь от самого Леонида.

Приветы Парижу

Настоящее эстетическое наслаждение подарил знатокам мужского ядра Андрей Михневич. После двухлетнего перерыва атлет впервые предстал перед широкой публикой, причем задача вырисовывалась предельно ясная. С учетом того, что путевки на “мир” уже забронировали Павел Лыжин и Юрий Белов, третьим Михневич проходил только с результатом 20,30. Задачка непростая. Однако вместо тягомотного цепляния за каждый сантиметр Андрей в первом же выходе в сектор вызвал бурю аплодисментов: судьи намеряли 21,48! И разве мог кто-либо предположить, что это все цветочки и такой результат окажется худшим в серии — 21,48-21,49-21,48-21,64-21,66! На последнем толчке Михневич в итоге остановился, что является третьим результатом сезона в мире. Пока воздержимся от далеко идущих выводов, а просто занесем мужское ядро в число наиболее интересных для нас дисциплин чемпионата мира. Также как и мужской молот, в котором в Стайках собрался весь цвет белорусского метания. Настоящими столпами выглядели Иван Тихон и Игорь Астапкович, уже пакующие чемоданы в Париж. Но интрига заключалась в другом: сможет ли Вадим Девятовский стать третьим белорусским полпредом, ведь для этого ему кровь из носу нужен был показатель категории “А” — 79,50. По первым попыткам новополочанина в осуществление его мечты верилось с трудом: как минимум метр недобора. Но в предпоследнем выходе Вадим выложился на все сто, после чего главный судья Ромуальд Клим огласил долгожданный результат — 79,90. Между тем конкуренты Девятовского ушли далеко. У Астапковича значились 80,83, Тихон же и вовсе ни во что не ставил 80-метровый рубеж. По-видимому, Сергей Литвинов оказался как раз тем наставником, который нужен был Ивану. Теперь белорус в круге напоминает гранитную скалу, не отдавая 7-килограммовому снаряду ни миллиметра. Во второй попытке судьи объявили 83,83, а в следующей — 84,32! Дальше в мире метал лишь японец Кожи Мирофуши — 84,86. До “вечного” рекорда страны Игоря Астапковича (84,70) уже рукой подать…

МЕМОРИАЛ МЕЧЕСЛАВА ОВСЯНИКА

МУЖЧИНЫ. 100 м. 1.Ю.Богатко (Брестская область) — 10,81. 2.А.Невдах (Брестская) — 11,27. 3.Ю.Максимов (Могилев) — 11,58. 200 м. 1.А.Елистратов (Могилевская) — 21,56. 2.Р.Дайлид (Брестская) — 22,06. 3.М.Сидоренко (Гомельская) — 22,10. 800 м. 1.М.Романчук (Гродненская) — 1.50,47. 2.А.Донченко (Гомельская) — 1.51,51. 3.Ю.Пелепягин (Гродненская) — 1.52,73. 1500 м. 1.А.Коротько (Гродненская) — 4.00,70. 2.Г.Верховодкин (Гродненская) — 4.05,90. 3.Д.Муравьев (Минск) — 4.14,40. 400 м с/б. 1.Л.Вершинин (Витебская) — 50,38. 2.А.Козловский (Витебская) — 51,92. 3.В.Солошик (Гомельская) — 54,11. Длина. 1.А.Балгурин (Витебск) — 6,91. 2.А.Пархоменко (Минск) — 6,89. Тройной. 1.Д.Денисюк (Витебск) — 14,75. 2.С.Головнев (Витебск) — 13,96. Высота. 1.Г.Мороз (Минск) — 2,30. 2.А.Лесничий (Витебская) — 2,30 (Отказ от перепрыжки). 3.А.Зайцев (Витебская) — 2.15. Диск. 1.Л.Черевко (Минск) — 64,73. 2.А.Малашевич (Гродненская) — 61,97. 3.Р.Хлыбов (Гродненская) — 49,55. Молот. 1.И.Тихон (Гродненская) — 84,32. 2.И.Астапкович (Гродненская) — 80,83. 3.В.Девятовский (Витебская) — 79,90. Копье. 1.В.Сасимович (Минск) — 74,91. 2.В.Евтухович (Брестская) — 74,37. 3.А.Пархоменко (Минск) — 67,31. Ядро. 1.А.Михневич (Могилевская) — 21,66. 2.Ю.Белов (Могилевская) — 19,84. 3.Д.Гончарук (Гродненская) — 19,04. ЖЕНЩИНЫ. 400 м. 1.С.Усович (Червень) — 51,67. 2.В.Веревкина (Вилейка) — 54,25. 3.Л.Левковец (Минск) — 55,55. 800 м. 1.Н.Духнова (Минская) — 2.03,70. 2.А.Старовойтова (Жодино) — 2.04,12. 3.С.Климкович (Минск) — 2.04,25. Длина. 1.И.Чернушенко (Минск) — 6,19. 2.В.Шуткова (Минск) — 5,98. 3.А.Жалнерчик (Минск) — 5,89. Высота. 1.В.Епимашко (Минск) — 1,60. Диск. 1.А.Голуб (Могилевская) — 50,00. Молот. 1.С.Судак (Гродненская) — 67,88. 2.Л.Губкина (Гродненская) — 65,93. 3.А.Погрошевска (Польша) — 65,74. Копье. 1.Н.Шимчук (Брест) — 56,49. 2.Г.Кахова (Гомельская) — 53,47. 3.Н.Спирова (Минск) — 45,32. Ядро. 1.В.Епимашко (Минск) — 16,20. 2.Т.Жевнова (Гомельская) — 13,48.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?