U-18. ЧМ. Экспертиза. Наш уровень
Андрей ЗАЛИВАКО на завершившемся в пятницу первенстве входил в тренерский штаб Владимира Сафонова, а до этого на протяжении многих лет работал в столичной СДЮШОР. Сергей ПЕТУХОВ первым из наших тренеров познакомился с поколением хоккеистов 1992 года, однако затем предпочел сосредоточиться на работе в “Керамине”. А Евгению ВОРСИНУ, недавно возглавившему белорусскую федерацию хоккея, предстоит определить пути выхода из затянувшегося кризиса.
Андрей ЗАЛИВАКО
— Можно было прыгнуть чуть выше, но не настолько, чтобы остаться в элите. Для этого необходим качественно иной уровень подготовки: технической, физической, психологической. Ребята старались, пытались, но… Могли потягаться со швейцарцами и словаками, которые близки к нам по уровню, хотя они нас все равно чуть лучше, имеют индивидуально сильных исполнителей.
Сохранив место в элите, обманули бы сами себя. Тем самым отложили бы необходимость реформирования подготовки резерва еще на сезон. Не сейчас, так в следующем году вылетели бы: уровень-то подрастающей смены не выше. Много лет работал в системе детского хоккея и заявляю, что не надо валить все на тренеров. На каждом этапе развития ребятам чего-то недодают: в ДЮСШ, в юниорской команде, в фарм-клубе. Теряем в мелочах везде. Внимательно следил за многими способными хоккеистами, но когда они попадали в высшую лигу, то переставал их узнавать в игровом плане. В дочерних дружинах они не прогрессируют. Взять, к примеру, брестских ребят Лемачко, Агреса, Карабанова. Они уже четыре года в “Бресте-2”, но какими были, такими и остались. Также топчутся на месте и кераминовцы Серяков, Парфеевец, Туровец, Жевлоченко, представители “Юниора” Лопачук и Абметка. Почему-то все думают, что если парень перешел в фарм-клуб, то он продолжает расти. Но ведь во вторых командах никто с юношами не работает и не развивает сильные стороны, все хотят дать результат. В школе еще стараются исправить и улучшить катание или владение клюшкой, а в “фарме” этим не занимаются. Того, чего недодали в детском хоккее, на юношеском уровне тем более паренек не получит.
А в ДЮСШ ребятам все дать пока не в состоянии. Почему? Не потому, что тренеры не хотят, а потому, что условия работы не позволяют. В каждой школе проблемы разные: где-то — дефицит квалифицированных специалистов, где-то — острая нехватка льда, где-то — отсутствие желания работать. Вот мы и готовим полуфабрикаты, которые, оказавшись в фарм-клубах, не получают возможностей не то что исправить недостатки — они перестают развивать лучшие качества. Ребята выполняют роль чернорабочих, убивают время, нейтрализуя соперников, редко получают свободу действий, а по приезде в сборную мы требуем от них созидания и результата на чемпионате мира в элите. Парни попросту не готовы быстро перестроиться и обрести уверенность.
Не скажу, что мы вообще ничего не умеем, но для компании сильнейших белорусы пока не годятся. А предстает в качестве буфера вместе с немцами, латвийцами, датчанами, норвежцами. Пора пересмотреть работу всей структуры детско-юношеского хоккея, привести его к мировым стандартам. К американскому или шведскому, но не российскому, в котором также проблем полно. Но у нас разве кто-то изучает опыт передовых хоккейных держав и пытается адаптировать те наработки в Беларуси?
Сергей ПЕТУХОВ
— Думаю, выступая дома, следовало сделать ставку на достижение результата. И если не получилось его достичь, то можно было бы выступить достойнее. Чего не хватило этой сборной? В Беларуси уже много лет все провалы юношеских и молодежных дружин списываются на беды в детском хоккее, на тренеров, работающих в ДЮСШ всей страны. Словно это безликая масса, ни на что не способная. Но когда человек начинает работать со сборной, как недавно Цыплаков, а в этом сезоне — Сафонов, не будучи задействованным в клубе, то за результат и спрашивать необходимо строго. За год провели столько сборов и приняли участие в таком количестве турниров! О столь насыщенном календаре давно уже никто не мечтал. С тех времен, когда возрастом 1984-85 годов рождения руководил Михаил Захаров.
Да, детские тренеры в каких-то компонентах не дают всего необходимого ребенку. Но ведь и работают они на энтузиазме за копейки. Многим попросту не хватает квалификации и элементарных знаний. Хотя из десяти школ страны можно собрать ребят и успешно бороться с ними за сохранение прописки в элите.
В предыдущем сезоне на турнире под эгидой “Президентского спортивного клуба” впервые познакомился с этой генерацией юных хоккеистов. Возглавлял тогда сборную семнадцатилеток вместе с Владимиром Королем. Изучив потенциал ребят 1992 года рождения, уверен, что не все лучшие были привлечены в сборную. Особенно во вратарской линии. В Беларуси нет талантливых голкиперов европейского или хотя бы российского класса. Поэтому брать мальчика на год моложе, который нигде не выступал на хорошем уровне, считаю, бессмысленно. Есть же Агрес в “Бресте”, Лукьянов в “Витебске”, Титок в “Немане”. Ребята стабильно играют в высшей лиге и уже как-то себя зарекомендовали. А так на мировом первенстве у нас выступали парни, которые ничего, кроме детского хоккея, не видели. Возможно, они способные и брались на перспективу, но результат нужно давать сегодня. Сборная — не место для экспериментов. А вратарская позиция — одна из важнейших.
Два звена нападения собрали хороших. Относительно Гавруса выскажусь в том же духе, что и о вратарях. Гродненец, вероятно, и перспективный, но это не талант уровня Андрея Костицына, который даже в компании ребят 1982 года рождения выделялся мощным броском, катанием и техникой. Может, вместо Гавруса под решение задачи следовало взять сложившегося парня?
Следил и за представителями “Керамина”. На чемпионате мира из них выделялся Парфеевец. Остальные психологически оказались не готовы к такому турниру. Сильнее мог и должен был выступить Серяков, но Юра не проявил желания стать одним из лидеров, а обосновался в массовке.
Евгений ВОРСИН
— В последние месяцы много общался со специалистами на тему дальнейших путей развития нашего хоккея в целом и подготовки резерва в частности. Выступление юношеской сборной лишь обострило все накопившиеся проблемы. Уверяю вас, в ближайшее время будут предприняты решительные шаги по изменению стратегии работы с детьми и юношами.
Причем упор сделаем не только на воспитание новых звезд. Большое внимание уделим и подготовке квалифицированных наставников. Важно, чтобы человек, который работает в СДЮШОР или уже в профессиональной команде, всегда имел в распоряжении все современные методики, следил за различными новинками, которые появляются в мире. Если нет возможностей делать это самому, то ему поможет федерация. Правда, необходимо провести большую организационную работу.
Помимо озвученного, планируем создать пирамиду подготовки хоккеистов, которая включала бы четыре команды. В качестве примера взяли структуру, сложившуюся и успешно функционирующую в Соединенных Штатах Америки. О выгоде заокеанской методики говорит то, что в последние годы американцы доминируют на юношеском уровне, постепенно отодвигают на второй план Канаду, Россию и Швецию на молодежном. И, уверен, вскоре начнут диктовать условия и на взрослом.
Причем свою пирамиду планируем создать на долгосрочную перспективу, а не на решение каких-то сию- минутных задач. Чтобы тем самым систематизировать учет всех толковых ребят и улучшить их подготовку. А заодно хотим, чтобы в нашем институте сборных появились преемственность и единая для всех возрастов система игры.
Еще не определено, сделаем ли на базе юношеской сборной команду и заявим ее в первенство высшей лиги. Возможно, она будет участвовать в юниорском чемпионате. Не выгорит с этими вариантами, тогда намерены как можно чаще собирать всех лучших ребят следующего созыва на сессионной основе и ездить на различные международные турниры. Упор же сделаем на качественное изменение тренировочного процесса.
Однако не будем ограничиваться только тем, что соберем перспективных ребят пятнадцати-восемнадцати лет и начнем их готовить для профессиональной карьеры. За всеми мальчишками не уследишь. Поэтому намерены основательно пересмотреть отношения федерации и специализированных школ и училищ олимпийского резерва. Возьмем деятельность этих учреждений под жесткий контроль и начнем строго спрашивать за результат. Уверен, в ближайшие года два-три появятся и первые плоды реформ.
Будет ли у нас время? Пока разработанная недавно концепция развития белорусского хоккея была поддержана главой государства. На Олимпийском собрании докладывал о планах реформирования отрасли и получил одобрение на их реализацию. И теперь моя первоочередная задача — организовать всех, кто в ближайшие годы займется осуществлением реформ.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь