Татьяна Хорхулева: прав ли чемпион Андрей Михневич?
— Вы давеча кому-то что-то доказывали, кроме себя самого?
— Да. Своему бывшему тренеру Александру Ефимову. Когда я уходил, он сказал, что без него ничего не добьюсь… Единственное, о чем жалею, что не ушел от него раньше.
— Бывший тренер поздравил вас с успехом?
— Во-первых, его здесь нет. Во-вторых, даже если бы и поздравил, руку в ответ я ему не протянул бы. Я с ним не общаюсь после того, как за месяц до сиднейской Олимпиады расстался с ним.
Растиражированные СМИ слова чемпиона мира дошли и до Татьяны ХОРХУЛЕВОЙ, известной в недалеком прошлом спортсменки, мастера спорта международного класса в толкании ядра, супруги заслуженного тренера Беларуси Александра Николаевича Ефимова. Она позвонила в редакцию “ПБ”, попросив выслушать и ее.
— Простите, я очень волнуюсь. После того, что прочла, не спала всю ночь. Как же можно так относиться к человеку, у которого тренировался почти семь лет?! Очень беспокоюсь, как все это перенесет Александр Николаевич.
Стать чемпионом мира — здорово, но еще важнее быть просто нормальным человеком. Я тренировалась у Ефимова вместе с Андреем Михневичем пять лет, вплоть до своего ухода из спорта в 1999 году. Потом наблюдала за их отношениями уже со стороны как жена Александра Николаевича. Помню, как в 1994-м позвонил Игорь, старший брат Андрея, который, к великому несчастью, недавно трагически погиб. Игорь сказал тогда, что Андрей поступил в политехнический институт и просил Ефимова взять брата к себе в группу, а также помочь с устройством в общежитие. Тогда Андрею не было и 18. Он пришел к Ефимову кандидатом в мастера спорта, с результатами порядка 15-16 метров. За годы тренировок под руководством Александра Николаевича Михневич прибавил около пяти метров, достигнув на соревнованиях результата 20 с половиной метров, стал мастером спорта, затем мастером международного класса. И в этом нет заслуги Ефимова?! И кто-то поверит, что он начинал у Сивцова с азов?!
Андрей тренировался старательно, но каждый раз в преддверии крупных соревнований начинал нервничать и высказывать тренеру свое недовольство тренировочным планом. Мол, не хочу делать это, буду делать то. Его капризы как раз и мешали полностью реализовать накопленный на тренировках потенциал. Ефимов ходил за ним и уговаривал, несколько раз вызывал его родителей из Бобруйска в Минск, чтобы успокоить парня. Андрей очень уважительно относится к матери и отцу, они имеют на него влияние.
Хочу сказать и о том, что Александр Николаевич решал немало вопросов, связанных с бытом своего ученика. Он убедил Андрея перевестись из БГПА в БГУ на юридический факультет и помог ему это осуществить. Когда Ефимов стал пробивать ему место в общежитии, внезапно выяснилось, что Андрей женат и ему нужно не просто место, а отдельная комната. Тренер и с этой задачей справился. Мы нормально общались, ходили семьями друг к другу в гости. Когда у Андрея не хватало денег оплатить строительство двухкомнатной квартиры в олимпийском комплексе, собирали всем миром — и мы, и Надя Остапчук. Как быстро это все забылось!
За несколько недель до Олимпийских игр в Сиднее на сборе в Стайках к Ефимову подошел Владимир Иванович Сивцов и сообщил, что Михневич просится в его группу. После Олимпиады Андрей сам позвонил Александру Николаевичу и сказал, что переходит к Сивцову. Извинился, что делает это по телефону, потому что с глазу на глаз ему такое произнести трудно. И не говорил ему Ефимов: “Без меня ты ничего не добьешься”. Я присутствовала при том разговоре. Саша только сказал: “Андрюша, я тебя отпускаю. Поступай как знаешь!”
С тех пор Андрей с нами не общается. После того как он великолепно выступил в Стайках на мемориале Овсяника, муж рассказал мне, что, встретившись в федерации с Сивцовым, поздравил его. Сивцов ответил, что в этом есть и большая доля труда самого Ефимова.
Профессионалы знают, о чем говорят. Добавлю, что в воспитание Михневича вложила немало сил и Эдита Эдуардовна Гурская, его первый тренер.
После далеких толчков Михневича в Стайках Александр Николаевич произнес: “Слава богу, что Андрей стал наконец мужиком!”
Возможно, нынешнему взлету Михневича в немалой степени помог перенесенный из-за двухлетней дисквалификации стресс. Переживая подобное, люди взрослеют. Конечно, надо отметить тренерское искусство Сивцова. Но и не забывать, что Ефимов тоже многое вложил в этого парня, подготовил двух заслуженных мастеров спорта — Сергея Каснаускаса (кстати, до Ефимова он тренировался у Сивцова) и Янину Корольчик, а также вице-чемпионку мира Надежду Остапчук и ряд мастеров спорта международного класса.
Как бы там ни было, я поздравляю Андрея с выдающимся достижением и напоминаю ему: тот, кто растаптывает прошлое, рискует получить удар из будущего.
Ефимов улетел вместе с Надеждой Остапчук в Париж 26 августа в 8.45 и на тот момент обо всем, сказанном Михневичем, ничего не знал.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь