Баннерная война. Футбол в большом городе
Тогда я призвал собрата по рубрике “не искать глубокий смысл там, где элементарно отсутствует ум”. Правда, параллельно отметил, что “не имею ничего против и даже с интересом понаблюдаю, как господа Чиж и Невыглас будут производить зачистку фанатского сектора”, в надежде, что “это станет профилактикой появления на наших трибунах плакатов действительно вопиющего содержания”.
На ближайшей после этого игре двусмысленный слоган отсутствовал. Но борьба с ним словно повторила наше несовпадение во мнениях. Те инспекторы матчей, которые вняли доводам Сергея Новикова, опускали перед баннером шлагбаум. Однако эпизодически он все же вспыхивал вновь, дополняя “перфомансы” динамовской группировки. И вот 28 апреля 2010 года на трибуне стадиона в Кунцевщине парни с белой кожей почтили память Рудольфа Гесса, одного из главарей Третьего рейха.
Всегда досадно признавать собственную неправоту. Но под напором обстоятельств приходится. Кожа и кровь динамовских фанатов, демонстративно соотнесенные с цветами клубного знамени, действительно были ничем иным, как первой весточкой фашистских настроений, постучавшихся в наш футбол. Впрочем, было бы большой ошибкой считать эту проблему чисто футбольной. Равно как и сугубо динамовской. Корни зла следует искать и в сфере духовности белорусского общества, и в тех принципах, на которых строятся все фанатские группировки. В живой природе любой стае необходим вожак. А человеческой стае с вожаком во главе — идеология. Минскому “Динамо” в одинаковой мере “не повезло” с историей и географией. Именно эти факторы притянули к клубу “сверхчеловеков”, стремящихся продемонстрировать миру свою исключительность. А следующий шаг в процессе деградации оказался всего лишь делом времени.
Но это не значит, что зло, прищученное в одном месте, не появится в другом. Ведь уже сегодня фанаты разных клубов делятся по степени дружбы и лояльности одних к другим. И есть кому подхватить эстафету у динамовских “ультрас”. Равно как не застрахованы от чего-либо подобного и те клубы, где теперь, не исключено, потирают руки, приветствуя очередной скандал в стане непримиримого оппонента. Напрасно! Эта ситуация не может быть чьей-то победой. Она — наше общее поражение в первом сражении войны, которую еще предстоит выиграть. Вот только какими силами?
Очень хотелось, чтобы именно “Динамо”, первым соприкоснувшись с коричневой заразой, оказалось в первых рядах борцов по ее полному искоренению. Однако уверенности в том нет. Пишу эти заметки неделю спустя после злополучного матча. Дисциплинарный комитет БФФ рассматривать инцидент не торопится, взяв в понедельник паузу. И достоянием общественности до вчерашнего дня оставались две отписки: официальное заявление клуба и открытое письмо его болельщиков.
Смысл обоих документов сводится к одному. На стадион под видом фанатов проникла неустановленная группа лиц и в завуалированной (!) форме оскорбила память ветеранов Великой Отечественной. Более очевидную казенщину трудно и представить. Во-первых, получается, что в динамовском клубе (выступающем, к слову, в еврокубках) не изучают документы УЕФА. А ведь в них есть перечень всех графических символов, которые в футбольном сообществе относят к фашистским. А во-вторых, даже беглого знакомства с фотографиями гессовской растяжки достаточно, чтобы посыл о неустановленной группе лиц посчитать выдумкой. Впрочем, может быть, имена, скрывающиеся за фотографическими лицами и масками, и остаются загадкой для клуба. Но ведь не для самих фанатов, половиной сектора принимавших участие в акции, а второй демонстрировавших живой к ней интерес.
Впрочем, стоит ли сильно удивляться такой реакции клуба на выходку своих болельщиков? Вспомним, как после каждого матча именно к фанатскому сектору, забывая о других трибунах стадиона, бегут футболисты “Динамо” с жестами благодарности. Кумиры и их поклонники, не могущие прожить друг без друга. С одной стороны — взрослые мужики, игроки клуба, претендующего на роль флагмана. С другой — ищущие приключений пацаны, которых через пару-тройку минут милиция строем поведет подальше от стадиона. Традиция наверняка соблюдалась и после того матча с “Витебском”. И как здесь в очередной раз не вспомнить прошлогодний “Чугун под пластиком”…
Ушедшая неделя оставила много раздумий. И самое неожиданное из них — такое: а куда вообще катится футбольная столица? Уж не к полному ли забвению этого вида спорта? Ведь уже сегодня футбол в Минске скорее мертв, чем жив. Результаты “Динамо” предвещают разве что скорую и очередную смену тренера. И никакой гарантии, что на этот раз она приведет к осеннему подъему. Бренд МТЗ-РИПО, несколько лет украшавший верх турнирной таблицы, канул в небытие. Сменивший же его “Партизан”, похоже, совсем недолго будет напоминать о себе. Уйдя на понижение, эта команда, скорее всего, вообще прекратит существование. К слову, на первую и вторую лиги уже сейчас осталось всего две столичные дружины. “Минск” до последних осенних туров боролся за сбережение места под солнцем. А резвый старт в сезоне нынешнем грозит оказаться всего лишь яркой вспышкой на фоне рутинной повседневности.
Похоже, ниша главной команды города нынче вакантна. Кто ее заполнит? И заполнит ли? На мой взгляд, бизнесмены Чиж и Романов свой выбор уже сделали. Надежда на городскую власть. Ну и еще на болельщиков, соскучившихся по хорошему футболу и не собирающихся ездить в Кунцевщину.
Природа не терпит пустоты. В том числе и в сердцах.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь