ЧМ. Там, за облаками

14:24, 27 августа 2003
svg image
1159
svg image
0
image
Хави идет в печали

Откуда не ждали

За густым, плотным туманом высоких результатов мирового сезона 2003 года в метании диска пьедестал для белорусов практически не просматривался. Особенно трудно было Ирине. Оставшись без поддержки старшей подруги по команде Эллины Зверевой (олимпийская чемпионка из-за болезни пропустила сезон), Ятченко вынуждена была в одиночку поддерживать высокое реноме отечественного метания. Нельзя сказать, что подготовка к чемпионату мира прошла гладко: боли в спине давали о себе знать, никак не удавалось собрать воедино технику и мощь. Наиболее далеким метанием Ирины стали 64,38, которые она показала в июле в Минске. По планетарным масштабам — не бог весть какой результат, лишь 10-й в мировой классификации-2003. В то время как потенциальные конкурентки регулярно отмечались за 65-метровой чертой. Наиболее в этом преуспела чемпионка Эдмонтона Наталья Садова — 69,38. Однако вся эта катавасия с лишением ее золотой медали двухгодичной давности, видимо, здорово испортила россиянке эмоциональный настрой, и в Париже Садова предстала лишь бледной тенью былого могущества.

Хотя в деле деморализации Натальи явно преуспела и Ирина. В первом же выходе в сектор Ятченко хлестким броском отправила снаряд за 67 метров. Результат измерений поверг соперниц в легкий шок — 67,32. На три метра дальше лучшего результата сезона Лишь гречанка Анастасия Келесиду смогла ответить более или менее вразумительной репликой — 65,76. Тем не менее белоруска отказалась почивать на лаврах, в третьей попытке покусившись на 66-метровую отметку. После чего вдруг проснулись гречанки, отправившие многострадальную Садову в глубокий психологический нокаут. Вначале Екатерина Вогголи дважды передвинула рубеж личного достижения, остановившись на 66,73, а затем в дело вновь вступила Келесиду. Лишь 19 сантиметров не хватило гречанке до результата Ирины, но дело даже не в этом. Уж очень споро она работала в круге: хорошая амплитуда, мощный выхлест. Рано или поздно, но такие движения обязательно приведут к далекому полету. Он выпал на заключительную шестую попытку. Диск словно лег на воздушную подушку и спланировал точь-в-точь на позицию первого броска белоруски. Сердце так и екнуло — вот она, развязка… На табло загорелось 67,14, а это значило, что Келесиду продвинулась лишь на сантиметр, а Беларуси досталось третье золото парижского чемпионата. Это второй крупный успех 37-летней дискоболки после бронзовой награды Олимпийских игр в Сиднее.

Если Ирина перед Парижем имела в своем арсенале 10-й результат сезона в мире, то Василий Каптюх — лишь 16-й (64,94). При этом пять человек в мировом топе отметились 67-метровыми бросками! Оставалась, правда, надежда на удивительное упорство 36-летнего богатыря, его умение показывать максимум возможного именно на решающей стадии главного старта. И эти качества сработали, как говорится, на все сто. Как ни странно, тройку будущих призеров сформировала уже первая попытка. Олимпийский чемпион Сиднея Виргилиус Алекна из Литвы практически снял все вопросы относительно чемпиона — 69,69. На 66,96 метнул победитель континентального первенства в Мюнхене и лидер мирового сезона венгр Роберт Фазекаш, недалеко от него расположился Василий Каптюх, порадовавший отличными 66,51. В заключительном выходе в сектор Фазекаш попробовал было покуситься на позицию Алекны, но не добросил до первого места чуть менее метра. Пятикратный чемпион мира Ларс Ридль впервые остался без медалей — 66,28.

Золото, как снотворное

Мы намеренно не стали беспокоить нашу новоиспеченную чемпионку мира в метании диска Ирину ЯТЧЕНКО в первые дни ее триумфа. Полагаем, желающих поздравить ее было хоть отбавляй. Великую радость, как и большое горе, тоже надо пережить. А вот вчерашним утром, когда страсти несколько улеглись, мы связались с Парижем по телефону.

— Примите наши поздравления с блестящим выступлением. Как пережили ночь после золота и день награждения?

— Все в порядке, запредельных стрессов удалось избежать. Знаете, по-моему, самым главным итогом моего чемпионства стал невероятно спокойный и глубокий сон. Сплю как убитая и хочется еще и еще.

— Поэтому вы и на пьедестале были само спокойствие?

— А что, я там прыгать должна была? Это же серьезное мероприятие: поднимается флаг, звучит гимн, семьдесят тысяч человек встают как по команде. Надо соответствовать обстановке.

— Наслышаны, что у вас по- прежнему проблемы со спиной.

— Да, чувствую боль постоянно. Но к соревнованиям ее удалось несколько унять: мази, массаж. Просто не представляю, как в ином случае выходила бы в круг.

— В лучших попытках сезона ваш диск летел в район 64 метров. Вы намеренно сдерживали себя перед Парижем?

— Скорее, что-то не получалось. В технике, в настрое. Да травма не давала реализовать возможности. Хотя и в том, что вы говорите, есть доля истины. Конечно, страховалась перед главными испытаниями, а то пашешь, а отдачи можно и не дождаться.

— Сейчас, когда все так благополучно закончилось, скажите как на духу: на что рассчитывали в Париже?

— Несмотря на высокие показатели соперниц, отправлялась за медалью. По крайней мере бронза представлялась вполне реальной целью.

— Обычно первая попытка служит для осваивания в круге, привыкания к покрытию. Вы же сразу сподобились на шикарный бросок за 67 метров.

— Я даже не прочувствовала, что диск улетел столь далеко. Странно, обычно метатели могут назвать результат попытки с точностью до сантиметров. Да и снаряд плохо расстался с рукой, оставив на кисти легкую царапину. Оттого и поморщилась перед камерой. Кстати, третий выход в сектор оказался, пожалуй, лучшим по исполнению. Результат за 66 метров только подчеркнул совершенно иной уровень готовности, нежели тот, что был пару месяцев назад. Но заключительные выходы в круг откровенно не получились. Вернее, они не годились для финала чемпионата мира, где требуется предельная концентрация воли и характера. А здесь вдруг в голову подспудно стали лезть ненужные мысли, от которых во время соревнований надо беречься.

— Гречанки сильно потрепали нервы?

— Не очень. Была уверена, что Вогголи меня не достать. Екатерина и так превзошла себя, дважды улучшив личное достижение. А вот Анастасия Келесиду заставила поволноваться. Особенно после шестой попытки, когда визуально диск упал рядом с моей отметкой.

— Отсутствие пропускающей сезон Эллины Зверевой — это для вас плюс или минус?

— Однозначно — минус. Я так привыкла выезжать на соревнования вместе с Элей, что до сих пор не переношу одиночества в секторе. Всегда на нее равнялась, училась мастерству.

— Может, без нее вы раскрепостились психологически?

— Наоборот, на мне сейчас лежит такая ответственность, что лучше бы поменьше. За надежной Элиной спиной чувствовала себя намного комфортнее.

— Вашего наставника Владимира Сивцова впору номинировать как лучшего тренера года мировой легкой атлетики: Михневич — золото, Ятченко — золото, Каптюх — бронза. Если кратко: в чем его отличие от коллег по цеху?

— Вот это вопрос! Вы меня застали врасплох. Подумать надо. Хотя нет: у него удивительно уравновешенный характер. Сколько лет работаем, ни разу не слышала, чтобы Владимир Иванович срывался на крик. Он живет не громко.

Экспресс-комментарий

Василий КАПТЮХ:

— Давненько я не соревновался в столь солидной компании, даже соскучился по забытым ощущениям. Счастлив, что на чемпионате удалось осуществить то, что не поддавалось в сезоне: имею в виду далекий бросок. Мне ничего не оставалось, как любой ценой попасть в призеры, иначе просто не дотянул бы до заоблачных вершин, куда ныне устремилась наша сборная. На фоне такого эмоционального всплеска команды самое обидное — оказаться неудачником.

Умыли руки

Блистательное выступление белорусской сборной практически не оставляет места для других событий чемпионата мира. Попробуем укротить поток новостей. Похоже, что после описанного нами скандала вокруг американского спринтера Джона Драммонда грядет еще один. Главный фаворит мужской эстафеты 4х100 м — сборная США — может попросту не выйти на старт. Начнем с того, что Драммонд покидает чемпионат мира и уж точно не будет участвовать в эстафете. Это решение принято им самим. Вчера международная федерация легкой атлетики объявила американской федерации, что решение о наказании Драммонда должно быть вынесено до 18.00 по парижскому времени. Спортивные чиновники ЮСАТФ ответили, что подобные процедуры ими никогда ранее не производились, но Драммонд покинет чемпионат мира, причем сделает это по собственной инициативе. Другой спринтер из США, обладатель мирового рекорда на стометровке, “пролетевший” на этом чемпионате мимо медалей, Тим Монтгомери вчера вечером уже улетел на родину. Причины этого поступка неизвестны. Хотя чего тут таинственного? Ни одного спринтера США в тройке призеров стометровки — полное фиаско. В понедельник травмировал ногу Морис Грин, после чего заявил, что к эстафете не восстановится.

Кстати, дисквалифицированный до конца чемпионата мира Джон Драммонд выступил с заявлением: “Во время воскресных забегов на 100 метров я был абсолютно уверен, что меня дисквалифицировали незаслуженно. Поэтому и выражал протест. Убежден, что не допустил фальстарта. Я ни в коем случае не хотел испортить соревнования, а уж тем более причинить неудобства другим спортсменам или зрителям. Сейчас хочу заявить, что не буду принимать участие не только в этом чемпионате, но и в оставшихся стартах 2003 года. Мой спортивный дух подорван случившимся. Своими выступлениями я всегда хотел приносить радость болельщикам”, — сказал Драммонд. Напомним, что 34-летний спринтер, для которого этот чемпионат мира, скорее всего, станет последним, был снят с соревнований в предварительном забеге на сто метров за фальстарт, после чего улегся на дорожке и отказывался покидать стадион. Старты из-за этого были задержаны на 20 минут.

Похоже, ИААФ подложила себе мину замедленного действия. Оказывается, у большинства атлетов нет уверенности в объективности не столько судей, сколько новых правил, согласно которым действовали арбитры. Раньше все было просто и понятно: бегун, сделавший два фальстарта, автоматически лишался права продолжать соревнования. Согласно новым правилам, которые решено было опробовать на чемпионате в Париже, спортсмен, совершивший первый фальстарт, остается без наказания. Зато виновник второго фальстарта удаляется автоматически, независимо от того, он или кто-то другой сорвался с колодок раньше времени в первый раз. Спортсмены считают, что это несправедливо.

Вряд ли обиженный Драммонд хотел в первую очередь обратить внимание общественности на изъяны электроники. В его демарше просматривается болезненная реакция на обозначившуюся в новых правилах своеобразную дискриминацию представителей беговых видов. Действительно, прыгунам и метателям по-прежнему даются три попытки, и только после нереализованной последней вступает в силу закон о дисквалификации. Так же судят ходоков, которым, прежде чем снять с дистанции, показывают две желтые карточки. Где же справедливость?

Островитянин

Мужская стометровка на чемпионате мира — блюдо особое, ни с чем не сравнимое. Даже если другие виды приносят мировые рекорды. Даже если борьба в них более напряженная. Стометровка же если не удивит высоким результатом, то уж точно сразит интригой.

Итак, самый быстрый сегодня человек планеты родился в стране с населением 40 тысяч. Великобритания предоставила независимость этим островам в Карибском море только в 1983 году. Тогда Киму Коллинзу было всего 7 лет. Теперь он герой своего молодого государства. Впрочем, героем Сент-Китса и Невиса Коллинз стал еще после Олимпиады в Сиднее, где занял седьмое место на стометровке. Тогда правительство подарило ему дом стоимостью 150 тысяч долларов, назвала именем Коллинза улицу, выпустило марки с его изображением и взяло на себя все расходы на подготовку спортсмена.

Однако настоящая известность, в том числе и скандальная, пришла к Коллинзу после прошлогодних Игр Содружества в Манчестере. Тогда в финале бега на 100 м он обыграл двух фаворитов — Чемберса и Марка Льюиса-Фрэнсиса, впервые в жизни “выбежав” из 10 секунд — 9,98. Но в допинг-пробе бегуна было обнаружено запрещенное вещество сальбутамол. За расследование взялось Всемирное антидопинговое агентство. Выяснилось, что Коллинз страдает астмой (оказывается, чемпионы-астматики есть не только в лыжах и биатлоне!). А сальбутамол — обычное лекарство от этой болезни. Проблема была лишь в том, что Коллинз не заявил о ней до начала соревнований. Исход истории был нетипичен для ВАДА: бегуна оправдали. Эксперты посчитали, что количество сальбутамола, обнаруженное в допинг-пробе Коллинза, не могло повлиять на результат.

Однако, поздравляя нового чемпиона мира, отчего не задастся вопросом: а что дальше? Итоги парижского финала окончательно спутали карты в мужском спринте. И это за год до Афин. Понятно, что считать Коллинза главным претендентом на золото Олимпиады-2004 наивно. Американцы потерпели крушение, но кто знает, нет ли в их обойме какого-то “теневика”, который, как это частенько бывало раньше, выстрелит на отборочном чемпионате страны, а потом пойдет обгонять всех подряд? Или воспрянут духом Грин и Монтгомери. А может, в Париже мы стали свидетелями рождения новой звезды — наследника Ато Болдона юного Дарелла Брауна? Вопросов пока больше, чем ответов.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?