Белорус — чемпион. Денис Ковба: спартанский образ
— Прага сильно гудела по случаю вашего чемпионства?
— За всю Прагу не скажу — это большой город. Вот команда — да, гудела как следует. И в субботу, и в воскресенье. Много было радости. Два последних года “Спарта” оставалась без золота. Если лет десять назад была безоговорочным лидером чешского футбола, то сейчас конкуренты подросли. Поэтому в нынешнем сезоне на карту в клубе поставили все. Тем более в Лигу чемпионов сейчас выходит лишь один клуб Чехии — вместо прежних двух. Так что борьба была нешуточной. Интрига держалась до последнего тура. Было много тревог, чуть ли не паники. Но в итоге все закончилось счастливо.
— Вы приняли самое активное участие в гуляниях?
— А как же? Все гуляли — и я гулял.
— Этой весной вы за “Спарту” совсем не играли. И, выходит, вклад в общее дело внесли небольшой. Осадок остался?
— Да нормальный у меня сезон получился… Медаль выиграл — не каждому это удается. Не в этом, так в прошлом году помог команде. Играл и в чемпионате, и в Лиге Европы. Во втором круге ставку на меня уже не делали. Но куда-то уходить не хотелось.
— Почему ставку не делали? В чем главная причина?
— Главная, наверное, в том, что зимой в “Спарту” взяли пару опытных футболистов. А вообще, мне сложно ответить на ваш вопрос. В Чехии с легионеров спрос очень большой. Иностранцу нужно быть действительно на голову выше местных ребят. В прошлом году я играл до первой ошибки. Случалась она — на несколько туров садился в запас. Да даже не плохо, а средне сыграешь — и могут заменить, ничего не объяснив. И вообще, легионер здесь предоставлен самому себе. Переводчика нет. Предматчевые установки, тренировочные задания понимай как хочешь. Но сразу все равно было интересно. Все кругом новое — люди, футбол, страна. А потом… Собственно, во втором круге мне даже шанса не дали. Сборы прошел нормально, много играл. Но затем выяснилось, что на меня не рассчитывают. Видя это, я и сам не горел желанием что-то кому-то доказывать.
— Иногда в таких случаях футболисты жалуются на тренера…
— А чего жаловаться? Хованец многолик: он и тренер, и президент, и генеральный директор. На тренировки не ходит — может появиться раз в неделю. Даже не знаю, он ли определяет состав на игру.
— Хованец должен владеть русским — по работе в краснодарской “Кубани”…
— Наверное, владеет. Мы совсем мало общались — на уровне “привет-пока”. А больше о чем разговаривать? Не принято это в Чехии. Играешь — хорошо. Нет — значит нет. Искать объяснения какой смысл?
— У вас с чешским как? Трубило говорил, что выучил за год…
— Язык понятный. Но в клубе мне проще на русском общаться. Тренеры его нормально знают. Тот же Гашек, помощник Хованеца, когда-то играл в России. В бытовом плане языковых проблем тоже нет. Иногда кажется, что русских в Праге больше, чем чехов.
— Есть и белорусы — тот же Трубило, Ленцевич. Контактируете?
— Нет. С Ленцевичем только раз пересеклись — на матче наших команд. Поздоровались, и все. Какие у нас могут быть отношения? В рестораны, что ли, вместе ходить? Времени особо нет — у меня дела, семья. Я здесь больше общаюсь с местными ребятами, которые раньше в России играли или на Украине.
— Легионеров в “Спарте” негусто…
— Мало. Три или четыре словака плюс один австриец — остальные чехи.
— Главные звезды — Ржепка и Сьонко?
— Ржепка, Сьонко, Блажек, Брабец… Опытные все ребята. Есть еще словак Куцка. Скоро поедет на чемпионат мира.
— Чехи в ЮАР не попали. Сильно переживали?
— Не помню. Я на это не обращал внимания. Чехи все время переживают — за футбол, за хоккей. Сборная давно уже ничего не добивалась, но неудачи они все равно близко к сердцу принимают.
— В чемпионате “Спарта” не проиграла ни разу…
— Зато у нас много ничьих. Побед — 16, ничьих — 14. Проходных матчей вообще не было. Очки отбирали даже аутсайдеры. 1:0, 0:0, 1:1, 2:1 — с таким счетом, как правило, матчи заканчивались. Крупно победили всего несколько раз.
— Ровный турнир — чемпионат Чехии?
— Да. И довольно приличного уровня. Все бьются. Чехи физически очень крепкие ребята. Не бразильцы или аргентинцы — сами не играют и другим не дают. Футбол здесь силовой, много голов забивается с помощью “стандартов”.
— “Спарта” в России не затерялась бы?
— Думаю, была бы на виду. В верхней части таблицы точно, а то даже и в первой пятерке. В команде очень квалифицированные футболисты. В Лиге Европы, вспомните, мы на равных играли с ПСВ, “Копенгагеном”, “Клужем”. “Спарта” сильна своей школой. На собственных воспитанников делается ставка. Вторая команда — “Спарта-В” — это ближайший резерв, там полно перспективной молодежи. Равно как и в остальных подразделениях — вплоть до детского уровня. Это фундамент клуба. Он очень прочный. В России все по-другому. Там хороших футболистов просто покупают.
— Куда-то уже определили свою золотую медаль?
— Пока она ходит по рукам. То жена возьмет, то сын носит, то отец, который сейчас у нас в гостях. Потом повешу куда-нибудь.
— Это ваша вторая медаль — после самарской бронзы-2004?
— Да.
— И где та награда?
— Дома, в Самаре. Висит в отдельной комнате. Эту комнату мне выделила жена — сюрприз когда-то сделала. Там хранятся всевозможные футбольные сувениры, призы, подарки, майки — много всего. Наверное, и эту пражскую медаль тоже там пристрою.
— О периоде выступлений за “Крылья Советов” вспоминаете с ностальгией?
— Да, долго там играл… Бывали и хорошие времена, и тяжелые. Я не жалею, что поехал в “Спарту”. Но в Самаре у меня действительно осталось многое — дом, друзья. Жена оттуда родом, сын там родился. Мне дорог этот город.
— Этот город может остаться без большого футбола — того и гляди, “Крылья” из премьер-лиги вылетят…
— Я не теряю команду из виду, общаюсь с ребятами, с которыми вместе играл. Переживаю, конечно. Хотя, по большому счету, сегодня до “Крыльев” мне дела нет. Вылетят так вылетят — с ума не сойду. Где-то к этому дело и идет. Почему кто-то другой должен уходить в первую лигу, вместо клуба, в котором бардак?
— Самару и Прагу можно сравнивать?
— Прага — хороший город. Но со своей спецификой. “Пробки”, например, достают. Лучше вообще не ездить. А то негде припарковаться. Возле дома поставишь машину — приедет эвакуатор и увезет в неизвестном направлении. Есть и другие проблемы. Если, не дай бог, сын заболеет — куда обращаться, не знаю. Врачи на дом здесь не приходят. Так что город красивый, конечно. Но в гостях хорошо, а дома лучше. В Самаре у меня все налажено.
— Уже знаете, в каком городе осядете в ближайшем будущем? Контракт со “Спартой” у вас заканчивается в конце июля…
— Пока ничего неизвестно. Будем решать с агентом. Варианты есть.
— Хорошие?
— Нормальные. Какие — говорить не буду. А то знаете, как бывает — скажешь, а потом все сорвется. Я это уже проходил. Тем более сейчас никто не спешит с подписанием контрактов. Все экономят, что-то выгадывают.
— С расставанием со сборной уже примирились?
— Давно. Здесь у меня точно все спокойно. Нормально поиграл, бывали хорошие циклы. Своей карьерой в сборной я доволен.
— Считаете ее завершенной?
— По-видимому, да. При теперешнем тренере точно не сыграю. А придет другой — посмотрим. Будет заинтересованность в моих услугах, может, и вернусь.
— Какие задачи ставите перед собой на ближайшее будущее?
— А чего их ставить? Планы, цели — это все слова. От нас же мало что зависит. Как должно быть — так и будет. Считаю, все, что ни делается, — к лучшему. Хочется еще, конечно, поиграть. Заработать денег, может, чего-то еще добиться. Чтобы осталось на память, как это золото в “Спарте”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь