Полемика. Это не Рио-де-Жанейро

20:58, 7 июня 2010
svg image
1752
svg image
0

“Статья “Белорусские клубы охладели к еврокубкам”, опубликованная в номере газеты “Прессбол” от 2 июня 2010 г., вызвала в Белорусской федерации гандбола недоумение. Федерация разделяет вашу озабоченность по поводу ограниченного участия белорусских клубов в еврокубковых турнирах. Очевидно, что данное обстоятельство не будет способствовать повышению рейтинга национального гандбола в еврокубках. Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
Подобная тенденция прослеживается и в общем характере еврокубковой заявочной кампании. Так, в сезоне-2008/09 в еврокубковые турниры заявилось 300 клубов. В сезоне-2009/10 сражаться за евротрофеи изъявили желание 268 клубов. Следует полагать, что подобная тенденция вызвана прежде всего финансовыми затруднениями.
“Куцесть” еврокубковой заявки объективно обоснована. Ввиду ограниченной возможности привлечения спонсорских средств большинство белорусских гандбольных клубов находятся в затруднительных, подчас критических финансовых условиях.
Так, 2 июня 2010 г. состоялась встреча руководства Белорусской федерации гандбола с победителем и бронзовым призером чемпионата Беларуси-2010, гандболистками БНТУ-БелАЗа и “Аркатрона”. У клубов сложилась большая задолженность по выплате игрокам заработной платы, не говоря уже о наличии средств для дальнейшего развития гандбола. Отмечается, что хотя и принята нормативно-правовая база поддержки игровых видов спорта, однако спонсорские обязательства, вытекающие из правовых актов, не выполняются в полном объеме, а порой не выполняются вовсе.
В сложившейся тяжелой финансовой ситуации руководство клубов вынуждено обращаться за помощью в федерацию. Хотя это и не входит в круг обязанностей общественного объединения, Белорусская федерация гандбола в силу своих финансовых возможностей оказывала и оказывает клубам посильную помощь.
Полагаем, что в интересах болельщицкой аудитории на европейской арене должны проявлять себя команды, которые имеют игровой и финансовый потенциал. В данной ситуации качество и результат являются определяющими при принятии клубами решения о своем участии в еврокубковых турнирах.
С уважением, председатель Белорусской федерации гандбола В.Н. Коноплев”

В отличие от авторов абсолютного большинства подобных посланий-рекламаций глава БФГ не требует от нас непременной публикации его точки зрения и тем более извинений. Он просто доводит до сведения журналистов информацию, которую полагает важной в толковании изложенных газетой фактов. Это делает Владимиру Николаевичу честь. А нам дает возможность обстоятельно и спокойно вернуться к теме в формате более широком, нежели те несколько газетных строк в конце заметки о массовом отказе белорусских клубов от завоеванного ими права представлять страну в еврокубках:
“Такое уменьшение соревновательных аппетитов и пренебрежение интересами болельщиков выглядит явным алогизмом на фоне проводимой государством политики поддержки игровых видов спорта. Напрашивается вопрос: как работают указы, и на те ли цели тратятся деньги?”
Как ни стараемся, не можем отыскать в заданном нами вопросе повод к недоумению гандбольного штаба. Напротив, такая его реакция только укрепляет недоумение наше и, полагаем, наших читателей-болельщиков. Как же получается, что при созданной “нормативно-правовой базе поддержки игровых видов спорта” эта поддержка остается, по сути, незадействованной и “спонсорские обязательства, вытекающие из правовых актов, не выполняются в полном объеме, а порой не выполняются вовсе”? Если уж упрекать нас в непонимании трудностей момента, то хотелось бы не просто констатации этих трудностей, а определения их истоков и причин.
Оставим без комментария экивок в сторону статистики прошлогодней посткризисной еврокубковой заявки в масштабах континента. Она, возможно, была бы актуальна и юридически корректна прошлым летом. Мы же ведем речь о процессах сезона нынешнего и при этом совсем не исключаем выправления сократительного крена в зарубежной Европе.
В любом случае проекция европейских тенденций на наши реалии будет довольно условна. Ибо в нашей стране механизм поддержки игрового спорта вполне уникален и самобытен, чтобы быть хотя бы отчасти предохраненным от глобальных бед. Так почему же он дает такие сбои именно в гандболе? Возможно, дело в несовершенстве этого самого правового механизма?
Признаться, доводилось слышать сетования руководителей клубов на то, что президентский указ в новой версии, утвержденной нынешней весной, куда менее требователен и жесток к тем, от кого этой поддержки хотят и ждут. Иными словами, он оставляет потенциальным спонсорам и инвесторам много больше возможностей и поводов от такой роли уклониться. Похоже, ровно это и стало происходить. Ручейки поступлений в клубные бюджеты на фоне всеобщего стремления к оптимизации расходов истончились, а то и пересохли.
Можно было бы, пожалуй, пространно поспорить о том, насколько вообще перспективна давальческая модель финансового стимулирования спорта, принятая у нас. В ней все-таки доминируют мотивы “обязаловки”, принуждения, а то и ярма. Хотя совершенно очевидно, что бесперебойно и безболезненно для всех спортивная копилка станет пополняться только там, где в этом для дающего нарисуется прямая выгода. Ну или хотя бы это не будет ему в убыток и в тягость…
Впрочем, у нас по-другому. И сейчас не об этом. А о том, что в Беларуси еще при рождении всех проспортивных президентских указов широковещательно объявлялось, что это не “собес”, не безвозмездная кормушка на все времена. Мне очень нравится чужая аналогия с удочкой, выданной нашим клубным добытчикам, дабы те научились доставлять рыбу к командному столу. Увы, абсолютное большинство старательному освоению снастей предпочло комфортные прямые поставки готового к потреблению продукта — уже поперченного и прожаренного.
Эмоционально-вдохновляющий эффект от существенного повышения доходов игроков и тренеров вскоре после прихода в 2006-м на председательский пост в федерации Владимира Коноплева был силен. (Взгляните, как отразилось это хотя бы на наших еврокубковых заявках в последующие два года.) Однако он оказался, увы, и скоротечен. Крылья складывались постепенно. Как показалось — по мере понимания большинством субъектов нашего гандбольного бытия нехитрой истины: строгого спроса за результаты труда по новым взлетевшим тарифам не будет.
Предложенный способ улучшения жизни в целом мало, а то и никак не мотивировал усердия в тренировках и соревновательной отдачи — в учениках, пытливости и профессионального роста — в учителях. Подтянувшись к загранице, а то и обскакав ее по части материального обеспечения, в белорусском гандболе не стали лучше играть. Ведь в опровержение этого вывода, как ни печально, не получится привести ни одного результата из показанных за четыре года на международной арене!
Что же можно предъявить в подкрепление к руке, просительно протянутой теперь в сторону работяг-хозяйственников, которые отказываются делиться нажитым, ссылаясь на никчемное проедание их подмоги? У руля большинства наших гандбольных клубов остаются персонажи, имеющие весьма отдаленное сходство с типажом современного спортивного управленца. У них отменно развит лишь хватательный рефлекс, тогда как нет даже элементарных навыков маркетинга, делового общения, умения увлекать партнеров идеей, превращать их хотя бы просто в болельщиков. Полагаю, лишь два белорусских клуба — “Динамо” и БГК им. Мешкова — прошли в этом смысле некую “точку невозврата”, превратились в хозяйственно-боевые единицы со стратегическим запасом выживания. Остальные все более входят в образы обиженных на всех и вся нахлебников. Оттого и сводится сегодня вся внутренняя гандбольная жизнь к схваткам двух команд, тогда как все другое после недолгого всплеска интереса снова сползло ниже планки достойной публичности. А ведь, что бы ни говорилось в оправдание, объективные предпосылки к самодостаточности разбазарили и мужские СКА и “Машека”, и женские БНТУ и “Друть”…
Признаюсь, что мы намеренно спешили с информацией о намечавшемся давеча еврокубковом антирекорде. До подведения черты оставалась дозаявочная неделя. И расчет был именно на позитивное движение в ответ на нашу тревогу. Не будем преувеличивать ее значимость. Просто порадуемся: на излете пятницы белорусская заявка расширилась на треть: ее пополнил двумя командами столичный “Аркатрон”. В неслабых душевных терзаниях его штаба родился единственно верный вывод: надо соревноваться!
Ведь это в принципе главнейшее предназначение профессиональной команды в любой спортивной игре. Если победитель чемпионата страны или его бронзовый призер под какими угодно предлогами отказываются от права представлять эту страну за ее пределами, это не “объективно обоснованный” шаг. Это фантасмагория, заявка на разжалование в любители. И оправдать такое в глазах болельщиков, нам кажется, не могут никакие оглядки на “качество и результат”.
Ровно через месяц — отчетно-выборная конференция БФГ. На ней, надо полагать, для Владимира Коноплева стартует новый председательский срок. Четыре года назад он начинал руководить гандболом под лозунгом смелых прицелов на олимпийский Лондон. Тогда до этой мечты оставалось ровно столько, сколько сейчас до другого города-сказки — на бразильском берегу Атлантики…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?