Триумф Девятовского и Тихона. Выстоять после победы

21:03, 14 июня 2010
svg image
2078
svg image
0
image
Хави идет в печали

В жизни почти каждого человека случаются тяжелые моменты, когда он оказывается наедине с обстоятельствами, которые кажутся непреодолимыми. В таких случаях абсолютное большинство покоряется судьбе, точнее — написанному кем-то сценарию. И лишь единицы пытаются писать свой сценарный план. Удается же претворить его в жизнь и вовсе считанным.
Девятовский и Тихон не покорились ни решениям МОКа и ИААФ, ни равнодушию некоторых высокопоставленных спортивных чиновников, ни переменчивости общественного мнения и тональности публикаций в СМИ. Они упрямо стояли на своем, и им стали помогать. Трудно припомнить, когда последний раз народ так переживал за своих…
Победа белорусов в международной судебной инстанции, одержанная с помощью английской адвокатской конторы “Hammonds”, выходит за рамки личных судеб атлетов. Во-первых, олимпийская копилка Беларуси вновь стала полнее на две награды. Во-вторых, наши соотечественники доказали право на истину цивилизованным путем в установленном международными нормами порядке. В-третьих, и это, пожалуй, главное, Девятовский и Тихон отстояли за себя и за весь белорусский народ право “людзьмi звацца”.
Сегодня для читателей “ПБ” ситуацию комментируют наставник Тихона Сергей Литвинов и патриарх белорусской легкой атлетики Евгений Шукевич.

Сергей ЛИТВИНОВ, олимпийский чемпион-88, заслуженный тренер Беларуси

— Что скажете о вердикте CAS?
— На мой взгляд, были вероятны три варианта развития событий: в пользу спортсменов, в пользу МОКа, или же дело могло быть пущено на самотек. Но все произошло наилучшим образом. Причем весьма корректно выбрана дата объявления вердикта. Все же решение CAS — удар по МОКу и ВАДА, весьма уважаемым в мире организациям. Однако в канун чемпионата мира по футболу эта информация прошла негромко и растворилась в сообщениях из Южной Африки. Тем не менее ясно, что произошедшее будет иметь последствия. Национальные федерации могут внести коррективы в свои действия при решении спорных вопросов. Речь не о том, что не надо бороться с допингом, просто права человека при этом нужно соблюдать неукоснительно.
Что касается самого дела, то вы знаете мою точку зрения, я о ней говорил в вашей газете: был подлог — это коррупция. Этак можно за деньги заказать любого. Судьи и адвокаты находились под мощным психологическим прессом. Но сейчас создан прецедент и, думаю, цепная реакция последует незамедлительно. Предполагаю, что пекинскую антидопинговую лабораторию могут закрыть, а национальные федерации сделают определенные выводы и не будут столь покорны ВАДА, как сейчас.
Говоря о спортсменах, нужно учитывать, что Тихон и Девятовский понесли огромные финансовые потери. Сейчас появилась надежда, что им дадут квартиры, положенные олимпийским призерам, и соответствующие премиальные.

— При определении судей арбитражного суда наша сторона намеренно остановила выбор на профессоре Хаасе из Германии, известном своей дотошностью.
— И немец, и канадец оказались весьма принципиальными людьми, и это делает им честь. Кандидатуру третьего арбитра, американца, предложил МОК. Насколько я знаю, он работает в одной из его структур. 25-27 января, когда дело слушалось в CAS, выступали эксперты, их было шестеро. Они заявили, что исследовались, скорее всего, пробы не Девятовского и Тихона, а чьи-то другие. К такому выводу еще раньше пришел старший брат Вадима Олег Девятовский. Он просчитал на логарифмической линейке, что у наших ребят не может быть таких синусоид, которые выдали приборы пекинской лаборатории. Скорее всего, эти показатели характерны для женщин. Могу предположить два варианта: или это дело заказное, или китайцы таким образом спасали своих спортсменок.
То есть вещи настолько очевидные, что особо и доказывать ничего не надо. Поэтому английский адвокат Морган во всеуслышание заявил, что в случае отрицательного решения вопроса он все равно будет добиваться истины. Видимо, это произвело на арбитров сильное впечатление: они поняли, что адвокаты пойдут до конца. В работе судей чрезвычайно важны имидж, репутация, которые ни за какие деньги не купишь. Из данной ситуации они вышли с достоинством, приняв сложное решение, которое невольно бросает тень на МОК и ВАДА. Как бы то ни было, создан прецедент, который невозможно переоценить.

— Для Вадима и Ивана ситуация развернулась на 180 градусов…
— На вопрос, будут ли ребята метать, теперь есть возможность ответить более определенно. Это дети могут просто так тренироваться и соревноваться, но атлетам такого ранга, как Тихон и Девятовский, обязательно нужна конкретная цель. Когда она есть, спортсмен может перевернуть горы тренировочной работы, переступить через себя — понятно, ради чего это делается. Если четких ориентиров нет, это физкультура. Сейчас цель появилась. У Ивана, видимо, внутренний лейтмотив — это Олимпийские игры, у Вадима стимулов больше.

— Всех, безусловно, волнует вопрос: как скоро ждать от Тихона и Девятовского достижений, сопоставимых с прежними?
— Если говорить о реальных результатах, то их, вероятно, можно ждать не раньше следующего года. Борьба за справедливость, неопределенность ситуации забирали у ребят много жизненной энергии. Фактически все это время будто бы сжималась внутренняя пружина. Сейчас она независимо ни от кого начнет распрямляться. Дай бог, чтобы эти два альбатроса к лондонской Олимпиаде отошли. Они же не роботы, не монстры. Они сами не знают, как это сейчас будет раскручиваться.

— Было что-либо похожее в вашей практике?
— Во всяком случае, моя победа на Олимпиаде в Сеуле и рядом не стоит с тем, что довелось сейчас пережить ребятам — и несправедливость, и обиды, и отлучение от соревнований, и многомесячное противостояние с могущественными структурами. В 1988-м все зависело от меня, а здесь — от очень многих факторов. Сейчас надо думать о том, как с наименьшими потерями пережить эту победу. В триумфе ведь можно надолго увязнуть. Сейчас нужно заново пахать, доказывать. Вот и посмотрим, кто настоящий боец. Не думаю, что их полноценное возвращение может состояться к чемпионату мира-2011. И не факт, что оба воспрянут. Времени в большом спорте у них немного, но оно есть. Его надо грамотно использовать. Был домашний арест — перетерпели. Молодцы, герои, а сейчас — за лопату!

— Ваш дуэт с Тихоном остается в силе, несмотря на то что вы сейчас живете и работаете в России?
— Конечно. В наших отношениях все осталось по-прежнему. Надеюсь, руководство белорусского спорта поможет ребятам вернуться на круги своя. Они ведь и так уже натерпелись.

Евгений ШУКЕВИЧ, заслуженный тренер СССР:
— Во-первых, хочу со страниц вашей газеты поздравить Вадима Девятовского и Ивана Тихона с замечательной победой, одержанной в судебной инстанции. Они доказали свою правоту, и это делает им честь. Благодарю всех людей, помогавших атлетам выстоять. Желаю им и сейчас, в новой ситуации, проявить те качества, что не раз приводили Вадима и Ивана к успеху: упорство, настойчивость, твердость духа, уверенность в себе.

— Были ли в вашей практике случаи, когда атлеты успешно возвращались в спорт после долгого перерыва?
— В начале 60-х нечто похожее произошло с Ромуальдом Климом. Он с женой тогда растил трех маленьких детей. Тренировался понемногу, поскольку в первую очередь надо было кормить семью. Потом приехал ко мне в Витебск, и мы стали работать по два раза в день — над техникой и развитием качеств. Климу не хватало качественного питания, поэтому высокие нагрузки были исключены. Недоставало нам и медицинского контроля. Дело продвигалось медленно, но в итоге после почти двухлетней паузы Клим стал призером Спартакиады народов СССР, а через год — чемпионом токийской Олимпиады.

— Евгений Михайлович, сейчас много говорят о том, что МОК, ИААФ, ВАДА в отместку за публичное поражение обложат наших парней чуть ли не ежедневным контролем, под прессом которого невозможно будет нормально готовиться к чемпионату мира-2011 и Олимпиаде-2012.
— Не думаю, что это станет непреодолимой преградой для таких волевых спортсменов, как Тихон и Девятовский. Контроль и другие сбивающие факторы должны их в еще большей степени стимулировать. Нужно очень грамотно организовать учебно-тренировочный процесс, продумать все до мелочей: планомерное увеличение нагрузок, восстановительные мероприятия, водные процедуры, режим и качество питания… Их союзниками должны быть не только тренеры, но и спортивные врачи, психологи, массажисты. Им требуется ненавязчивая помощь. Сейчас у парней, безусловно, есть некоторая депрессия. До сих пор они боролись, чтобы доказать истину. Теперь начинается другая борьба — за то, чтобы вернуться на вершину мирового метания молота. До лондонской Олимпиады у них есть еще два года. Уверен, они и в этот раз докажут свое мастерство и силу духа.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?