Конкуренция рождает звезд

14:39, 11 марта 2004
svg image
1284
svg image
0
image
Хави идет в печали

Всего пять дней назад на чемпионате мира в том же городе взошла звезда другой белорусской девушки — Юлии Нестеренко, ставшей бронзовым призером в самой престижном беге — на 60 м. Коллеги забросали вопросами: откуда вдруг у нас появилась звезда спринта да еще с таким стильным бегом? Наташу Сафронникову давно знаем, а Нестеренко откуда привезли — из России или Украины?

Наша она, наша — Юлия Борцевич (Нестеренко стала после замужества), и пробивалась наверх по-нашенски: сквозь несправедливость…

Несгибаемые

Чтобы попасть на чемпионат мира-2003 в Бирмингем, нужно было выполнить нормативы, установленные Белорусской федерацией легкой атлетики. В частности, в беге на 60 метров у женщин он равнялся 7,20 секунды. Пробежавшая с таким временем в бирмингемском финале знаменитая Мерлин Отти заняла четвертое место, проиграв три сотых бронзовой медалистке Торри Эдвардс из США.

А вот цитата из репортажа о первенстве Беларуси, вышедшего в “ПБ” 11 февраля 2003 года.

“Уже предварительные 60 метров Сафронникова пролетела за 7,10, — международная скорость! Правда, ее же высшее достижение страны еще быстрее — 7,04. С личным рекордом пробежала и брестчанка Юлия Нестеренко (Борцевич) — 7,19. В финале Юля выиграла старт, но Наташа в течение каких-то 15-20 метров ликвидировала просвет и вышла вперед, финишировав за 7,13. У Нестеренко — 7,20”.

Факты свидетельствуют: брестчанка выполнила норматив дважды. Разговоры о том, что “наша электроника дает погрешности”, не имеют под собой никакой почвы. В противном случае нельзя было бы фиксировать рекорды страны, установленные тогда же Светланой Усович на дистанции 400 метров.

Что было дальше, узнаем из интервью тренера Юлии Нестеренко Виктора Ярошевича, опубликованного в “ПБ” 5 марта 2003 года под заголовком “Кто тормозит спринт?”

— В чем причина невключения Юлии Нестеренко в выездной состав на предстоящий чемпионат мира?

— Мы готовились к нему всю зиму. Главный тренер национальной команды Александр Григорьевич Рудских сразу поставил перед нами задачу: 7,20 — пропуск на чемпионат мира. На Кубке Беларуси 24 января Юля пробежала 60 метров за 7,29, на чемпионате страны 7 февраля — за 7,19 в полуфинале, 7,20 — в финале. Однако Рудских сказал, что такое же время надо показать за границей и посоветовал выступить в польском Спале. Но через несколько дней, когда уже были решены транспортные и паспортные проблемы, он сообщил, что соревнования там отменили, и рекомендовал бежать в Минске на первенстве вузов. Юля, однако, затемпературила, и я не стал рисковать ее здоровьем. В команду ее не включили. 23-летняя спортсменка получила тяжелую моральную травму. Как ей объяснить происходящее?

Невразумительность решения руководства национальной команды стала еще очевиднее, когда пошли разговоры о том, что, поскольку Сафронникова заявлена в Бирмингем на две дистанции — 60 и 200 м, — Нестеренко придется остаться дома. К слову, Наталья бежала в Бирмингеме только двухсотметровку. Чтобы понять, в чем суть очевидного “сплава” брестчан, обратимся еще раз к интервью Ярошевича.

— Но есть трудности субъективного характера. За 15 лет, в течение которых мои ученики входят в сборную республики, я ни разу не выезжал с ними на чемпионаты и Кубки Европы, в которых они участвовали. Юля Борцевич в прошлом сезоне дважды — зимой и летом — пробивалась в полуфинал чемпионатов Европы. В августе ей до финала не хватило двух сотых. Мария Леонтьевна Иткина не выдержала, спросила: почему здесь нет тренера этой девочки? Юлю после выигрыша чемпионата страны даже не заявили в Мюнхен для выступления на стометровке. Это сделали только после моего вмешательства. Саше Невдаху и Тане Старинской устраивали бесконечные перебежки, чтобы включить их в состав эстафет. У меня сложилось впечатление, что кто-то заинтересован в том, чтобы мои ученики и я никуда не выезжали. Мне не дают возможности выйти на новый уровень. Это делается целенаправленно…

— Что вы намерены делать?

— Пока возлагаем надежды на то, что в руководстве сборной команды поймут ненормальность сложившейся ситуации. Возможно, в качестве компенсации нас с Юлей впервые поставили на выездной сбор, который начнется в конце марта. Уверен, что готовить высококлассных спортсменов можно не только в Минске, но и в Бресте.

Теперь все убедились в том, что Виктор Ярошевич — тренер, способный готовить призеров мирового чемпионата. Нынешний громкий успех его ученицы Юлии Нестеренко — не просто триумф тренерской мысли, это еще и победа человеческой стойкости. Даже при подготовке к Будапешту Ярошевичу в родном Бресте пытались ставить палки в колеса.

Крушение монополии

Много лет в белорусском спринте доминировал тренерский дуэт Владимир Зинченко — Евгений Гурков. Достаточно близкое знакомство с этими людьми позволяет говорить об уникальности их содружества. Было время, когда тренировать бригадным методом считалось модным. Однако мода сменилась, метод вроде бы зачах, а Владимир Никифорович с Евгением Викторовичем продолжают работать рука об руку.

В числе их подопечных были и супруги Сафронниковы. Наталье удалось выйти на мировой уровень. Леонид был призером Спартакиады народов СССР и одним из лучших спринтеров Беларуси. Когда он закончил выступать, Зинченко и Гурков взяли его в свою бригаду. Не случайно: в группе Леонид показал себя безусловным лидером и при этом проявлял тренерские наклонности. Но настал час, когда тренер Сафронников почувствовал, что опека старших стала обременительной. Леонид вышел из триумвирата, и вместе с ним ушли от Гуркова и Зинченко его жена Наталья, а также еще один супружеский спринтерский дуэт: Елена Невмержицкая — Виталий Чечетко.

Прежде способные спринтеры получали приглашения от Зинченко и Гуркова, которые, будучи тренерами РШВСМ, курировали спринт в национальной команде. Спортсмены понимали: попадешь к ним, будешь иметь сборы, в том числе выездные, современную фармакологию. Зинченко позаботится об общежитии, поможет решить образовательные проблемы. Откажешься — и пробиться в сборную будет намного сложнее.

Собственно, именно так и произошло с Юлией Борцевич, которая месяцев восемь-девять жила в Минске, тренируясь у Зинченко и Гуркова, а потом решила вернуться в Брест к Ярошевичу. Что после этого последовало, вы уже знаете.

Новая ситуация

Сегодня сложилась абсолютно новая ситуация. Есть группа Зинченко и Гуркова, есть группа Сафронникова, есть группа Ярошевича, в которой, кроме Нестеренко, чемпион страны в беге на 60 и 100 м Юрий Богатко, а также очень перспективные Роман Дайлид, Анастасия Шуляк, Светлана Милицина… Запомните их имена!

Радует и то, что из Будапешта вернулись с медалями не только подопечные Сафронникова (Наталья — вице-чемпионка мира на 200 м) и Ярошевича. Воспитанница Зинченко и Гуркова Наталья Сологуб стала серебряной медалисткой в эстафете 4х400 м. Вместе с ней этого добились сестры Светлана и Илона Усович, с которыми работает Игорь Захаревич, а также ученица Бориса Хачатуряна Анна Козак. Запасной была Екатерина Станкевич (тренер Иосиф Трахимчик). Прав оказался Сафронников, которого, к слову, в Будапешт почему-то не взяли: соревнований, медалей и призовых хватит всем.

Талантливые ребята растут в Минске у Владимира Сухоручкина, в Гомеле — у Олега Лемешевского, в Бресте — у Виталия Богдана, в Гродно — у Владимира Храмова и Вячеслава Кривецкого… Конкуренция наставников стимулирует появление новых звезд. Не надо только им мешать, искусственно создавая “элитные” группы. Между тем вольно или невольно такие ситуации сложились и в других видах легкой атлетики: прыжках в высоту, барьерном беге, на средних дистанциях.

Недавно в интервью “ПБ” о благотворном влиянии конкуренции на рост результатов говорил лучший наставник страны 2003 года Владимир Сивцов, приводя в пример толкателей ядра — своего подопечного Андрея Михневича, Дмитрия Гончарука (тренер К.Астапкович), Юрия Белова (тренер В.Воронцов) и Павла Лыжина (тренер Э.Гурская).

Создание в столице Центра олимпийской подготовки по легкой атлетике и концентрация в нем финансовых средств — палка о двух концах. Ввод в строй брестского манежа, особенно учитывая благоприятные климатические условия приграничного региона, при разумном руководстве вполне может привести к образованию регионального центра. Известно, что и в Гомеле, и в Могилеве также идет строительство манежей. И в этих областях у нас богатые легкоатлетические традиции. Формирование на их базе региональных центров легкой атлетики и здоровая конкуренция между ними наверняка откроют новые тренерские и спортивные таланты, которые узнает весь мир.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?