ЧМ-2010. Пионерские движения. Видишь суслика?
Есть даже специальные позиции, которые позволяют получать различные звуки. “Это все равно как дудеть в пионерский горн. Ты был пионером?” — спрашивает меня Катерина, с которой мы познакомились в преддверии матча Испания — Гондурас. Ее, инженера из Минска, работающего здесь уже почти два года, представил вам в предыдущем материале из Йобурга.
Несмотря на бурные разговоры, вувузелы на стадионах никто запрещать не стал. Кажется, даже не пытался. Потому их становится все больше. Однако такими назойливыми эти трубы уже совсем не выглядят. Может, привык. С интересом узнал, что те же самые вувузелы продавались на чемпионате мира в Германии четыре года назад. Только там они не пользовались повышенным спросом, поэтому остались незамеченными. В ЮАР же спрос даже превышает предложение. Причем как ни старались местные производители позаботиться о чистоте рынка, все равно “Made in China” вне конкуренции. В последние дни китайские заводы работают с полной загрузкой — выпускают примерно 25 тысяч дудок в день. А перед началом чемпионата делали не больше десяти тысяч. Явно они не станут работать себе в убыток. Складывается впечатление, что все разговоры о запрете вувузел нужны были лишь для того, чтобы повысить на них спрос.
Не знаю, что там Катерина рассказывала мужу-программисту, но вчера мы ходили с ней в ресторан. Мое пожелание было понятным и простым — хотелось отведать что-нибудь из местной кухни. До того питался только понятной и привычной мне едой. И практически всегда в гостинице, где остановился. Просто не хотелось отравиться какими-нибудь слоновьими ушами или кенгурятиной. Тем более практически во всех национальных ресторанах здесь весьма своеобразное меню. Блюдо не расписывается по ингредиентам, а понять многое из названия типа “Утренний коктейль по-африкански” не получалось.
Моему разочарованию не было предела — по большому счету, национальной кухни здесь нет. Возможно, в районах типа Соуэто, где люди живут в коробках из-под телевизора, нечто такое и готовят. Но в национальных ресторанах, по сути, европейская кухня — рисовавшую в моем изображении слонятину и кенгурятину заменяет банальная баранина и говядина. Даже выбор рыбы, хоть и шикарный, но все равно по-европейски предсказуемый.
Впрочем, южноафриканский продукт номер один все-таки чисто местный — маис. Это лепешки из кукурузной муки. Два основных вида — сэмп и папа. Различие простое: в первом случае помол — крупный, во втором — мелкий. Считайте, мука первого и высшего сорта. Естественно, в ресторанах Йобурга используется та, что получше. Маис подают практически к любому блюду, как хлеб. По вкусу — натуральная молдавская мамалыга. Короче, один раз попробовал, а больше не нужно.
Большинство блюд абсолютно пресные. Секрет этого настолько прост, что удивляюсь, как сам не догадался. Туда, где наша хозяйка, скорее всего, добавила бы подсолнечное масло, в ЮАР льют подсоленную воду. И местное пиво у нас пивом не назвали бы. Оно настоено на имбире. Потому, видимо, такое ядреное. Вроде не крепкое, но хмельное до ужаса. Короче, если хочешь остаться в уме, то лучше больше одного бокала не заказывать. То же самое Катерина говорит о красном вине, которое, кстати, котируется в Европе. Причем с каждым годом все больше. Дело в том, что во времена апартеида южноафриканские вина не выходили на мировой рынок, так как им не давали ходу. В итоге винное производство работало только для внутреннего пользования и фактически зачахло. Дорогие и трудоемкие сорта винограда не культивировались вообще. Для того чтобы восстановить подобное производство, требуются десятилетия. В ЮАР пока прошли где-то чуть больше половины пути. “К приему гостей они относятся значительно проще, чем мы. Столы от еды не ломятся. Как правило, что-то готовить южноафриканцы начинают только тогда, когда гость уже на пороге. Я тоже к этому привыкла. Чем плохо, когда гости перестают ассоциироваться со стихийным бедствием?” — подытожила гастрономическую тему Катерина.
Местная статистика утверждает, что чемпионат мира в ЮАР уже посетили 950 тысяч человек. Думаю, цифра все же несколько скромнее. Ведь не всякий пребывающий в ЮАР по туристической визе обязательно болельщик. Кого-то наверняка интересует, например, сафари. Меня, признаюсь, тоже. Но пока нет ни попутчиков, ни времени, ни смелости. Ехать надо на границу с Ботсваной или Зимбабве. От Йобурга не так и далеко, но пока в поле зрения местная живность. В Дурбане, правда, по дорогам ходят и слоны, но здесь можно встретить лишь что-нибудь поменьше. Самые распространенные зверьки — сурикаты. Это из отряда мангуст. Как по мне, так вылитые суслики. Только немного ленивые.
Согласно той же статистике, около 40 процентов туристов приехали в ЮАР из соседних стран. Честно сказать, не верится. Просто не представляю, как могло добраться до турнира такое количество африканцев. Соседние страны не пышут богатством, поэтому автомобильный транспорт исключаю сразу. В Йобурге видел только несколько машин с нетипичными для здешних мест номерами. Большинство же авиарейсов из африканских государств в Йоханнесбург — транзитом через Европу. Чаще всего через Малагу, Севилью или Мадрид. То есть, чтобы выбраться на чемпионат мира, например, из Нигерии, необходимо сначала лететь на север, а потом обратно на юг. Из европейцев здесь больше всего британцев и немцев. Впрочем, как и везде. Многочисленен и американский контингент. Так что в интересах организаторов было, чтобы сборная США прошла по турнирной сетке как можно дальше. Команда Австралии — тоже. На представителей Зеленого континента вообще возлагались большие надежды. Географически Австралия очень удобно расположена по отношению к ЮАР. Поэтому тамошние болельщики изначально проявили к турниру повышенный интерес. Однако потом подтвердили лишь 20 процентов от того, что было забронировано. То есть лишь каждый пятый фанат “соккеруз” согласился поехать в ЮАР. Остальные сослались на криминогенную обстановку. Масло в огонь подлило австралийское Министерство иностранных дел. Инструкции этого ведомства выглядели настолько сурово, что, прочитав их, уже действительно никуда не хотелось ехать. Взамен власти Зеленого континента решили организовать фан-городки у себя в стране.
Не хотелось так быстро провожать и нигерийцев. После хозяйской дружины вначале здесь больше всего болели за ивуарийцев. Дрогба в ЮАР вообще где-то рядом с богом. Сравнимых по обожанию игроков нет даже в южноафриканской сборной. Однако в последние дни в центре всеобщего внимания оказались нигерийцы. Повышенный спрос обеспечил полузащитник Сани Кайта, удаленный в матче второго тура с греками. А стране, пережившей апартеид, только дай с чем-нибудь еще побороться. В последние дни значительную популярность приобрели лозунги со смыслом “Защитите Кайта!” Дело в том, что на родине ему стали грозить физической расправой, если нигерийская команда не выйдет в плей-офф. Как известно, этого по воле южнокорейцев не произошло. Правда, Кайта в любом случае не собирался ехать на родину. Он выступает за владикавказскую “Аланию”, где отпуск футболисту как будто не давали.
Катерина живет в деловом районе, где строятся специальные закрытые комплексы. Там есть все необходимое — от охраны до бассейна. Снять квартиру в таком районе стоит от 200 долларов в месяц. Порывался проводить ее домой, но услышал на дружеский совет: “Потом можешь не добраться до гостиницы. После восьми вечера остановится далеко не всякий таксист. А если и остановится, то не факт, что такая поездка окажется безопасной. Тем более когда водитель поймет, что пассажир не знает дороги”. Подобных историй наслышался в гостинице. Там мне советовали: если водитель через небольшой отрезок пути начинает спрашивать, как короче проехать — сразу выходи. Он наверняка проверяет знание местности, а если видит, что таковых нет, то в лучшем случае можно напороться на пару лишних кругов.
Сейчас футбольный Йобург живет в ожидании матча Италия — Словакия. Естественно, большинство собираются болеть за апеннинцев. Сужу об этом по количеству флагов, прикрепленных на машинах и балконах. Здесь, как и у нас, за итальянцев болеет и большинство девушек. Наиболее популярные игроки “Скуадры адзурры” — Пирло и Буффон. Болельщиков не смущает, что оба травмированы. С подачи какого-то малоизвестного итальянского политика в газетах гуляет “утка”, что матч может быть договорным. Якобы апеннинцы попросили словаков помочь в обмен на переход нескольких игроков в серию “А”. Называется даже их количество — три. Для полноты картины хотелось бы еще услышать клубы. Интересно, как такую аферу можно провернуть технически? Итальянцы, кстати, не стали бронировать обратные билеты заранее. Как это сделала сборная Германии, администраторы которой резонно предположили, что команда может отправиться домой уже после группового турнира. Поэтому билет Йоханнесбург — Франкфурт- на-Майне будет кстати.
После сегодняшней встречи Италия — Словакия игр групповой стадии в Йобурге больше не будет. Первый же матч 1/8 финала состоится только в воскресенье. Но зато какой: Аргентина — Мексика. У команды Марадоны вообще очень удобный календарь. Лишь третий поединок группового этапа она провела не в Йоханнесбурге. У мексиканцев же что ни матч, то другой город. Но выступать здесь им сподручнее всего. Йобург — самая высшая точка над уровнем море из всех мест ЮАР, принимающих футбол. А Мексика — высокогорная страна. И хотя футболистов, выступающих на родине, в команде не так много, местная пресса все равно не спешит списывать мексиканцев со счетов. Может, поэтому ацтеки не особо бились в позавчерашней игре с уругвайцами?
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь