ЧМ-2010. Мое сафари. Не снимая с предохранителя

20:22, 30 июня 2010
svg image
931
svg image
0
image
Хави идет в печали

Хотя, как это ни странно, о некоторых из восьми четвертьфиналистов толком впечатления составить так и не удалось. Это, кстати, первое из основных впечатлений по итогам.
Аргентинцы блестящей серией побед проторили себе дорогу к матчу с Германией, и все, согласно прогнозам букмекеров, идет к тому, что проторят и дальше. Однако, какая это команда — тактически, стилистически, по характеру — понять до сих пор не удается. Соперников, сопоставимых по индивидуальному классу игроков, у аргентинцев еще не было, а для преодоления просто неплохо (Греция) или же основательно (Южная Корея, Мексика) построенных редутов соперника пока хватало броских атакующих спецэффектов в исполнении Месси, Игуаина, Тевеса со товарищи и пары довольно серьезных судейских ошибок. Тем не менее с каждым днем крепнет мнение, которое уж очень кажется крамольным. Мол, Марадона — идеальный тренер для Аргентины: учить таких игроков тактике смысла нет никакого, а с задачей зажечь их сердца пламенной речью и не мешать им играть в футбол так, как они этого хотят и умеют, Диего справляется блестяще.
Весьма кстати для проверки этой популярной нынче теории на турнирном пути аргентинцев возникла Германия. На сей раз Аргентина — Германия — это не только повторение четвертьфинала-2006 или же противостояние южноамериканской и европейской футбольных школ. Здесь и сейчас Аргентина — Германия — это поединок футбольного бессознательного и инстинктов против футбольного сознания и интеллекта. Сверкнувшая еще в первом матче турнира “бундестим” оказалась на поверку не кометой, а самой настоящей звездой. Отлаженная командная игра, но без металлического привкуса излишней механистичности и заученности (такого, к примеру, какой чувствовался в игре чилийцев), оптимальный баланс порядка и творчества, великолепная игра молодых звезд. Германия на этом турнире — явно не из тех команд, кто постеснялся или стесняется показать все, на что способен. И преодоление такого барьера для парней Марадоны станет настоящим контролем качества футбола.
Подобно Аргентине отмалчивается до поры до времени и Голландия, которая пока что играет, не снимая с предохранителя ни один ствол из грозного атакующего арсенала. Подопечным ван Марвайка хватает кинжалов острых контратак и обухов дальних ударов, вроде снайдеровского в матче с Японией или роббеновского в поединке со Словакией. Вот только что это — экономия сил и рачительность или же неспособность прибавлять по ходу матча — пока не ясно. Как Германия для Аргентины, так и Бразилия для “оранжевых” станет настоящим катализатором амбиций. А если продолжать сравнения, то бразильцы, как это ни еретически звучит, в ЮАР уж очень похожи на немцев и наоборот — нынешней сборной Дунги без натяжек можно адресовать весь список комплиментов, отвешенных “бундесманншафт” абзацем выше.
Загадка сборной Уругвая вроде бы тоже разгадана: надежная оборона и безотказная атака, — но только степень надежности и безотказности определить пока сложно (да и, наверное, до полуфинала будет невозможно). Уругвайцы на этом турнире пока получили самый беспроблемный календарь и пользуются этим преимуществом сполна.
Сборные Парагвая и Испании загадок из себя не представляют — причем о том, как будет играть каждая из них, было известно за долгие месяцы до чемпионата. Южноамериканцы исторически пляшут от печки — собственной обороны. Чемпионы Европы уже не первый год действуют в изматывающем для соперника барселонском стиле — уверенный контроль мяча и игра первым номером. При этом соперники по четвертьфиналу отнюдь не лишены дурных привычек. Парагвай злоупотребляет излишней осторожностью при отменном наборе форвардов, Испания — порой слишком зациклена на любовании собой и, кажется, в изящных перепасовках забывает об их конечном назначении, транжиря момент за моментом.
Гана, полюбившаяся мне еще в первом туре, подтвердила первые приятные впечатления и благодаря железной, отнюдь не африканской (и, кстати, не сербской, несмотря на национальность главного тренера) дисциплине шагнула в четвертьфинал через другую полюбившуюся команду — США. Впрочем, преодолеть очередное препятствие в виде Уругвая африканцам едва ли под силу: оборона “селесте” куда крепче американской, а атака — на порядок мастеровитее.
Говорить о впечатлениях о турнире и не затронуть судейскую тему будет настоящим кощунством. Хотя бы потому, что масштаб судейских ошибок и отношение к ним находятся нынче за гранью нормальности и разумности. Миллиарды людей видят игру рукой (как в случае с Луисом Фабиано), гигантский офсайд (Тевес в матче с Мексикой) или же мяч за линией ворот (гол Лампарда немцам) уже через несколько секунд после эпизода. Но при этом решение принимает единственный человек, который мало того что эпизод не видел, но и наотрез отказывается от технических возможностей его увидеть. Это уже, увы, не великая игра, а кафкианский, планетарных масштабов абсурд.
Откуда растут ноги у этого явления, понять несложно. Футбольный бюрократ Йозеф Блаттер навязывает чемпионату мира шокирующие судейские назначения едва ли ради популяризации футбола или ради создания иллюзии сопричастности к большому празднику всей планеты. За его решениями стоит обыкновенное (жаль, недоказуемое) популистское желание задобрить как можно большее количество футбольных федераций, ведь голос любого “карлика” при голосовании по любому вопросу в ФИФА равнозначен голосам гигантов вроде Испании или Аргентины.
Неприятие видеоповторов тоже имеет весьма “сильную” аргументацию: техническое оборудование превратит единственный демократичный вид спорт чуть ли не в элитарный (и, конечно, возмутятся “карлики”), а из-за видеоповторов и совещаний судей игра разобьется на эпизоды и потеряет темп и привлекательность. Вот только интересно, неужели во всем мире и на всех уровнях соревнований американские футболисты, хоккеисты или теннисисты используют видеокамеры для повторов? И неужели отсутствие видеокамер в детском или любительском американском футболе, хоккее или теннисе становится препятствием для роста интереса к игре? Ответ, по-моему, очевиден. Равно как и то, что французский скоморох Стефан Ланнуа потратил бы куда меньше времени на совещания с помощниками, чем на милую беседу с игравшим рукой Луисом Фабиано, а Хорхе Ларрионде, дабы увидеть чистый гол Лампарда, стоило всего лишь на пару секунд поднять глаза на громадный экран на стадионе.
Впрочем, несмотря на чудовищные судейские ляпы, этот турнир пока что отличается исключительной высшей справедливостью: едва ли кто-то поспорит, что за бортом четвертьфинала оказалась хоть одна команда, достойная там быть. Может, лишь самый ярый поклонник Руни или Криштиану Роналду…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?