Мерило “голых королей”
Несогласие обрело форму докладной записки, которую подписали гостренер Гомельской области Александр Кныш, представители Гомельщины и Брестчины Олег Курилин и Алексей Яскович, а также столичные тренеры по прыжкам Владимир Фомичев и Геннадий Юркевич. По их мнению, результат Иванова очевидно завышен.
Поскольку это не первый скандал, связанный с арбитражем Тиханчика, автор этих строк, наблюдавший ситуацию “в прямом эфире”, провел опрос незаинтересованных лиц.
Александр ГЛАВАЦКИЙ, бронзовый призер ЧЕ-2002 в тройном прыжке, финалист ОИ-96, ЧМ-93, -95 в прыжках в длину, тренер РЦОПа.
— Где вы находились во время соревнований в тройном прыжке?
— На трибуне, расположенной над сектором, в котором соревновались прыгуны. Примерно против отметки пятнадцать с половиной метров. Сверху все было видно как на ладони. Тройным прыжком я занимался много лет, к тому же в секторе выступали мои ученики — Саша Хрищанович и Никита Мартыненко, поэтому я наблюдал за борьбой спортсменов особенно внимательно.
— Какую реакцию вызвали дальние прыжки гомельчанина Александра Воробья (16,53), брестчанина Дмитрия Плотницкого (16,54) и минчанина Сергея Иванова (16,55)?
— Первые два — одинаково положительную. Прыжок Воробья был заметно дальше всех предыдущих — это было видно по приземлению…
— Простите, перебью вас. Насколько можно доверять глазомеру специалистов?
— Тот, кто занимается прыжками долгие годы, может с очень небольшой погрешностью, до нескольких сантиметров, определить, насколько один спортсмен прыгнул дальше или ближе другого. К тому же вдоль ямы укреплена мерная линейка с крупными делениями. Она позволяет контролировать визуальные впечатления… Прыжок Плотницкого также вызвал заметное оживление, ибо он приземлился практически в то же место, куда и Воробей.
— Не было ли протестной реакции гомельских тренеров, ведь Плотницкий опередил Воробья всего на 1 см?
— Нет, ведь было очевидно, что прыжки по дальности практически одинаковы. Когда же шестую попытку исполнил Иванов, это не вызвало на трибунах интереса. Сергей совершил три примерно равнозначных прыжка в район 16,35. Кстати, таким и являлся его результат до шестой попытки. И она получилась в тот же район. Еще до объявления результата я обменялся мнениями с сидевшими рядом коллегами. Все были единодушны: не дальше 16,35. Я обратил внимание на то, что лента рулетки во время измерения лежала немного наискосок, тогда как правила требуют ее перпендикулярного положения по отношению к планке отталкивания. Ведь всем хорошо известно, что гипотенуза длиннее катета. Когда Тиханчик объявил результат 16,55, поднялась волна возмущения. Прозвучало несколько громких обращений к старшему судье, чтобы он проверил измерение. Однако оскорбительных выпадов не было. Метрах в пяти за Тиханчиком стоял главный судья чемпионата Климук. Когда зрители заволновались, он сделал шаг вперед, но все равно находился в трех-четырех метрах от рулетки. Не знаю, что можно увидеть с такого расстояния. Тиханчик тем временем утвердительно кивнул, вероятно, подтверждая точность озвученного им показателя 16,55, и его ассистенты быстро заровняли следы в яме приземления.
— Прыжок измерили повторно?
— Нет.
— Недоразумения при судействе Тиханчика — нередкое явление.
— Спортсмены вообще часто жалуются на его недоброжелательное отношение во время судейства.
Андрей ЯКОВЧИК, мастер спорта, тренер столичной СДЮШОР профсоюзов “Юность”:
— Я стоял наверху, прямо против места приземления, и видел весь турнир от начала до конца. За 50 прыжков даже у дилетанта глазомер начинает различать детали. Когда прыгнул Иванов, я был уверен, что дальность не больше 16,35, от силы 16,40. Увидев на табло 16,55, честно говоря, опешил.
— Вы не раз выступали при судействе Тиханчика…
— Лет пять назад случилась крайне неприятная ситуация. На мемориале Аглетдиновой за победу боролись я и Дима Децук, который тогда тренировался у Юрия Моисеевича, старшего тренера группы резерва. Я прыгнул на 16,12, вышел из ямы. Следом выполнял попытку Дима. Заметил, что он приземлился примерно в тот же район, что и я, максимум на 10-15 сантиметров дальше. Проходя мимо Тиханчика, глянул на рулетку: отметка 16 метров находилась совсем близко от планки. Услышанное шокировало: 16,54! Уверен, такой дальности и близко не было.
Леонид КУСТОВ, председатель республиканской коллегии судей по легкой атлетике:
— К сожалению, сам я ситуацию не видел. Но поскольку в судейскую коллегию чемпионата поступила докладная записка, заверенная официальными представителями двух команд и тренерами столицы, мы устно обсудили положение с главным судьей Климуком, старшим судьей Тиханчиком и судьей Якимчиком. Климук сообщил, что он сам проконтролировал результат шестого прыжка Иванова, дальность которого составила около 16,56. По правилам результат округляется в меньшую сторону — до 16,55. Я не могу не верить главному судье.
— Коль объявление результата Иванова вызвало негативную реакцию десятков специалистов со всей Беларуси, можно было перемерить попытку? Ведь от этого зависела судьба золотой медали, а возможно, и командного первенства…
— Не нужно было спешить заравнивать след приземления и пригласить третейского судью, например, меня или арбитра высшей национальной категории Владимира Калецкого, который находился в десятке метров.
— Почему Тиханчик, имеющий неоднозначную репутацию, судит горизонтальные прыжки на всех турнирах? Вы инициировали его назначение?
— Нет, я был против его судейства в Гродно и рекомендовал на эту роль Сергея Коваленко. Тиханчик — опытный арбитр, но его манера судейства нередко нервирует спортсменов и провоцирует конфликтные ситуации. Однако вы правы, он судит много. В нынешнем году отработал уже на десяти или одиннадцати турнирах. Прежде в течение многих лет судейство в прыжках в длину и тройным осуществляли Леонид Яцук и Сергей Саляманович. И не было никаких вопросов. К сожалению, Яцук перенес инсульт, а Саляманович судит лишь в Бресте.
— Кто же назначил Тиханчика?
— Его продвигал старший тренер национальной команды Валерий Бунин.
— Но Бунин напрямую заинтересован в конечном результате!
— Да, Сергей Иванов тренируется в его группе. Чтобы впредь подобные ситуации не возникали, нужно, на мой взгляд, сделать три вещи. Во-первых, купить электронный измеритель, это недорого. Мы используем подобный прибор в метаниях, и там нет никаких проблем. Во-вторых, формировать судейские бригады из представителей нескольких регионов и утверждать их на общем собрании тренеров на установочном сборе национальной команды. В-третьих, не ставить Тиханчика старшим судьей. Обо всем этом я написал в объяснительной записке на имя директора РЦОПа Геннадия Алексеенко, который проводит служебное расследование инцидента.
Что происходит?
Незаинтересованные специалисты подтверждают, что у авторов протестной докладной записки были веские основания для ее подачи. Исходя из их высказываний можно предположить: итоги чемпионата Беларуси в тройном прыжке у мужчин умышленно сфальсифицированы.
Старший тренер национальной команды Бунин рекомендует организаторам на роль старшего судьи в горизонтальных прыжках Тиханчика, имеющего в спортивных кругах сомнительную репутацию. При этом мнение председателя республиканской коллегии судей Кустова игнорируется. Затем возникает скандал, связанный с тем, что Тиханчик, по мнению специалистов, намерил подопечному Бунина и Моисеевича Иванову “лишние” 15-20 см, на 1 см больше, чем у Плотницкого, и на 2 см, чем у Воробья. В итоге Иванову достались чемпионский титул, полмиллиона рублей и путевка на чемпионат Европы, куда уже отобралась Анастасия Мирончик, супруга Сергея Иванова, также тренирующаяся у Бунина и Моисеевича.
Между тем злые языки утверждают: пару недель назад на командном чемпионате континента в Бергене человек, весьма похожий на Бунина, бегал ночью по коридорам отеля в неадекватном состоянии и непристойном виде. Так позор национального масштаба мог трансформироваться в международный. Разумеется, если все это правда.
В Барселоне Бунин и Моисеевич будут без Тиханчика…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь