БФГ: отчеты и выборы. Удовлетворительно
На новый председательский срок безальтернативно выдвигался Владимир Коноплев. За продление его полномочий проголосовали единогласно. Точнее, при одном воздержавшемся. Им, следуя соображениям этики, оказался сам кандидат в начальники гандбольного штаба…
Вместе с тем…
За первое коноплевское четырехлетие у руля БФГ журналисты попривыкли черпать из публичных мероприятий с участием Владимира Николаевича неизменный “оживляж”. Бывало всякое: оглашение дерзких планов, заслуженные взбучки подчиненным, крылатые характеристики, самокритичные откровения и эмоциональные оценки. В этом смысле вчерашняя конференция ожидания пишущей братии оправдала едва ли.
Формат отчетов и выборов был выдержан предельно строго — практически без отклонений от общепринятых протокольных процедур. И от теста доклада, добросовестно подготовленного для председателя поднаторевшими в этом помощниками. С одной стороны, получилось, может, и скучновато. Но с другой — серьезность и даже величавость антуража словно подчеркивали внушительность перемен, случившихся в нашем гандболе с июля-2006, когда с благословения главы государства тогдашнего спикера парламента Коноплева утвердили на гандбольное царство.
Теперь даже рабочий президиум, где нашлось место не только первым лицам спортивной отрасли, но и политическим тяжеловесам — генеральному прокурору, министру информации и руководителям ряда регионов, наглядно отображал значимость вида спорта, выросший государственный к нему интерес.
Примечательно, что уже на второй минуте выступления из уст докладчика впервые прозвучало многозначительное: “Вместе с тем…” Оно, конечно же, касалось невероятно низкого кпд усилий по вытаскиванию гандбола из разгулявшихся на стыке веков безвременья вкупе с безденежьем. Их эхо — слишком редкие, на грани счастливого случая, попадания юношеских и молодежных сборных различных возрастов в финальные стадии топ-турниров. Из десяти попыток отбора на чемпионаты мира удалась за все годы лишь одна. Из пятнадцати аналогичных стартов в чемпионатах Европы — всего три… А ведь это, увы, оценка не только вчерашней или сегодняшней работы наших специалистов и тренеров. Это и заведомое отставание, отчаянные “догонялки” на годы вперед.
Да и оценивать перспективы этой погони как отрадные глава федерации не спешил. И впрямь, с чего бы это ему излучать оптимизм, если в сравнении с 2009 годом нынешняя доля Минспорта в финансировании подготовки и выступлений национальных команд сократилась более чем вдвое: 608 миллионов рублей против 1343 миллионов? А ведь соревновательная программа только взрослых мужской и женской сборных в квалификациях чемпионата Европы и мира потребует значительно больших трат. Этот взыскательный экивок в сторону государства в лице министра спорта Олега Качана показался едва ли не главным смысловым пиком доклада.
Мячи уже не штопаем
Все остальное — и позитив, и негатив — излагалось уже как бы в придачу. В разделы “плюс” попали прежде всего знаковые для нашего гандбола новостройки: двухзальный комплекс минского РЦОРа, арена в Белыничах, обещанное скорое возведение современного игрового дворца в одном из спальных районов столицы. Резонно занесены в перечень достижений возвращение к жизни в национальном масштабе детского “Стремительного мяча”, расширение и укрепление сети юношеских подразделений, их тотальное обеспечение методической литературой, формой и инвентарем. (Чрезвычайно емко и доходчиво обрисовал перемены к лучшему, выступая потом в пренииях, директор РЦОРа Леонид Назарук: “В наших школах изжили себя, стали ненужными специалисты по перешивке мячей”.) При этом, увы, мало сдвигов по части улучшения селекционной работы, умелых действий тренеров при отборе начинающих.
Зато неустанно творящий на ниве гандбольной педагогики Александр Гречин подготовил и издал уже три нетривиальных и полезнейших методических пособия для тренеров и юных гандболистов. Ширится практика мастер-классов для детворы, проводимых лучшими мастерами страны. Вырос — числом и квалификацией — судейский корпус, а его лидеры Андрей Гуско и Сергей Репкин входят в элитную группу арбитров ИГФ.
Топать по кабинетам!
Не обошли в отчете вниманием и национальные чемпионаты. В трактовке главы БФГ в них выросло не только число команд, но и, несомненно, уровень. Получив для опровержения аргумент уже двухсезонных горячих сеч на внутренней арене между БГК имени Мешкова и “Динамо”, громко с этим и не поспоришь. Однако же скептически шепнуть о том, что разборки за спинами фаворитского дуэта стали нынче совершенно предсказуемы и непритязательны к зрительскому вниманию, что катастрофически снижается конкурентоспособность наших клубов (особенно женских) на еврокубковой стезе, что белорусская заявка в евротурниры усохла до неприличия, — вот это в самый раз.
Впрочем, для Владимира Коноплева это никакое не откровение. Самым чеканным слогом изложены те разделы его доклада, где исколот упреками допотопный менеджмент большинства клубов. Иждивенчество и потребительские настроения, неумение извлечь прямую выгоду из возможностей, что открывают работающие ныне в помощь игровому спорту нормативные акты господдержки, — это, пожалуй, самое верное объяснение вновь сковавших наш гандбол стагнационных симптомов. А наиболее яркая тому иллюстрация — деньги, на которые заключил за четыре года договоры со спонсорами некогда великий минский СКА, доведенный нынче до нуля на счету. Эта сумма равна… 10 (десяти) миллионам рублей!
“Только топать ногами по кабинетам! Работать по-государственному и по-человечески с руководителями на местах. Все деньги — у них!” — напутственно порекомендовал собравшимся Коноплев. Это было, когда он символично итожил речь министра спорта, покинувшего зал сразу после выступления в прениях. “Было много интересных мыслей. Но, чего мы и опасались, вопрос о финансировании… проплыл”, — посетовал председатель.
На самом интересном
К слову, в целом прения на режим дискуссии тоже не выплыли. Ораторы покорно приняли за данность кризисно тяжелые времена и вопросов, обостряющих настроение зала, не поднимали. Работу федерации за отчетный период дружно квалифицировали как удовлетворительную. И то правда — выписывать “неуд” вроде не за что.
По обыкновению обстоятелен был Леонид Бразинский, категорично отреагировавший на поднятый в главном докладе вопрос: как правильнее готовить резервы для сборных — централизованно или на местах? Ответ, по мнению наставника “Машеки”, давно дан в гандбольных державах. Там налажена система соревнований во всех возрастах в клубах.
А самым мудрым и понятным показался посыл выступавшего последним Юрия Бородича. Глава динамовского общества рассказал, как тщательно и концептуально выверенно подходили в его ведомстве к созданию гандбольного клуба. “Развитию всего белорусского гандбола тоже нужна продуманная концепция. Нужна стратегия, имея которую уже не станешь отвлекаться на ненужные телодвижения”.
Этот пассаж показался нам самым интересным из того, что касалось будущего. Но на самом интересном прения, как водится, свернули. И приступили к выборам.
А уж они прошли слаженно и единодушно. В заместители Владимиру Коноплеву отрядили: снова — неистощимого в задумках и неугасимого в энтузиазме Ивана Семененю и впервые — заведующего кафедрой физвоспитания и экономики спорта БГЭУ Сергея Репкина. Без вопросов с мест утвердили и глав комиссий, и Совет БФГ — громкостью имен и мощью суммарного админресурса он смахивает теперь на подразделение правительства.
Никто не придал значения предложенной в конце списка кандидатуре Валерия Певницкого. Но здесь таилась, пожалуй, главная неожиданность дня. В высший орган федерации известного специалиста избирали вроде бы не по рангу — как второго тренера женской сборной. Парадокс разъяснился напоследок — при выборах генерального секретаря БФГ. С трибуны предложили Певницкого. В зале отчего-то массово ахнули. Но мэйнстрим дня — голосовать дружно и “за” — удивленные омрачать не стали.
А уж на самый предобеденный последок были награды. Инкрустированные вазы с портретами гандбольных олимпийских чемпионов полагались Александру Лукашенко (доставить дар по назначению попросили генсека НОКа Георгия Катулина), гандбольному мэтру Спартаку Мироновичу и директору НИИ травматологии и ортопедии Александру Белецкому. Конвертов с премиями и букетов цветов было куда больше. Их получили три десятка тренеров из различных регионов страны и даже трое журналистов.
Автор этих строк услышал в придачу и персональное напутствие от главы БФГ: “Дерзай! Чтобы было интересно!”
Спасибо. Будет.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь