Герой чемпионата. Андрей Кривонос: мы убедили соперников, что непобедимы
Согласитесь, дебют самостоятельной тренерской карьеры у многолетнего капитана и харизматического лидера национальной сборной выдался феерическим. Что бы ни говорили завистники…
Выиграли за счет опыта
— Золотой дубль — мечта любого тренера. Тем более молодого…
— Согласен, сезон получился удачным. Поставленные задачи выполнили. И то, что подтвердили звание сильнейшего клуба страны, естественно, принесло огромное удовлетворение. В плане эмоций, самоутверждения, понимания того, что наш кропотливый труд дал результат.
— Думалось ли на старте, что пройдете сезон без единого поражения?
— Нет. Старались серьезнейшим образом настраиваться на каждую игру. Но такой острой борьбы, как в прошлом году, не получилось. Психологический фактор играет огромную роль, и, похоже, соперники были морально готовы к тому, что уступят нам — их неуверенность мы старались всячески укреплять.
— То есть реальных конкурентов вы не видели?
— Ну почему же? Опасались “Гродно” и “Осиповичей”. Как-никак многие игроки “Виталюра”, с которыми год назад мы сражались за золото, перешли в эти команды. Поэтому считали, что они могут осложнить нашу жизнь.
— Итоговое распределение мест логично?
— Если судить по тому, как складывался чемпионат, то в финале с нами должны были биться “Осиповичи”. Команда выглядела сильнее гродненцев, но в полуфинале то ли перегорела, то ли была не готова. Игра у осиповчан выдалась какой-то нервной, и “Гродно” воспользовалось шансом. К тому же блестяще сыграл украинский легионер Богданов. Он фактически и протащил партнеров в финал.
— Однако там вы ему совершенно не дали развернуться…
— Учли ошибки других.
— “Минск” повторил рекорд “Гродно-93” — победил во всех матчах чемпионата. И даже улучшил его, ибо их у вас оказалось больше — сорок девять. Но ведь были такие, где все висело на волоске?
— Конечно. Например, домашняя встреча с гродненцами. Мы догоняли почти все сорок минут и только в концовке вырвались вперед. Было немало матчей, в которых две четверти наблюдалась равная борьба, а затем мы резко отрывались.
— За счет лучшей функциональной готовности или длинной скамейки?
— Физически мы действительно были готовы лучше. И это давало нам фору. Однако чаще выигрывали за счет опыта, организованности, сплоченности коллектива.
“Еврочеллендж” — отличная школа
— Все перечисленные тобой качества прошли серьезную закалку в “Еврочеллендже”. Опыт участия в нем действительно помог?
— Очень. Возможно, без него чемпионство далось бы тяжелее.
— Помнится, перед стартом в “Еврочеллендже” ты не скрывал серьезных волнений — как бы не опростоволоситься. Но, оказалось, черт не так страшен, как его малевали?
— Для меня, как для тренера, дебютировавшего на таком уровне, это был очень серьезный шаг. Естественно, без волнений не обошлось. Тем более все началось с казуса. О том, как мы добирались на стартовый матч в Самару, уже много рассказано, не буду повторяться. Вышли на площадку буквально из дверей автобуса, и оказать сопротивление “Красным Крыльям” объективно не имели возможности. Опасался, чтобы крупное поражение психологически не сломало ребят. Обошлось. В следующем поединке со “Скаволини” хоть и проиграли, выглядели вполне достойно. А дальше стали прибавлять от матча к матчу, и во втором круге играли ничуть не хуже фаворитов.
— Жаль, что календарь “Еврочелленджа” был столь ранним. Ближе к весне, возможно, выступили бы намного лучше?
— Выше головы не прыгнешь. Единственное, нам явно пошло бы на пользу большее количество игр. Ведь это неоценимый опыт.
— Вашей домашней площадкой выступил Дворец спорта. Знаю, что особого удовольствия игрокам сие не доставляло.
— И это объяснимо. Во-первых, в последние годы туда даже сборную не приглашали. Во-вторых, Дворец спорта — не такой уж удобный для баскетбола зал. Паркет лежит на льду, за кольцами огромное пространство, к которому надо привыкнуть. А как это сделать, если толком потренироваться нет возможности? Фактически мы не имели никакого преимущества перед соперниками. Взять “Скаволини”. У команды своя база, постоянно тренируется в игровом зале, где тепло и уютно. Мы, кстати, там сыграли намного лучше, чем в Минске. У нас же американцы, когда пришли на первое занятие во Дворец спорта, сразу натянули перчатки, облачились в кальсоны. Но мы же не в хоккей вышли играть…
— Фавориты нашей группы — “Скаволини” и “Красные Крылья” — в итоге оказались одними из лучших в “Еврочеллендже”, играли в “финале четырех”. Выходит, третье место в “группе смерти” — вполне приемлемый итог.
— Я тоже считаю, что для дебюта мы выступили вполне достойно.
— Судя по заполнению Дворца спорта, болельщики соскучились по еврокубкам…
— Это матчи совершенно иного уровня, потому народ на них и ходил активно. Новое — хорошо забытое старое. Ведь в еврокубках белорусские клубы играли и раньше, причем с не менее именитыми соперниками. Кстати, участие в “Еврочеллендже” стало хорошей школой для всей клубной инфраструктуры “Минска”. Организационные вопросы приходилось решать более качественно и оперативно — соответствовать высокому уровню. А это серьезный шаг к совершенствованию.
Медицина сработала “на пять”
— Вернемся к внутреннему чемпионату. На площадке какого клуба вам игралось наименее комфортно?
— Секрета не открою: в зале “Осиповичей” любая команда чувствует себя не в своей тарелке. Очень уж рьяно там поддерживают свой клуб местные болельщики. Причем стараются не только контролировать действия гостей, но и воздействовать на судейские решения, делают все возможное, дабы повлиять на результат в пользу “Осиповичей”. На других площадках игралось намного спокойнее. Не знаю почему, но там на наши матчи ходило мало зрителей.
— Так ведь ясно было, что “Минск” выиграет…
— Возможно. Когда игра не несет интриги, наблюдать за ней неинтересно.
— Сезон “Минск” провел практически без травм — лишь в концовке ненадолго выбыл из строя Маккой. Повезло, или это заслуга медицины?
— Качественной получилась предсезонная подготовка, четко распланировали нагрузки баскетболистам. Удачно сработали доктора и массажисты — вовремя залечивали мелкие болячки, предостерегали от возможных травм. А еще основательная скамейка запасных позволяла безболезненно проводить ротацию состава, не перегружать лидеров, давать возможность восстановиться.
— Год назад ты говорил о необходимости введения в клубный штат тренера по физподготовке. Воз и ныне там?
— В начале сезона мы привлекали литовского специалиста. И он здорово помог. Дальше работали сами. Но, считаю, физподготовкой должен заниматься специалист этого профиля. Каждому игроку нужно разработать индивидуальную программу с учетом его здоровья и физических возможностей. Причем не только на первый этап — на весь сезон. Ведь пика формы необходимо достичь к решающей стадии плей-офф, ребята должны быть стопроцентно готовы как физически, так и психологически.
— Футбольный БАТЭ выписал такого специалиста из Испании…
— Если есть финансовые возможности и ставятся серьезные цели, так и надо делать. Сейчас в Европе широко практикуется приглашение зарубежных специалистов. Но наш клуб к подобному, похоже, пока не готов.
Не дали срезать “золотую” сетку
— В финальной серии с “Гродно” по настоянию федерации вам пришлось пожертвовать вторым домашним матчем, перенеся его во Дворец спорта. Делали это без сожаления?
— Старались не забивать себе головы тем, что игра на нейтральной площадке принесет дополнительные сложности. У нас была цель — выиграть финал по укороченной программе со счетом 3:0. И мы верили, что она достижима.
— Похоже, не только вы. На третий матч в Гродно были назначены арбитры, которые на следующий день должны были судить в Минске финальную встречу женских команд.
— Вероятно, в федерации есть люди, обладающие даром предвидения. Мы ехали в Гродно побеждать. И все зависело от того, что способен противопоставить нам оппонент. Гродненцы ничем не удивили.
— Второй год в финальной стадии ББФ пытается обделить именно “Минск”. Как думаешь, почему?
— Произошло элементарное недопонимание во время утверждения регламента решающих встреч. Эти нюансы надо хорошенько продумать, обсудить и принять в новой редакции. Чтобы в будущем чемпионате ничьи интересы не ущемлялись. Как можно проводить полуфинальные и финальные матчи в залах вместимостью не менее двух тысяч мест, если таковых в Беларуси почти нет? И потом, если нам придется играть финал во Дворце спорта, то надо продумать механизм, чтобы часть сезона команда имела возможность тренироваться или играть там. Я понимаю, баскетбол необходимо популяризировать. Но давайте это делать вместе. Скажем, хорошо бы ощутить помощь телевидения. Ведь ни одной трансляции матчей решающей стадии показано не было. И от того, что мы разово придем во Дворец спорта, многое не поменяется.
— После третьей победы в решающей серии никто из руководства федерации не поздравил чемпионов, не вручил золотые медали. Не обидно?
— В Гродно все прошло скучно и буднично. Как будто рядовой матч провели. Выиграли — молодцы. Вручили кубок, и все. Даже не позволили сетку на память срезать, как это обычно принято. Наверное, у гродненцев нет других сеток или денег, чтобы прикупить их. Не доросли мы до культуры проведения финалов. Если уж не сработала национальная федерация, то хоть местная могла бы подсуетиться. Сказать теплые слова, вручить какие-то сувениры — не так много и требовалось.
— Чествование “Минска” прошло в городской ратуше. Понравилось?
— Все было красиво организовано. Вручение медалей, выступление артистов, много приятных речей. Спортивное руководство обещало помогать, чем сможет. В частности, в скором времени начнется строительство второго зала в спорткомплексе на улице Уральской. Для клубной школы это хорошие сдвиги.
Шарко быстро поставит на место
— Включение “Минска” в состав участников Лиги ВТБ — стимул к новой активной работе?
— Безусловно. Хочется доказать, что и в Минске можно создать клуб европейского уровня, к которому потянулись бы не только болельщики, но и спонсоры. Чтобы столица могла гордиться отечественным баскетболом.
— Под Лигу ВТБ состав кардинально усилится?
— Надеюсь. Хотя нельзя забывать о своих игроках. Белорусы должны быть в составе, именно они — основа клуба. Иностранцы приезжают, отрабатывают деньги по контракту, и больше их ничего не волнует.
— Есть ли у тебя уверенность, что и на еще более высоком уровне сможешь работать успешно?
— Без нее нельзя двигаться вперед. Как сложится — посмотрим. Если достигну задуманного, еще поработаю здесь. А не получится, значит, в тренерском штабе могут произойти глобальные изменения.
— То есть чемодан всегда наготове?
— Именно. В моей профессии надо четко осознавать: мерилом всему является результат. Нет его — уступи дорогу.
— В прошлогоднем интервью “Прессболу” ты говорил: “Моя задача — создать коллектив, который жил бы, как единый организм — и на площадке, и вне ее”. Получилось?
— Считаю, получилось. Все новички отмечали приятную атмосферу внутри команды. Будем и дальше держаться этой линии. Тяжело играть, когда у людей разноплановое мышление. Группировки нам не нужны, все должны жить единой целью.
— А американская диаспора не пыталась выпятиться и доказать свою главенствующую роль в “Минске”?
— Нет. Ребята жили вместе, больше общались между собой. Но в команде не стремились обособиться, держались наравне со всеми.
— При таком капитане, как Шарко, наверное, и невозможно возвысить себя над коллективом. Володя быстро поставит на место…
— Вот-вот. К тому же игроки проявляли уважение друг к другу. Ведь у нас есть не только Шарко, но и Кузьмин, Куль, Коршук — игроки с не меньшим авторитетом. Да и более молодые Вергун, Тростинецкий уже достигли многого.
— Идиллия не может продолжаться на протяжении всего года. Наверняка возникали какие-то микроконфликты…
— Нюансы всегда есть и будут. Зима, холодно, накапливается усталость тренировочного процесса, возникает напряжение. В этом году сказался и небольшой финансовый кризис. Иногда эмоции выплескивались, но в целом это не нарушало позитивной атмосферы в коллективе.
— Говорят, был неприятный период с задержкой зарплаты перед плей-офф, и баскетболисты даже шутили: а может, проиграть “Темпу”, чтобы ускорить процесс выплаты?
— Положение и вправду было тяжелым. Но уступить “Темпу” — этого никто бы не допустил. Руководство объяснило ситуацию, ребята поверили обещаниям. К маю все было выполнено, и решающие игры провели в спокойной атмосфере.
Стимул для Стиггерса
— Согласие работать в сборной означает, что в тренерской карьере захотелось пережить новизну ощущений?
— Играть за национальную команду или тренировать ее всегда почетно. Решение далось непросто, существовало немало отталкивающих факторов. Если бы ничего не изменилось в отношении сборной, не видел бы смысла браться за эту работу.
— Вам с Михаилом Фейманом досталось тяжелое наследство, ведь потеря Мещерякова и Веремеенко невосполнима для сборной.
— Когда-то это должно было случиться. Постараемся слепить крепкую команду с молодыми игроками, поверить в них, добиться результата.
— Полноправным членом сборной стал Данте Стиггерс. Натурализация американца — важное событие для белорусского баскетбола?
— Без сомнений. Мы с Михаилом Аркадьевичем проанализировали его игру на протяжении нескольких сезонов и полагаем, что помощь Стиггерса может быть весьма действенной.
— Ты прожил в Америке три года и хорошо выучил английский. А почему Стиггерс за те же три года пребывания в Беларуси освоил лишь минимальный набор русских фраз?
— Я попал в англоязычную среду и вынужден был адаптироваться. У Стиггерса подобной необходимости вроде бы и нет. В основном с ним общаются на его родном языке, причем не только земляки-американцы, но и молодые ребята нашей команды, ведь все хотят выучить английский. Вот Данте и не чувствует необходимости садиться за словарь. “Привет”, “пока”, “доброе утро” — ему этого хватает. Хотя, наверное, это неправильно. И теперь, когда он стал “белорусом”, ему будет просто стыдно не знать наш язык. Хотя бы на разговорном уровне.
Обсуждение итогов республиканских первенств среди мужских и женских команд выдалось на заседании главных баскетбольных мужей страны любопытным. Хотя бы тем, что в серое полотно “слушали — постановили — утвердили” периодически вплетались нити нетривиальной раскраски, подчеркивавшие важность всплывавших проблем. Так, одобрив спортивные итоги турниров, исполком неожиданно обнаружил нестыковки в финансовой составляющей: задолженности клубов перед федерацией были подбиты старательно, а вот обратные обязательства внимания почему-то не удостоились. Отчет о состязаниях детско-юношеской баскетбольной лиги также испортил материальный вопрос: дебет с кредитом упорно не желал сходиться. Но если в первом случае разницу в два миллиона еще как-то можно было объяснить техническими ошибками и исправить перепроверкой данных, то нестыковку в 13 (!) млн. на потерю концентрации уж точно не списать. Посему документ вернули на доработку, потребовав к следующему заседанию не только привести цифры в порядок, но и объясниться по расхождениям ответственным за прокол лицам… Еще один нарыв ДЮБЛ вскрылся при анализе возрастов выступающих в ней спортсменов. Из-за дефицита кадров вместе с 13-14-летками зачастую рука об руку сражаются дети 1999 года рождения — то бишь реальная пропасть составляет целых три (!) года. Попрание ценза решили пресечь юридически: введением четких ограничений в регламент и, в возможной перспективе, корректировкой формата. В придачу же обязались разобраться в ряде недоездов команд на те или иные этапы соревнований, среди которых самым вопиющим было неучастие “горизонтовских” девчат 1994 года рождения в финальной пульке турнира.
От дел чемпионатных плавно перешли к всенепременному разделу “разное”, где на первый план вышел арбитр ФИБА Федор Дмитриев. Поначалу он дельно попенял клубам, проигнорировавшим вступающие в силу с октября новые правила разметки паркета. Как выяснилось, 90 процентов площадок, на которых планируется проводить официальные игры различного уровня, на данный момент элементарно не соответствуют прошедшим “апдейт” требованиям. Посему от имени республиканской коллегии судей настоятельно рекомендовал клубным структурам, ответственным за этот момент, взяться за дело — благо изменившиеся законы будут доведены до страждущих посредством электронной почты (в перспективе русскоязычный вариант новых правил появится на сайте БФБ). Вторым примечательным моментом спича стали рассуждения о готовности Беларуси принять финальный этап женского Евро-2013. Призвав на помощь личный опыт работы на турнирах подобного уровня и суммировав требования ФИБА, Дмитриев выдал неутешительный вывод: сегодня страна банально не готова к вызову подобного уровня. “Питание, транспорт, связь — все идет по высшему стандарту. Без предварительной апробации самое главное и самое затратное мероприятие ФИБА-Европы среди женщин мы вряд ли вытянем”, — такова печальная квинтэссенция обсуждений. Тем не менее была предложена альтернатива: для затравки принять у себя состязания рангом ниже — чемпионат U-18 или U-20. Мол, коли дело пойдет, замахнемся на большее. Но единогласного “одобрямса” такой подход не нашел: не сговариваясь, Руслан Бойдаков и Константин Шереверя парировали — если мыслить подобными категориями и не пытаться освоить столь глобальные пласты, на топовый уровень не выйдем никогда. Ну а поскольку мнения разделились, то решили вопрос вынести на более высокое обсуждение — заседание президиума, назначенное на 21-е число.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь