МОНОЛОГ. Спортивная ходьба по мукам

04:51, 21 октября 2004
svg image
5501
svg image
0

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Борис Антонович ХРОЛОВИЧ. Родился 16.04.36 в д. Новая Боярщина Быховского района Могилевской области. Спортом начал заниматься в 1954-м. С 1958 по 1968 гг. — член сборной команды Советского Союза. Рекордсмен мира по спортивной ходьбе. Чемпион III Спартакиады народов СССР-63, многократный призер чемпионатов страны. Победитель матчей СССР — США, СССР — Англия. На ОИ-64 — 7-е место. В качестве тренера подготовил 12 членов сборной СССР, 15 мастеров спорта международного класса. В настоящее время в национальную команду входят участники Олимпиады в Афинах Евгений Мисюля и Андрей Талашко, мастер-международник Наталья Мисюля, мастера спорта Сергей Чернов, Елена Мархотенко, Татьяна Метлевская, Елена Русак, Диана Пефти. Заслуженный тренер Беларуси (1973).

Решил обратиться к прессе. Хотя такое желание длится многие годы, прежде не решался высказаться в первую очередь из-за боязни навредить делу, которым занимаюсь всю жизнь. Если мое излияние души попадет в печать, очень хочу, чтобы это было понято не как клевета, а как защита от Александра Григорьевича Рудских и тех, кто его поддерживает.

“Неугасимая любовь навеки”

Почти на каждом тренерском совете, которые проходят по четвергам, Рудских выделяет пять-шесть минут для критики спортивной ходьбы, причем, как правило, делает это грубо и недоброжелательно.

Такое происходит давно. Приведу пример 1997 года. Тогда Михаил Хмельницкий после долгих споров был определен для выступления на чемпионате мира в Афинах. Летел Миша туда и обратно за свой счет, один, без команды. Только после того как он завоевал бронзовую медаль, ему оплатили транспортные расходы. А ведь тогда именно ходоки выручили национальную команду, принеся в ее копилку три медали из четырех.

Аналогичная ситуация была в 2001 году, когда гостренер Алексей Воскобович с большим трудом, сквозь крик Рудских, отстоял Валентину Цыбульскую. И она стала серебряным призером чемпионата мира. Скольких переживаний спортсменам и тренерам стоили эти награды!

В том же году Рудских обещал Маргарите Туровой и ее тренеру Станиславу Шапечко: мол, будет на молодежном первенстве Европы медаль, поедет на чемпионат мира в Эдмонтон. Серебро Рита завоевала, но в Канаду ее не взяли. После этого случая она на два года забросила спортивную ходьбу и лишь прошлой осенью снова занялась ею. Возможно, не будь этого перерыва, Турова добыла бы медаль на Играх в Афинах. А так осталась четвертой.

В Эдмонтоне-2001 старт и финиш находились на стадионе, а круг, по которому проходил заход, — в 250 метрах поодаль. Выступали три скорохода из Беларуси. Наши руководители на трассе не присутствовали — это их право, хотя российских специалистов там было семеро. Но тогда и не нужно делать с высокой трибуны анализ техники и давать методические рекомендации.

Критика или гонения?

В 2004-м четыре тренерских совета были посвящены моим ученикам Чернову, Талашко, Метлевской и Пефти.

Сергей Чернов выиграл в этом году зимний чемпионат Беларуси, а летом — Кубок страны. И хотя ему не предъявлялось замечаний по технике ходьбы со стороны судей, Рудских оповестил всех на тренерском совете, что Сергей бежал. Этим он фактически унизил всю судейскую бригаду и меня как тренера.

Чернов победил на Кубке 2 июня в Бресте с результатом 1:21.56. Но Рудских сказал, что, мол, это не считается, там не было олимпийского отбора. Однако Маргариту Турову отобрали именно по итогам Кубка, через пять недель на чемпионате страны она уже не выступала и спокойно готовилась к Афинам.

Андрей Талашко в прошлом сезоне стал бронзовым медалистом молодежного первенства Европы в Быдгоще, однако весной из-за травмы не смог поехать на Кубок мира. Его тут же сняли с подготовки к Олимпийским играм. Позднее Андрей выиграл чемпионат страны с результатом 1:21.19 и стал-таки обладателем третьей путевки в Афины (две первые по итогам Кубка мира достались Ивану Троцкому и Евгению Мисюле).

Рудских проигнорировал просьбу Андрея Талашко выдать ему пару специальной обуви, хотя он получал ее только в прошлом году. При непосредственной подготовке к Олимпийским играм Андрею не нашлось места в “Стайках”, где тренировалась национальная команда. Меня на сбор поставили, и я уступил свое место Андрею, а сам приезжал каждый день из Минска. (При этом на предолимпийском сборе присутствовали семь-восемь человек, которые не готовились к Олимпиаде.) Соответственно Талашко был лишен всей фармакологии на протяжении последних двух-двух с половиной месяцев перед Играми.

Про 20-летнюю Татьяну Метлевскую (4-я на КЕ-2002 среди девушек, 6-я на юниорском ЧЕ-03) Рудских сказал: “Нигде не выступает, носит золотые вещи, имеет сто телефонов…” А ведь у нее лучший результат среди сверстниц. Эта девушка — образец отношения к тренировкам и учебе. Многие ли спортсмены благодарят наставников за тренировку?!

Критику можно принять, если в ней есть рациональное зерно, но главный тренер вычеркивает моих учеников из состава участников УТС. А сборы не по линии БФЛА, а за счет местного бюджета, не обеспечивают спортсменов фармакологией, необходимой для качественного восстановления после высоких тренировочных нагрузок.

Диана Пефти (ей 18 лет) перевелась на второй курс БГУ из Саранского университета (Мордовия). Она имеет результат на две минуты лучше, чем у моей ученицы Елены Русак, финишировавшей весной на Кубке мира девятой среди юниорок. Подведение итогов установочного сбора 9 октября 2004 года Рудских начал с Пефти, которой посвятил пять- шесть минут и потребовал приостановить ей финансирование. Видимо, для него сегодня это ключевой вопрос развития белорусской легкой атлетики.

Кто и откуда

Хотя случаев перевода из России тренеров и спортсменов достаточно. Да ведь сам Рудских прибыл из России, из Иркутска, сразу же получил квартиру и потом неоднократно улучшал жилищные условия. Хочется спросить у него, как приняли на работу его земляка Александра Стрельцова, который не имел ни трудовой книжки, ни специального образования. Однако Стрельцов не только был зачислен в штат национальной команды по легкой атлетике, но и стал руководить спортивной ходьбой, представлять Беларусь на международных конференциях. Он даже пытался учить методике белорусских тренеров. Однажды Александр Григорьевич представил Стрельцова как ученого, ставшего победителем европейского конкурса на лучшую методическую работу, за которую по ходатайству БФЛА ему вроде бы была вручена премия размером четыре тысячи долларов. Странно однако, но с содержанием эпохального труда наши тренеры до сих пор не могут ознакомиться. Может, оттого, что его нет в природе?

По приглашению Рудских в Минск из России приехал тренер по прыжкам Сергей Шкуратов, который имел только одного ученика — сына. По велению или по протекции главного тренера он был трудоустроен и обеспечен “филовской” спортивной формой.

Сколько стоит “фарма”?

Как-то я попросил Рудских приобрести для ходоков пульсометры стоимостью 30 долларов. Но услышал в ответ: “Не можете сами купить?!” Мало того что получил отказ, так еще и грубость в большом достатке. А ведущие скороходы мира имеют пульсометры, цена которых достигает 300-400 долларов.

Вопросы фармакологии, как известно, имеют сейчас большое значение. За полтора месяца до Олимпиады в Афинах через старшего тренера по спортивной ходьбе Сергея Зыкова попросил у главного тренера по восемь граммов неотона для олимпийцев Евгения Мисюли и Андрея Талашко. Рудских ответил: это очень много, мол, нас тут за дураков считают…

Однако на одном из юбилеев он проговорился: “На Олимпийских играх в Сиднее у меня армяне попросили неотон, и я им выделил ящик, а они в ответ — ящик армянского коньяка, но я отказался”.

А МЫ И ТОГДА НЕ ПОЛУЧИЛИ ЭТОТ ПРЕПАРАТ, И СЕЙЧАС.

При распределении фармакологических препаратов царит тот же хаос. Полагаю, нужно составить список необходимых для спортсменов лекарств и заказать их в 22-й столичной аптеке. А то к афинским Играм вместо панангина дают аспаркам, вместо инозина — рибоксин. При этом говорят, что состав этих препаратов один и тот же. Это так, но эффект разный!

Тот, кто покупает фармакологию в федерации, — хороший тренер, тот, кто делает это самостоятельно, — плохой. Когда еще был разрешен эритропоетин, в федерации он стоил 12 долларов за ампулу, а в Москве я покупал за 7. Вот за это и попадаешь в немилость.

Нередко “фарму” достают через российских представителей. Во время поездок на соревнования за рубеж тренеры и спортсмены в первую очередь бегут по аптекам. Потому что там те же средства стоят значительно дешевле.

О кадрах

За последние пять лет старшими тренерами по спортивной ходьбе Рудских назначал Валерия Нефедова, Александра Гоцкого, Александра Стрельцова, Сергея Зыкова. Ни один из них, кроме Нефедова, до назначения никакого отношения к спортивной ходьбе не имел. Не успеет человек ознакомиться со спортсменами и их наставниками, как назначается другой. Но хоть бы раз Рудских, для приличия, посоветовался со специалистами! После Стрельцова ведущие наставники (Дроздов, Кулаковский, Шапечко, Хролович) высказали пожелание назначить старшим тренером Алексея Воскобовича. Нам было отказано в категоричной форме.

Много разговоров ходит о том, что наших скороходов часто снимают за нарушение техники ходьбы. Из-за отсутствия белорусского представителя в судейском комитете постоянно страдают спортсмены.

За все время от Беларуси не было ни одного предложения по включению в комиссию по судейству. У нас есть человек, который соответствует всем необходимым международным требованиям. Это Николай Снесарев, известный в мире спортивной ходьбы специалист, кандидат педагогических наук, владеющий английским языком. Но никаких действий, чтобы изменить ситуацию, ни Рудских, ни руководство БФЛА не предпринимают.

Когда зашел разговор о снятии спортивной ходьбы с Олимпийских игр 2008 года, россияне просили поддержать их просьбу о сохранении нашего вида в олимпийской программе. Но Рудских не стал ничего делать. По крайней мере мы, специалисты, об этом ничего не знаем. А ведь именно ходоки внесли немалый вклад в завоевание спортивной славы Беларуси: Евгений Ивченко и Петр Поченчук были олимпийскими призерами, Александр Поташев — чемпионом мира, Франц Костюкевич — победителем Кубка мира, Валентина Цыбульская (трижды), Евгений Мисюля (дважды), Михаил Хмельницкий — медалистами мировых чемпионатов. И это только на взрослом уровне. Корни данных достижений — высокий уровень тренерского коллектива. В советское время тренерами сборной СССР являлись Владимир Кушнарев, Томас Реннель, Александр Базыленко, Борис Дроздов, Игорь Дыбин, Николай Снесарев, Борис Хролович. Во всесоюзную комиссию по судейству входили Кушнарев, Реннель, Мазуркевич, Фаворский, Дыбин, Хролович. В Беларуси 13 заслуженных тренеров республики по спортивной ходьбе, причем Станислав Шапечко и Валерий Нефедов, а также безвременно ушедший Федор Кулаковский, — мои ученики.

Нормативы для роботов

Четыре года назад на тренерском совете обсуждался вопрос разрядной классификации по легкой атлетике. В отношении спортивной ходьбы наше руководство довело нормативы до абсурда. Например, у женщин норматив мастера спорта международного класса установили на 10 км — 45.00, а на 20 км — 1:29.30, то есть просто умножили на два десятикилометровую норму, да еще отняли полминуты. В то время как в России норматив почти на шесть минут медленнее — 1:35.00! Если перевести эту разницу в расстояние, получается около полутора километров! На “двадцатке” у мужчин мастерский норматив в нашей классификации равен 1:27.00, а в российской — 1:29.00. Разумеется, мнение специалистов при формировании и утверждении этих показателей было начисто проигнорировано.

Похожая ситуация и в длинном беге. Три года назад, инспектируя ДЮСШ в Копыле, я обратил внимание, что при зачислении в группу тренера по лыжам нормативы выполнили 124 человека, а по легкой атлетике — всего шесть. Неудивительно, что тренеры по легкой атлетике нередко переквалифицируются в лыжных: план по разрядникам делать-то надо! Я как-то пытался на тренерском совете поставить эту проблему, но у федерации на повестке дня, видимо, другие задачи.

Разделяй и властвуй

Несколько слов о спортивной форме фирмы FILA, которую наша команда получает по контракту. Полагаю, распределять форму нужно в соответствии со спортивными результатами. Принципы распределения вывешены на доске объявлений в БФЛА. Однако легко убедиться, что на практике они часто нарушаются. Для этого достаточно изучить ведомости выдачи и сопоставить их с реальным вкладом каждого атлета и наставника.

Похожая ситуация и с обеспечением учебно-тренировочными сборами. Однажды тренер по прыжкам Владимир Фомичев предложил сформировать рейтинг спортсменов и наставников, чтобы при организации УТС и выдаче формы соблюдать спортивный принцип. Однако Рудских раздраженно среагировал: “Какой там еще рейтинг?!” И вопрос был закрыт.

Вот далеко не все проблемы, от которых зависят результаты спортсменов. Поговаривают, что сейчас Рудских уходит в отставку с поста главного тренера национальной команды. Однако дело не только в Александре Григорьевиче. Стиль руководства, практиковавшийся им, порочен и давно является тормозом развития нашей легкой атлетики. Все сводится к тому, чтобы посеять в коллективе раздор и дрязги, чтобы тренеры были разобщены и постоянно выясняли, почему ученики одного имеют многое, а другого, ничуть не худшего специалиста, — сидят на голодном пайке.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?