Аналитика. Множественные стандарты барселонского состава

20:41, 20 июля 2010
svg image
2282
svg image
0
image
Хави идет в печали

42 или 43?

В минувший четверг на сайте Белорусской федерации легкой атлетики появилась заметка “БФЛА представляет состав команды на 20-й чемпионат Европы”, в которой, в частности, сообщалось: “В сборную вошли 42 атлета: 15 мужчин и 27 женщин…” Назавтра на том же сайте появилось “Расписание соревнований чемпионата Европы с указанием выступления белорусских спортсменов”, в котором фигурируют уже 43 спортсмена. Добавлен Илья Славенский из Гомельской области, победитель зимнего и летнего чемпионатов и Кубков страны в одном из труднейших видов программы — стипль-чезе. Славенский как раз один из тех, чье отсутствие в первоначальном списке было непонятным, ибо необходимые требования и нормативы он выполнил.
Судя по информации сайта БФЛА, выходит, что в барселонском составе Славенского нет, но он выступит на “Европе” как “белорусский спортсмен”. Как представитель Гомельщины? Как посланец родного Брагина, или посол Чернобыля?
Люди незнающие могут возмутиться: чего, мол, автор привязался к обыкновенной ошибке — пропустили, с кем не бывает. Нет, господа читатели, не пропустили — Илью не собирались везти в Барселону…

Критерии отбора

На сайте БФЛА есть немало полезной информации, с помощью которой можно, например, проанализировать состав, которому предстоит выступить в столице Каталонии. В разделе “Специалистам” находим главку “Критерии отбора”. В ее преамбуле, в частности, написано:
“Основными условиями для включения спортсмена в состав национальной команды РБ для участия в главных стартах сезона 2010 г. является их обязательное участие в своих видах легкоатлетической программы в следующих соревнованиях 2010 года…” Дальше идет перечень зимних и летних Кубков и чемпионатов страны, а также турнира “Призы олимпийских чемпионов”.
“Обязательным условием отбора спортсменов для участия в основных международных соревнованиях 2010 года является:
выполнение спортсменами нормативов для участия в главных стартах сезона при обязательном проведении на этих соревнованиях допинг-контроля и наличии ветронома.
При окончательном формировании национальной команды будет учитываться квота, установленная международными федерациями… а также способность показывать высокий результат на международном уровне и вероятность участия в основных соревнованиях как на чемпионатах мира, так и на чемпионатах Европы”.
Как видите, наворочено столько всяких условий, что при желании боссов кого-то не включить в команду сделать это чрезвычайно легко.
В критериях отбора непосредственно к EURO»2010 в Барселоне говорится:
“В соответствии с индивидуальными планами к чемпионату Европы готовится группа спортсменов, предложенная старшими тренерами и утвержденная решением главного тренерского совета.
Квалификационные нормативы (результаты) спортсменам учитываются с 1 января 2009 года, при обязательном подтверждении ими уровня готовности в 2010 году и успешном выступлении на чемпионате страны 25-27 июня и чемпионате Беларуси по многоборьям 1-3 июня в Минске, ОСК “Стайки”.
Спортсмены, претендующие на участие в финальных и основных соревнованиях, будут включены в состав команды решением главного тренерского совета при условии выполнения квалификационных нормативов, установленных БФЛА и ЕАА (приложение 2)”.
Казалось бы, чего проще заключить критерии отбора в несколько пунктов:
1. Обязательное участие в чемпионате и Кубке страны.
2. Выполнение установленных Европейской атлетической ассоциации (ЕАА) и БФЛА нормативов в 2010 году.
(Результаты предыдущего года годятся лишь для атлетов, которые вернулись после травмы или болезни.) Но это было бы слишком понятно и прозрачно. Эдак каждый лез бы в сборную!
Эти словесные сети не очень-то и нужны. Ведь главная “ловушка” для кандидатов на участие заключена в разнице нормативов ЕАА и Белорусской федерации легкой атлетики. БФЛА их завысила с тем, чтобы отобрать атлетов, претендующих на попадание в финалы в беговых видах (восьмерки лучших) и в основные соревнования в прыжках и метаниях (дюжины).
В итоге у мужчин нормативы родной федерации в нынешнем году выполнили 14 спортсменов: толкатели ядра Андрей Михневич и Павел Лыжин, молотобойцы Павел Кривицкий, Юрий Шаюнов и Валерий Святохо, дискоболы Дмитрий Сиваков и Сергей Рогонов, копьеметатель Владимир Козлов, десятиборец Андрей Кравченко, ходоки Денис Симанович, Виталий Таланков, Иван Троцкий и Андрей Талашко, а также стипльчезист Илья Славенский.
Пятерых — Рогонова, Таланкова, Троцкого, Талашко и Славенского — в выездной состав не включили. Их места заняли средневик Анис Ананенко, стайер Степан Роговцов, десятиборец Эдуард Михан, прыгуны тройным Дмитрий Плотницкий и Сергей Иванов и барьерист Максим Лынша.

То идут, то не летит

Дискоболу Сергею Рогонову — 24. Воспитанник Эдиты Гурской, вырастившей одного из лидеров национальной команды Павла Лыжина, в четырех соревнованиях сезона метал за 60 метров, а в начале июня запустил диск на 64,28 (16-й показатель в еврорейтинге). Возможно, стремительный выход на высокие рубежи внес сумятицу в сложную схему исполнения движений, и броски стали более короткими. На чемпионате страны диск Рогонова пролетел лишь 57,65. В итоге тренер и спортсмен отказались от барселонских притязаний.
У ходоков картина неоднозначная. Троцкий (1:21.09) — 11-й в еврорейтинге), Талашко (1:21.14, 12-й) и Таланков (1:21.43, 15-й) отличились на апрельском Кубке Беларуси, однако на Кубок мира в Мексику ни одного из них не взяли. Мол, все они возрастные и бесперспективные. Да, Троцкому — 34, но Таланкову и Талашко лишь по 28. Для кого тогда устанавливаются нормативы?
26-летнему Николаю Середовичу на июньском чемпионате страны не хватило до стандарта БФЛА 21 секунды. Его оставили дома по педагогическим мотивам. У парня случались нарушения режима, и руководство сборной резонно решило посмотреть, насколько спортсмен тверд в намерении изменить ситуацию к лучшему.
Новоиспеченная чемпионка страны в ходьбе на 20 км 19-летняя Алина Матвеюк, открытие нынешнего сезона, и 25-летняя Анастасия Яцевич до белорусского стандарта (1:32.00) также не дотянули: первая — 6 секунд, вторая — 29. Обе включены в команду с расчетом на долгосрочную перспективу. Ведь женская ходьба за последнее время лишилась звезд — Риты Туровой и Елены Гинько. Требует обновления и мужская. Можно было бы взять “на обстрел” нового чемпиона страны в ходьбе на 50 км Дениса Кравчука. Парню 23 года, евронорматив (4:03.00) он уверенно перекрыл и в европейском рейтинге сейчас занимает 18-е место. Где же ему мужать, как не на топ-турнире?

Куда дует ветер

В Барселону отправятся 14 спринтеров и барьеристов — треть команды. И это в дисциплинах, где у нас весьма сомнительные позиции. В беге на 100 м заявлены Елена Невмержицкая, Юлия Балыкина и Юлия Нестеренко. У Невмержицкой лучший результат в Европе — 11,05. Следующая за ней англичанка Лаура Тэрнер имеет 11,11, третьей с приличным отставанием от Лены стоит француженка Вероник Манг — 11,20. Дальше плотность в таблице высокая. Балыкина располагается на 9-й строке — 11,25, Екатерина Шумак на 27-й — 11,40. Олимпийской чемпионки Нестеренко в списке лучших нет: она долго болела, начала тренировки лишь в конце марта, поэтому в зачет у нее пошел прошлогодний результат, благо правила такое дозволяют. Однако, заметим, на чемпионате страны Нестеренко свой забег выиграла, а по итогам всех трех имела второй показатель — 11,53, уступавший лишь Невмержицкой — 11,37. Увы, в финале, переволновавшись, Юлия сделала фальстарт, который сейчас равносилен дисквалификации. А через пару минут прошел тот самый забег, по итогам которого в топ-листе Европы так высоко стоят наши девушки. В итоговом репортаже с чемпионата Беларуси в Гродно автор этих строк писал:
— На этот раз претензий к фотофинишу, как это бывало прежде, нет. Тренеры показывали друг другу секундомеры, на которых зафиксированы цифры в диапазоне 10,70-10,80. Значит, показания реальные. И это радует. Бег Невмержицкой выглядел образцово, но прорыв остальных заставил думать, что ветромер, показавший +1,7 метра в секунду, слегка сбрендил. Порыв ветра для сидевших на трибунах был весьма ощутим.
Сейчас, по прошествии нескольких недель, я еще более укрепился во мнении, что скорость ветра явно превышала максимально допустимую для фиксации рекордов и выполнения нормативов (2,0 м/с). Вскоре после Гродно Балыкина стартовала во Франции — 11,60, Невмержицкая в Испании, кстати, именно в Барселоне — 11,74. Анна Багданович, которая в том финале пробежала за 11,45, в Минске 7 июля показала 11,84, а Ольга Осташко (11,48) — 11,85. Через неделю снова на столичном “Динамо” та же Осташко при легком встречном ветре (-0,8 м/с) показала 11,72, а Анна Лепешко — 11,77, тогда как в Гродно имела 11,42.
Понятно, сравнения не абсолютны: колеблются физические кондиции спортсменок, погодные условия, покрытия дорожек. Однако при всех различиях у той же Балыкиной выстраивается нормальный логический ряд: 11,67 на Кубке страны в Бресте, 11,49 на “Призах олимпийских чемпионов”, 11,53 — в Бергене, 11,54 в забеге в Гродно, 11,60 — во Франции. Из него явно выбивается лишь время гродненского финала — 11,25. Такая же картина и у остальных.
Поэтому есть основания предположить, что показания ветромера во время финального забега в Гродно ошибочны. Вероятно, реальная скорость ветра была никак не меньше 3,5-4,5 м/с. И если это так, меняется система координат. Тогда мы не можем ждать от Невмержицкой непременной победы на стометровке, как от безусловного лидера еврорейтинга, а от “короткой” эстафеты — призового места.
Если наши предположения верны, следует констатировать: тот, кто в Гродно поставил под показаниями ветромера 1,7 м/с свою подпись или просто согласился с этим, явно не подумал о последствиях! Общественное мнение (и не только в Беларуси!) введено в заблуждение. На спортсменок возложено ярмо лидеров континентального спринта, которое способно и придавить. Может, и хорошо, что у Нестеренко тогда вышел фальстарт?

“В интересах национальной команды”

Весьма странным выглядит решение главного тренерского совета вывезти в Барселону сразу шестерых эстафетчиц в беге 4х100 м. Это мы уже проходили в Пекине. Запасными туда ездили Ольга Осташко и Евгения Володько. Последняя после Игр сменила тренера Виктора Мясникова на Игоря Захаревича, однако сейчас уже не выступает. Осташко снова претендовала на поездку, но оказалась вне состава.
На первом этапе сейчас нет равных Юлии Нестеренко. На втором, самом длинном, побежит Елена Киевич, чемпионка страны на 200 м. Третий этап — коронка Невмержицкой. Четвертый будет отдан Юлии Балыкиной, самой быстрой из остальных. “На подхвате” — Екатерина Шумак и Анна Лепешко. Не велика ли роскошь, при том что в команде есть две специалистки барьерного бега на 100 м — Алина Талай и Екатерина Поплавская, способные подстраховать в случае форс-мажора?
Основной состав четверки, названный выше, в этом году на соревнованиях не бежал! На чемпионате в Гродно под предлогом “интересов национальной команды” старший тренер по спринту Татьяна Ледов- ская вставила “в конкурс” сборный квартет (Балыкина, Киевич, Невмержицкая, Лепешко), который показал 43,96 — лучшее время нашего внутреннего сезона. Между тем в стандартах БФЛА значатся цифры 43,64, что на 32 сотых быстрее! На двух недавних турнирах в столице бежали различные составы, но оба раза передача эстафеты не получалась. В последнем случае спортсменки вообще финишировали без палочки.
Почему старший тренер Ледовская с легкостью отпустила подопечных на коммерческие старты и ни разу не проверила боевой состав в деле? Куда с ведома главного тренера Бадуева вдруг испарились пресловутые “интересы национальной команды”?
Среди мастериц спринта есть универсалка — Киевич, весьма одаренная, скромная девушка. На нее, как и на прошлогоднем молодежном первенстве континента, “повесили” сразу три вида: обе эстафеты и личный бег на 200 м. Выполнение такой программы требует от спортсменки высоких кондиций и устойчивой психики. Ведь ей каждый раз придется переключать беговой ритм и нести тяжкое бремя ответственности за две команды. Год назад в подобной ситуации Лена пережила сильный стресс. В нынешнем лечилась в стационаре, затем выступала нестабильно. Подобная загрузка, возможно, сопряжена с риском для здоровья 23-летней девушки.
Недоумение вызывает и включение в состав двух барьеристок. Алина Талай на чемпионате в Гродно обнадежила быстрыми секундами — 12,87. Но за границей пробежала аж на полсекунды хуже! И все же ее кандидатура бесспорна. Но у Екатерины Поплавской результаты давно не растут. До стандарта БФЛА — 13,04 — ей не хватило 12 сотых. А ведь и 13,16 для Кати теперь праздник.
На наш взгляд, выездной состав спринтерской группы необоснованно раздут с 10 до 14 атлетов. Нет проблем — государство платит!

Препятствия для Славенского

Парень из Брагина, бег которого вряд ли удовлетворит эстетов, неуклонно прогрессирует на дистанции 3000 м с препятствиями.
Еще зимой мне довелось написать следующее: “В стипль-чезе удивил совершивший прорыв Илья Славенский — 8.38,56. Коли опытный наставник Николай Петрович Толстопятов научит парня рационально преодолевать препятствия, он пробьется на международную арену”.
К лету этот технический компонент подвергся существенному совершенствованию. И как следствие — Славенский превратил наш прогноз в реальность. В июне на мемориале Кусочиньского в Варшаве он пробежал за 8.37, а недавно в греческом Ретимно стал призером турнира — 8.32,71. Тем самым питомец Толстопятова выполнил не только стандарт ЕАА (8.38,0), но и норму БФЛА (8.33,0).
Однако включать в барселонский состав жителя одного из самых пострадавших от чернобыльской катастрофы районов в Минске не собирались. Ходатайство гостренера Александра Кныша Анатолий Бадуев безапелляционно отклонил. Лишь вмешательство начальника Гомельского облспортуправления Василия Жаранкова сдвинуло ситуацию с мертвой точки. При этом заслуженному тренеру Толстопятову пришлось выслушать от одного из боссов БФЛА немало обидных слов. Вместо того чтобы поблагодарить наставника, которому идет девятый десяток лет (!), его обвинили в том, что Славенский имеет всего лишь 28-й рейтинг в Европе. Действительно, 28-й.
Однако человек, имя которого мы пока не назовем, хорошо знает, что средневик Анис Ананенко (800 м) и стайер Степан Роговцов (10000 м) нормативов БФЛА не выполнили вовсе и в число 30 лучших на континенте не входят! Между тем воспитанников Александра Киценко в Барселону везут без вопросов. Роговцов, занявший на Кубке Европы в беге на 10000 м 16-е место из 49, ухитрился в нынешнем году проигнорировать оба чемпионата и Кубок страны. Тем не менее его автоматически включают во все выездные составы, хотя это грубейшее нарушение “Критериев отбора” БФЛА! Чем обусловлена подобная благотворительность? Какие пути нашел к сердцу Бадуева Киценко?
…Когда наши атлеты выйдут на старт в столице Каталонии в форме сборной Беларуси, мы будем болеть за всех независимо от привходящих факторов.
А о стандартах еще потолкуем. Повод наверняка представится.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?