Путевые заметки. Суоми своими глазами: такова спортивная жизнь

21:46, 29 июля 2010
svg image
4670
svg image
0
image
Хави идет в печали

Дмитрий ГЕРЧИКОВ. Признаться по совести, оказаться в Финляндии мечтал с тех самых пор, как познакомился с творчеством современного писателя-супрематиста Эрленда Лу. Норвежец по национальности удивил тем, что провозгласил Суоми лучшей страной в мире и даже вынес характеристику в заголовок книги — эдакого путеводителя для туристов, предпочитающих банальным экскурсиям и осмотрам достопримечательностей нетривиальный подход в знакомстве с северными краями. Как выяснилось после прочтения, превосходную характеристику соседям автор выписал не столько из-за изумительной природы или очаровательной неспешности рассудительных жителей, сколько из-за уникальности любой составляющей привычного уклада, который в Суоми разумеешь особенно остро… “Что ж, вот и попробуем разузнать, какова она, спортивная жизнь Финляндии”, подумалось после повторного “проглатывания” опуса и сбора дорожного рюкзака.

Андрей ВАШКЕВИЧ. Кто такой Эрленд Лу, толком не знаю до сих пор. Поэтому не могу представить, в чем заключается его нетривиальный подход к знакомству с другими странами. Я-то сам — как раз за тривиальность. Не нужно бояться мест, где полно туристов. Глупо общепринятые достопримечательности считать банальщиной и обходить. Они же тоже — часть культуры. Если Джоконда — такая же часть Парижа, как и мусорный бак в четвертом квартале, зачем мучительно выбирать между ними? Нужно постараться увидеть и то, и другое.
В Финляндию я хотел всю жизнь. Потому что это родина Яри Литманена.

Спорт средних достижений

Д.Г. Белорусы привыкли считать себя нацией, ведущей здоровый образ жизни. Или хотя бы постулирующей таковые принципы. Неверующим сразу приводится уйма доказательств: от многочисленных культурно-массовых мероприятий, в которые добровольно-принудительно вовлекаются люди от мала до велика, до глобальных строек, дающих жизнь многофункциональным спорткомплексам с программой “плати денежку — и занимайся сколько угодно и чем угодно”. Хоть керлингом, хоть картингом, хоть гольфом… Финны подобными заявлениями не бравируют. Однако количество подтянуто бодрых мужчин и женщин среднего и пожилого возраста в стране на порядок больше нашего, равно как в пользу Суоми говорит средняя продолжительность жизни. И дело здесь отнюдь не в различных уровнях благосостояния или качественно разнящейся экологии. Просто северяне привыкли ежедневно заботиться о здоровье — пусть это проявляется даже в привычных и незначительных мелочах — и не делать из этого культа. К примеру, параллельно с каждым тротуаром проложена велосипедная дорожка, опоясывающая даже самые скромные уголки города. И не дай бог пешеходу позариться на чужую вотчину: вероломный “захватчик” попадает под эскападу предупреждающе-осуждающих звонков двухколесных автомобилистов, а заодно получает порцию уничижительных взглядов. В Финляндии крутят педали с юных лет — и постепенно поддержка себя в тонусе входит в привычку. Кому не по нраву седло, становятся на лыжероллеры. Иные же вовсе нарезают километры на скейтах, роликах или самокатах. Проще говоря, гиподинамия нации точно не грозит.

А.В. Меряться спортивностью с большинством стран Западной Европы — для Беларуси дело заведомо невыгодное. И извечная тяжесть на подъем простых обывателей — это только полбеды. Просто нет у нас их инфраструктуры.
Вот сейчас в Минске построили одну велодорожку — и намного (или мне кажется?) больше стало велосипедистов. А если бы четыре построили? На велосипеде-то все любят ездить. Только негде.

Д.Г. Еще один момент — пробуждение интереса молодежи к массовому занятию спортом. Прежде всего это выражается в обилии выбора, который едва ли не с рождения предоставляется каждому. Причем размер населенного пункта и его статус никоим образом не влияет на величину спектра услуг. Конечно, столичная голь особо хитра на выдумку — помимо стандартных бассейнов, игровых площадок, крытых дворцов и стадионных комплексов под открытым небом Хельсинки может похвастаться даже специально оборудованной ареной для занятий… американским футболом! Но в то же время в заштатном карельском Китее с населением в десять тысяч человек без труда отыщется полифункциональный спортивный район. С несколькими травяными полями для забав с мячом (в том числе бейсбола, софтбола и местной национальной забавы “pesдpallo”), сооружениями для любителей водных видов спорта и — только вдумайтесь! — трамплином. К описанному многообразию (вполне по умеренным ценам, между прочим) стоит добавить площадки школьного типа, которым несть числа. В свободном доступе удобно разбросанные по кварталам, они в силу манящей привлекательности редко когда пустуют. Причем позволяют заниматься не только традиционными игровыми видами, но и легкой атлетикой — собственными глазами довелось видеть, как в парке недалеко от легендарной “Хартвалл Арены” юные дарования отрабатывали технику метания копья и тренировали выносливость в беге на стайерские дистанции.

А.В. Мы часто говорим: нужно выбрать определенные виды — и только их культивировать. Потому что на всех ни денег, ни народу не хватит. Вот у финнов хватает — в отличие от нашего. И сколько, по- вашему, они выиграли медалей в Пекине-2008? Оказывается, четыре (из них одно золото). В Афинах-2004 —- две (без золота). В Сиднее — четыре (два золота). Сравните с нашим “космосом”.
Зимой у северной страны должно быть лучше? Давайте смотреть. Ванкувер-2010 — пять (и ни одного первого места). Турин-2006 — девять, но вновь без золота. Последние победы на Белых Играх у Финляндии были аж в Солт-Лейк- Сити-2002. Вот тогда действительно была феерия. Суоми положили в копилку четыре золота, два серебра и бронзу — всего семь медалей.
Налицо полнейший регресс. Но никого вроде бы все равно не разгоняют. Потому что гораздо спокойнее относятся к Олимпиадам. Потому что понимают, что престиж страны не только Играми меряется. Может, так и надо?

Д.Г. Финны очень грамотно используют национальную идею для популяризации спорта. Стоит кому-либо из северян добиться значимых успехов даже в неолимпийском виде, как он моментально обретает статус национального героя. Так, завидев майку “Аякса” на коллеге Андрюхе, местные жители всенепременно поднимали вверх большой палец, с гордостью говоря “Яри Литманен!” и принимаясь перечислять подвиги форварда-соотечественника в составе амстердамцев — хоть с тех пор утекло уже немало воды. Стоило упомянуть о комментаторском опыте автора этих строк в трансляциях Формулы-1, как разговор всенепременно переводился на перипетии сезонов-1982 и -2007, когда сильнейшими гонщиками на планете становились финны — Кеке Росберг и Кими Райкконен (эпоха Мики Хаккинена — вовсе отдельный и бесконечный топик). И уж совсем беда начиналась, когда грешным профессиональным делом случалось продемонстрировать осведомленность в хоккейных делах. Здесь собеседники вообще теряли всякую совесть, принимаясь повествовать то о делах давно минувших дней, когда сборная-1995 Курта Линдстрема и Ханну Аравирты стала сильнейшей на планете, то об олимпийском серебре Ванкувера полугодичной выковки, то о совсем свежих подвигах Антти Ниеми в воротах НХЛовского “Чикаго”, позволивших “ястребам” завоевать Кубок Стэнли… В итоге детвора впитывает дух победителей с молоком матери и учится гордиться атлетами-соотечественниками с юных лет — окружение к тому располагает и даже предполагает. Отсюда и постоянный приток заинтересованных личностей в массовый спорт, в котором, как известно, берет начало спорт профессиональный.

А.В. Любой стране нужны герои. Поскольку в космос сейчас летает чуть ли не каждый желающий, из спортсменов их сделать проще всего. Другое дело, что процент этой “сделанности” может быть разным. Зависит от подготовки публики. Кому-то нужно каждый день в новостях рассказывать, что есть у нас такой чемпион. А кому-то не нужно. Он сам и финал смотрел, и победу видел. Всей семьей. И с бабушкой даже. И она тоже болела. И причитала: “Я так боялась, так боялась…”

Манежи и арены

Д.Г. Способам возведения местных звезд в культ резонно посвятить отдельный абзац, рассказ в котором пойдет о тематических музеях — ими Финляндия пышет в изобилии. К примеру, очутившись неподалеку от исторического центра Хельсинки, даже случайный турист вряд ли устоит перед соблазном заглянуть на знаменитый олимпийский стадион, принимавший Игры-1952, а затем облюбованный легкоатлетами для проведения планетарных форумов. Изначальная заманиловка для гостей — уходящая ввысь величественная башня с перспективой обзора столичной панорамы и знакомства с трогательной историей о выборе размера конструкции (высоту 72 метра 71 сантиметр обусловил рекордный бросок местного копьеметателя Матти Ярвинена на Олимпиаде-1932). Ну а затянув в плен красот, комплекс навряд ли позволит гостю покинуть свою территорию без посещения музея финского спорта. Снаружи, признаться, здание ничем не примечательное — скромная двухэтажная “типажка”, немного побитая временем, немного покореженная недобросовестностью строителей. Зато внутри скрывается миниатюрная “Википедия”, не только компактно повествующая об этапах развития и основных достижениях отрасли, но и знакомящая с самыми выдающимися атлетами века. Выборка в самом деле впечатляет: от малоизвестных фанатскому кругу конькобежцев, лыжников, мотогонщиков и гимнастов до гордости нации — олимпийских лауреатов и чемпионов мира. Наиболее красочные стенды посвящены, разумеется, хоккею: истории жизни Яри Курри, Теему Селянне, Саку Койву представлены личными артефактами, фотографиями из частной коллекции и наградами всевозможных достоинств. По заслугам отмечены легкоатлеты (в особенности Пааво Нурми), видеоматериал о победах которых можно посмотреть, сидя на воспроизведенном кусочке легендарной арены образца 1952 года. Плюс отдельный зал посвящен любителям высоких скоростей — звездам ралли, кросса и Формулы-1. Кстати, к освещению деятельности актеров Большого Цирка составители экспозиции подошли весьма избирательно. Если о победах Росберга-старшего и Райкконена сняты отдельные ролики, то о триумфах Хаккинена 1998 и 1999 годов не сказано ни слова! То ли авторы в те сезоны переживали за “Феррари”, то ли посчитали наличие комбеза Летучего Финна в выставленном звездном гардеробе достаточным для прославления выходца из Вантаа, но факт остается фактом: о Мике, равно как и о единственном финне в пелетоне-2010 Хейкки Ковалайнене, голос за кадром предпочел умолчать. Впрочем, порой действительно лучше держать паузу, нежели заливаться соловьем: мировому триумфу-1982 Кеке Росберга в английской версии медиа-тура неожиданно накинули десять лет…

А.В. В музее поймал себя на позорной мысли, что не только не был в нашем музее Олимпийской славы, но даже не совсем представляю, есть ли он. А если есть, то где? Хорошо бы сходить, сравнить.
А башня “Олимпийского” в Хельсинки — классная штука. Во время нашего визита стадион как раз ремонтировали. Травы нет, на поле — техника, краны. Такую фотографию можно и в музей поместить. А рядом — стадион ХИКа. Чисто футбольный. Маленький, но красивый.

Д.Г. Следующее культовое сооружение — музей хоккея в Тампере. Город, где была построена первая ледовая “коробка” страны, считается прародителем вида в регионе и форпостом в развитии национального движения. Ведь именно здесь базируются ведущие коллективы чемпионата Финляндии, непримиримые соперники “Ильвес” и “Таппара”. Посему место прописки культурного сооружения удивления не вызывает. А вот насыщенность его залов заставляет по-доброму позавидовать северянам. Бог с ними, с медалями всевозможных состязаний любых возрастов — от триумфальных форумов U-14 до серебряных Олимпиад Калгари и Торино — все-таки культивация хоккея в стране ведется с незапамятных времен. Но вот на выставке, повествующей о прокладке местными воспитанниками пути в НХЛ, перипетиях драфтового пути и примечательной статистике спортсменов из Суоми за океаном, вздыхаешь тяжко. Неужто в Беларуси, называющей хоккей приоритетным для развития видом, ничего подобного создать при той же “Минск-Арене” нереально? И не стоит говорить, что наполнить залы материалом, достойным внимания, нереально. Достаточно пойти по финскому пути и добавить к остову красочные экспонаты, посвященные национальному первенству: любопытную историческую подборку о трансформациях формата чемпионата, состава участников, экипировки, ввести судейскую галерею, выставить на обозрение награды и кубки вкупе с видео о решающих битвах за них… Хотите верьте, хотите нет, но даже редактору отдела баскетбола “ПБ”, разрывающемуся между любовью к “оранжевой” игре и адреналином автогонок, на протяжении часа хождения по музею было интересно! При том что совершенно не вижу разницы между “Йокеритом” и “Кярпятом” да теряюсь от тотального незнания в картинной галерее лучших бомбардиров лиги… Впрочем, нет. Пару лиц радостно опознать все же удалось: невесть как затесавшийся в звездную компанию Мика Окса и вполне резонно прописавшийся на престижных стендах Вилле Пелтонен вызвали бурю эмоций. “О, эти парни играют у нас, в Минске! КХЛ, Беларусь, “Динамо”?!” — увы, ни служитель музея, ни рассуждавшие в ходе дальнейшего путешествия о финском хоккее собеседники инициативу не подхватили. Оказалось, что о глобальной лиге на просторах старушки-Европы многие имели лишь отдаленное представление, а знавшие понаслышке чуть больше ограничивались стандартным набором: “туда бегут из НХЛ”, “там платят большие деньги” и “там теперь играет Ягр”. Хорошо хоть до гуляющих по улице медведей с балалайками не дошло…

А.В. Музей хоккея в Тампере рекомендую всем. Даже тем, кто вообще не знает, что такое хоккей. Он все равно находится в экспозиционном центре города. Платите семь евро за все — и за гражданскую войну в Финляндии 1918 года, и за музей игрушек, и за музей обуви, и за выставку “Жизнь бурых медведей”, и за японские наряды. Чего уж заодно и к хоккею не приобщиться.
Допустим, чихать вам на все эти майки-кубки. Но не зайти в плексигласовый закобайчик, не надеть перчатки, не взять клюшку и не бросить раз десять по воротам вы не сможете. А там есть еще и вратарь в виде растянутого от штанги до штанги брезента. Зоны для поражения — как на конкурсе снайперов “Матча всех звезд” — по углам. Раза с пятого в “девятку” попасть можно. Я бы лично век бросал — такой азарт берет. А какие там карточки, ребята! Умеют же делать!

Вставай на лыжи!

Д.Г. Но не игровиками едиными жива спортивная Финляндия. Биатлонная и лыжная Мекка страны — Лахти, несметное количество раз принимавший у себя топ-турниры различного уровня и статуса — по заслугам гордится “Hiihtomuseo”. Основанный в 1974-м, он рассказывает об истории лыж, зимних видов, с ними связанных (здесь регулярно проводится чемпионат мира), а также достижениях представителей Суоми в этой сфере. Получается довольно эффектно: после очного знакомства с символом города — комплексом “Салпауссельки”, состоящим из трех монументальных действующих трамплинов — с головой погружаешься в атмосферу снежной феерии еще и в исторической плоскости. Апофеозом же прогулки по музею становится проба симулятора трамплина, где вполне себе натурально ощущаешь свободный состязательный полет, правда, в безопасных условиях и без печальных последствий для здоровья новичка. Естественно, без подробных рассказов о славных страницах биографии того или иного снежного героя не обходится, позволяя даже в таком небольшом городе поддерживать и культивировать общую тенденциозную идею.

А.В. А еще в лыжном музее “Лахти” есть симулятор горнолыжной трассы. Перед вами экран, на котором едет человечек. Вы должны управлять им ногами — так что мышечные ощущения у вас почти “слаломные”. Эта штука тоже затягивает.
Но круче всего — биатлонная мишень. Стреляешь, правда, лазером, а не патронами. Но все равно интересно. Я из четырех рубежей на каждом по разу мазал. Вроде ничего сложного, а вот поди ж ты.
Вообще лыжной культурой проникаешься. Особенно когда смотришь на лыжи, котором уйма тысяч лет. Они здесь тоже есть.

Д.Г. Однако говорить, что Финляндия в плане спортивного промоушна безупречна, не приходится. Прорех и прорух хватает, особенно в области менеджмента — то ли сказывается менталитет, чуждый погоне за материальными ценностями и практическим выгодам, то ли аспект сам по себе кажется северянам второстепенным на фоне всеобщего преуспевания. Взять хотя бы торговлю спортивной атрибутикой, неизменно составляющую важную часть бюджета по статье “Доход”. Найти банальные игровые майки Литманена, пылящего на закате карьеры в заштатном “Лахти”, удалось только в самом городишке, да и то исключительно на стадионе в день домашней игры клуба (причем на 10 евро дороже формы любого иного товарища по команде). В другое время частичку местной знаменитости и гордости не приобрести, хоть убейся. Максимум, на что стоит рассчитывать — книга об истории финского футбола, в которой Яри посвящены пару глав и десяток фотографий… Столь же плачевна ситуация с майками местных хоккейных гуру. Форму сборной Суоми ванкуверского образца (и то без фамилий и номеров на спине) удалось отыскать по чистой случайности — в одном из вещевых отделов супермаркета в Тампере. Тогда как сотрудники специализированных точек продаж, по сути бедных на ассортимент, виновато опускали глаза в пол, по-совковому заученно бубня “конечно, у нас такие аксессуары бывают, но вот именно сегодня их в широком доступе нет”.
Закончились провалом попытки обогатиться заветными артефактами после посещения крупнейших арен. Легендарный “Хартвалл”, принимавший на своей площадке не только масштабные спортивные мероприятия, но и эпохальные для мира музыки концерты, “проверку на прочность” завалил очень быстро. Вместо рекламируемого на официальном сайте ознакомительного тура по 153-метровому сооружению с возможностью посещения ресторанов и магазинов пришлось довольствоваться рассматриванием прелестей комплекса через закрытые двери — в гости простых смертных в несобытийный день ни экскурсоводы, ни точки продаж атрибутики попросту не ожидают! Чуть лучше обстояли дела на “Арене Тампере” — там хотя бы работала букмекерская контора. Впрочем, этим набор позитивных впечатлений ограничивался: пробы добыть хоть какой-то сувенир, связанный с местными спортивными героями, или получить информацию о магазинах, их распространяющих, изначально были обречены на неудачу.

А.В. Литманен не пылит. Он по целому матчу в свои 39 проводит. И в сборную его вызывают. Руки прочь от Яри!
Конечно, Лахти — город нефутбольный. Болеют те, кто привык. Но на матче кое-какая атмосфера создается. Программки всем желающим. Випам — еще и угощение. Правда, без изысков: салат, вареная картошка, какие-то фрикадельки. Зато в вип-ложе стадиона “Лахти” можно увидеть такое, что вряд ли возможно в другом месте. Минут за тридцать до матча туда приходит игрок хозяев из числа непопавших в заявку. Ему можно задавать любые вопросы, фотографироваться. А когда разминка закончена, появляется… главный тренер. И конферансье у него спрашивает: как команда, выиграем ли, все ли здоровы. И коуч спокойно отвечает на все это дело, улыбается. И вот скажите, любительство это или профессионализм.

Интересно, короче, в этой Финляндии…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?