Мы о вас давненько не слыхали. Сергей Стась: из ФРГ в ОЧБ на ПМЖ
— Сергей, что послужило причиной возвращения на родину?
— В первую очередь желание больше внимания уделить сыну. А то общались с ним в основном через интернет: я из Германии — он из Беларуси. Сергей провел сезон в Бобруйске, так практически его и не видел. По видеозаписям игр постоянно критиковал, пытался чему-то учить. Ему это, по-видимому, надоело, и сын сказал: “Будешь здесь, тогда расскажешь и покажешь, если есть претензии”. Это и подстегнуло. Теперь смогу и поддержать в нужный момент, и что-то объяснить, и какие-то напутствия дать, когда это необходимо.
— Почему именно “Шахтер”?
— Были и другие варианты. Но я знаю Андрея Леонидовича Гусова, и от ребят наслышан о том, как ведется тренировочный процесс, о его видении игры, тактических приоритетах. Поэтому не было никаких сомнений по поводу переезда в Солигорск.
— Как вам новый коллектив?
— Сейчас все меняется каждый день, люди приходят и уходят. Тренерский штаб ищет оптимальные сочетания. Да и травмы, к сожалению, за столь короткий отрезок уже успели выбить некоторых ребят из рядов. Пока еще тяжело о чем-то говорить, все станет видно по ходу сезона.
— Цели на сезон уже поставлены?
— Да, самые высокие. Нужно стать чемпионами — сделать то, что не удалось в минувшем розыгрыше.
— За полным драматизма финалом серии плей-офф следили?
— В основном по различным онлайн-трансляциям в интернете. Увидеть матчи целиком удавалось только в записи.
— Какие различия между белорусским и немецким чемпионатами?
— В Германии все-таки совсем другой хоккей. Там преобладает, что называется, канадский стиль. Никто не играет в комбинационный хоккей, за исключением, пожалуй, одной-двух команд. В основном же — бей-беги, превалирует силовой стиль. У нас получаю большее удовлетворение от нахождения на льду, обретения взаимопонимания с партнерами, игры в пас. К тому же в немецком чемпионате я являлся легионером, а к ним там особое отношение. Ты не можешь дать слабину, должен постоянно пребывать в наилучших кондициях. С тебя, как говорится, три шкуры дерут. А это, кроме всего прочего, оказывает серьезное психологическое давление. Понимаешь, что стоит перестать набирать очки, и это сразу найдет отражение и в прессе, и в отношении руководства.
— А если сравнивать организацию подготовки у нас и на Западе?
— То, что увидел сейчас на сборах в Беларуси, оставило только хорошее впечатление. В Пинске доселе бывать не приходилось. Порадовало, что рядом расположены гостиница, дворец, бассейн, не нужно никуда ездить. И вообще, все по высшему разряду — хорошо оснащенный зал, питание. То же и в Солигорске. Был даже, честно говоря, приятно удивлен таким высоким уровнем хоккейной инфраструктуры у нас. Что касается Германии, то там есть значимое отличие в предсезонной подготовке. Команды собираются обычно 1 августа, но в расположение все хоккеисты должны приехать уже в полной боевой, тренируясь до сей поры самостоятельно. А белорусские клубы обычно собираются уже в июле, начинают подготовку сначала на земле, потом выходят на лед. То есть тренеры сами подводят игроков к предстоящей нагрузке. В этом плане здесь полегче — просто выполняешь установки, а тебе помогают, подсказывают.
— Высок ли у немцев интерес к хоккею?
— Думаю, всем понятно, что пытаться сравнивать с футболом нет смысла. 24 часа в сутки обсуждают каждый матч игры номер один. Да и не только встречи: любое действие футболиста вне поля — как он позавтракал или где был замечен — найдет отражение в прессе и разговорах болельщиков. Причем не обязательно какого-нибудь топ-игрока. Интерес ко второй бундеслиге также очень высок. Хоккей, естественно, не так популярен. Но в отдельных городах, таких, к примеру, как Мангейм или Кельн, у которых есть определенные традиции, его любят. Однако, повторюсь, с футболом масштабы, конечно, несовместимые.
— Болельщики сильно отличаются от белорусских?
— Не в обиду нашим любителям хоккея будет сказано, но так, как болеют в Германии, пока больше не видел нигде. Да вы и сами могли заметить, как немцы поддерживали свою сборную на недавнем чемпионате мира. Очень шумно, живо! Хотелось бы подобной атмосферы и в наш чемпионат.
— А, так сказать, менталитет фанатов сильно разнится? У нас часто можно наблюдать такую картину: стоит начаться серии неудач у какого-либо спортсмена, как на него сразу выливаются ушаты грязи, чаще всего на интернет-форумах…
— Так везде. Я давно стал разделять для себя болельщиков на понимающих хоккей и тех, что приходят за результатом. Последним просто нужна победа, они не получают удовольствия от игры как таковой. А то, что команда, скажем, показала красивый хоккей, игроки выложились по максимуму, их не интересует. Случаются ведь матчи, когда шайба просто не идет в ворота. Конечно, если действительно заметно, что спортсмен где-то недорабатывает, то здоровая критика в его адрес вполне обоснована. В целом же, считаю, лучше эти форумы вообще не читать, иначе свихнуться можно, если принимать каждый упрек близко к сердцу. Одному нравится, другому нет — все ведь довольно субъективно.
— Вы провели в Беларуси сезон- 2007/08 — последний, перед переходом минского “Динамо” в КХЛ. С тех пор уровень отечественного чемпионата сильно снизился?
— Не сказал бы. Понятно, что некоторые команды потеряли игроков, перебравшихся в ряды “бело-голубых”. Но не так много белорусов среди динамовцев. Поэтому не думаю, что ОЧБ сильно деградировал. Наоборот, у молодых ребят появился стимул попасть в КХЛ, что некоторым образом подхлестывает хоккеистов и дает импульс для развития чемпионата. Ведь раньше было одно стремление — в НХЛ. Но это далеко. А теперь все рядом, все в твоих руках — работай день и ночь, проявляй себя. Другой вопрос, какое количество иностранцев играет в “Динамо”… Я лично не понимаю этого.
— Два клуба — “Минские Зубры” и “Юность” — в этом сезоне стартуют в МХЛ.
— Вот это, конечно, важно. Сами прекрасно видите, в каком состоянии у нас находится юношеский и молодежный хоккей. Вроде бы что-то есть, а в то же время… Никакой Америки не открою: пока нет смены должного уровня, никакого будущего у национальной сборной не существует. Начинать нужно с низов. Когда U-18 и U-20 будут постоянно играть в дивизионе “А”, а не мигрировать вверх-вниз, тогда можно на что-то претендовать в дальнейшем. Начинается же все с детских школ. Надо браться в первую очередь за них.
— То есть нужны более квалифицированные наставники?
— Скорее, не в этом дело. Считаю, что хватает специалистов хорошего уровня, способных должным образом подготовить юных хоккеистов. Были бы зарплаты повыше… У каждого ведь семья, которую нужно кормить. А когда человек больше обеспокоен своими проблемами, нежели тем, как лучше обучить малышей всем азам… Раньше, конечно, работали и тренеры-фанатики, для которых хоккей был важнее всего. Но сейчас другая жизнь. Человек должен знать, что если он отдается своему делу на сто процентов, то это будет вознаграждено. Так во всем мире. А когда тренер получает мизерную зарплату, то с каким настроением он приходит на работу?
— Но, если будут большие деньги, будет и соответствующий спрос: наставники начнут играть на результат, который от них требуют свыше. А в юном возрасте, согласитесь, гораздо важнее заложить необходимую базу, нежели всех обыгрывать, выжимая соки из лидеров и “маринуя” на лавке остальных…
— Конечно. Плохо, когда тренеры играют двумя пятерками. Это допустимо в концовке встречи, за несколько минут до сирены, но не на протяжении всей игры. Нужно работать так, чтобы у тебя было три-четыре звена ребят, которым доверяешь. К каждому должен быть индивидуальный подход. Знаю, в той же Германии и Швейцарии нет такого количества различных тренировок, как в Беларуси. А результат есть.
— Сами ступить на тренерскую стезю пока не планируете?
— Есть такие мысли, но еще поиграю. Закончу карьеру, тогда и буду определяться. Сейчас надо думать о том, как выиграть чемпионат.
— Усталости от хоккея еще нет?
— На первых после отпуска занятиях мелькали мысли из разряда: “Эх, понимаю, почему ребята заканчивают…” Но прошло немного времени — и каждая тренировка снова в радость.
— Если возвращаться к минскому “Динамо”, то в чем видится причина неутешительных итогов двух последних сезонов?
— Первый год — понятно: новая команда, еще не сложившийся коллектив. Частая смена тренеров не могла не сказаться. Но, считаю, надо было сразу набрать белорусских хоккеистов. Пусть молодых, они бы за эти два года уже там поварились, окрепли, прогрессировали бы от матча к матчу. А когда в составе 15 иностранцев… Из-за этого белорусский хоккей только страдает. И ладно бы был результат. Вкладывается столько денег, а на выходе не иметь даже места в плей-офф. Так хоть можно было дать своим заработать, а результат был бы не хуже. Легионеры нужны. Но не в таком количестве и только самого высокого уровня, чтобы давать какой-то импульс, вести за собой команду. Тем более что изначально заявлялось о работе клуба исключительно на национальную дружину, здесь обещали собрать костяк сборной. Но это слова, которые, как часто бывает, разошлись с делом… Надеюсь, что-то изменится.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь