Гандбольные интеграторы. Впереди паровозов
Стартовый тур Межнациональной гандбольной лиги играли во Дворце спорта — с иллюминацией и дымовыми спецэффектами, кондиционированной прохладой и штатными буфетами. Однако даже на самых важных в турнирном отношении матчах трибуны на заполнялись и на четверть. Иными словами, ставка на исторические ассоциации уже не играет.
Да и разве могло быть иначе? Ведь во всех трех охваченных новым проектом странах на слуху, причем сильно приглушенном, клубные вывески, еще неведомые в пору СССР: российские “Чеховские Медведи”, украинские ЗТР и “Портовик”, наши “Динамо” и БГК. Да и поклонников из числа молодежи да повзрослевшего за два десятка лет среднего поколения навербовали они себе не густо. Явно недостаточно для того, чтобы зваться брендами на манер давних МАИ, ЗИИ, СКА…
Нынешнее лето вообще стало мрачной констатацией курса по нисходящей, который уверенно держит мужской гандбол на просторах некогда великой спортивной страны. Сборные России и Украины оконфузились в плей- офф чемпионата мира. Белорусы сошли с дистанции еще раньше, в квалификации. Итого: в финальной стадии ЧМ-2011 (читай: на Олимпиаде-2012 тоже) впервые не будет ни одной постсоветской сборной! В решающих раундах первенств Европы для юниоров и юношей играли нынче только россияне — да и те финишировали за пределами первых восьмерок.
Все это удручает не само по себе, а в переложении на будущее — и не только близкое. Ведь сегодняшним неудачливым восемнадцатилеткам быть основой национальных сборных уже на Олимпиадах 2016 и 2020 годов! А повсеместный многолетний опыт доказывает, что соотношение сил сверстников, сложившееся на национальном уровне ко времени перехода в категорию взрослых, уже никогда кардинально не меняется в одном поколении. В этом надо отдавать себе отчет. Хотя бы для представления о длине и сложности пути по исправлению ситуации.
Здесь решусь на ремарку, которая кому-то покажется спорной. Чтобы приостановить регресс и по возможности споро двинуть процесс в обратном направлении, мало революции в подходах к детскому гандболу — здесь эффект неизбежно далек во времени. Фоном должна быть реанимация гандбола клубного. Именно в нем — при наличии болеющих за дело душ и достаточной предрасположенности инвесторов — можно быстрее всего добиться нужной концентрации класса и остроты конкуренции. Хотя бы за счет приглашения квалифицированных легионеров, рядом с которыми сильнее и интереснее для публики заиграют представители титульной нации.
Впрочем, знакомым с экономическими и кадровыми реалиями чемпионата Беларуси трудно представить скорое воцарение в наших залах пышущего здоровьем национального турнира. В России и на Украине ситуации в принципе схожи. Там вообще налицо тенденция к доминированию одного клуба, тогда как у нас еще в силе жаркое соперничество двух. Но и этого крайне мало…
Вот почему нетрудно разделить стремление полного амбиций менеджмента минского “Динамо” искать для команды другие соревновательные площадки. Не устоял, выродился в абсурд формат Балтийской лиги. И сразу же Михаил Маевский и Андрей Паращенко принялись за организационное оформление новой объединительной идеи — МГЛ. В том, что ее штаб-квартиру решено открыть в Минске и что двое из четырех членов директората — названные белорусы, прямая дань их подвижничеству и энтузиазму. Но пока — не более того.
По форме новая лига выглядит клоном просуществовавшей пяток сезонов, а затем тихо законсервированной ПГЛ. Тот проект — детище украинца Александра Шипенко. Вице-президент ФГУ с энтузиазмом впрягся и в новый воз. Его стараниями только Украина оказалась представлена на туре в Минске двумя номинально сильнейшими клубами. Наверное, не станет проблемой синхронизировать будущие планы лиги и с календарем нашего БГК — резоны этого для мешковцев очевидны.
Однако главным организационным порогом, за которым только и можно рассмотреть перспективы этого начинания, видится отношение к нему в России. Пока представлявшие тамошнюю суперлигу “Каустик” и СКИФ сыграли в Минске ни шатко ни валко, замкнув таблицу. А вошедший в директорат МГЛ генсек Союза гандболистов России Виктор Поладенко крайне осторожен в прогнозах касательно присоединения к проекту не то что “Чеховских Медведей”, но хотя бы питерской “Невы” и астраханской “Зари Каспия”.
Здесь-то и видится главный камень преткновения! Широковещательно объявив образцом для подражания баскетбольную Лигу ВТБ (схожая интеграционная идеология, тоже 12 клубов и календарь с разъездами уже в следующем сезоне плюс подключение других стран), закоперщики МГЛ заставили разве что недоверчиво улыбнуться. Ключевое различие, проводящее грань между баскетбольным проектом и гандбольными пока лишь прожектами, кроется в аббревиатуре — ВТБ. У одних есть титульный спонсор — крупнейший российский банк, формирующий половину бюджета. А он составляет 115 млн. российских рублей (3,8 млн. долларов). Другие — лишь собираются заняться поисками кормильца.
Причем найти его если и удастся, то уж точно не в Беларуси. Наверное, этим объясняется лишь неофициальное пока соприкосновение с новой лигой главы БФГ Владимира Коноплева. Он провел минский тур в роли внимательного зрителя, оказал идее поддержку на стадии неформальных устных контактов. Но никак не отметился на официальном уровне. Это осторожная дипломатия, нежелание брать на себя какие-то обязательства до сентябрьских рабочих переговоров в Копенгагене о новой лиге с коллегами-соседями — россиянином Борисом Алешиным и украинцем Валерием Третьяковым.
Однако уже сегодня в алгоритме существования МГЛ очевиден парадокс, который может стать неодолимым. Сделавшись активными инициаторами клубной гандбольной интеграции, белорусы оказались теми самыми смельчаками, что бегут впереди паровозов, без которых поезд точно не разогнать. Важно не убежать в такую даль, где снова останешься в одиночестве…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь