Есть повод! Рядовой передовой

21:55, 26 августа 2010
svg image
1986
svg image
0
image
Хави идет в печали

Зрелище произвело поистине неизгладимое впечатление на всех девчат — даже на тех (а их в тогдашнем звездном составе было немало), чей путь в гандбол начинался в таких же белорусских городах. Это помещение — размерами 15 на 7 метров — можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Ибо трудно представить, что где-то еще будущий олимпийский чемпион начинал путь в большой спорт в условиях, хотя бы сравнимых с этими.
…Кажется, со времен того, по сути, случайного визита ничего в ошмянской ДЮСШ не изменилось. И приехав сюда на юбилей — 60-летие одного из лучших детских тренеров страны, мы застаем ту же картину. Только пол, похоже, обновили…
— Верно. Это резиновые плиты, их в коровниках используют. Отскок, конечно, не тот, но уже пятнадцать лет лежат — и хоть бы что. А деревянный пол при мне уже четыре раза меняли, — за одной этой фразой Виктора Болеславовича стоит целая жизнь, которую он характеризует просто: “Полвека в гандболе”.
За это время он успел поиграть в “Политехнике” вместе со Спартаком Мироновичем, который тогда уже начал тренировать. А затем и сам занялся этим ремеслом, чтобы в один прекрасный день вывести лучшего из своих воспитанников пред очи того же Спартака Петровича. А уж тот сделал из обычного провинциального парня не самой внушительной поначалу комплекции олимпийского чемпиона.
Впрочем, Миронович не раз признавался, что в основе феноменальных успехов минского СКА 80-90-х всегда было отменное пополнение, которое поставляли ему тренеры детско-юношеских школ, а кризис нашего гандбола начался именно потому, что со временем этот ручеек иссяк.
— Не хотят мои ребята в тренеры идти. Полторы ставки — это пятьсот тысяч. Не сравнишь с зарплатой таможенника, милиционера или спасателя. Поэтому все они там… — Ромулевич понимающе вздыхает и говорит, что еще лет десять никуда из родной спортшколы не уйдет. Это его жизнь, и потому не удивительно, что каждого мальчишку из своего города он знает в лицо, так же, как его старших братьев и сестер, родителей и родителей этих родителей.
Селекция — великая сила. И старый тренер рассказывает, как литовцы, до границы с которыми здесь считанные километры, в свое время охотились на Барбашинского, прельщенные его завидными ростовыми данными. Но родители Андрея проявили себя в высшей степени патриотами, да и сам Ромулевич дал соседям понять, что белорусский паренек будет играть в гандбол только в минском СКА, а отнюдь не в баскетбольном “Жальгирисе”.
Когда между Беларусью и Литвой появилась граница, удерживать своих стало легче. Зато обострилась борьба с другими, конкурирующими, видами спорта. Впрочем, такая формулировка, наверное, не точна.
— Не знаю, может, в Минске это нормально — сманивать детей из одной секции в другую. Но в нашем городе есть неписаное правило: ребенок сам должен выбирать вид спорта. У меня недавно вот история приключилась. Паренек занимался борьбой, но захотел перейти ко мне в секцию. И отец его в этом поддержал. Встретились с его тренером, и тот сказал: жалко, мол, мне такого парня терять, однако, коль нравится ему твоя игра, здесь уж ничего не поделать…
А, собственно, почему юным ошмянцам не должен нравиться гандбол, если эта традиция заложена в них чуть ли не на генетическом уровне? Виктор Болеславович и сам, наверное, не назовет число земляков, прошедших через его волшебный зал за эти годы. Хотя некоторые цифры заслуживают безусловного уважения. Сегодня в городе тренируются 440 юных гандболистов. Это лишь немногим меньше, чем в знаменитом минском РЦОРе. Хотя тот, понятное дело, имеет в двухмиллионном городе гораздо больший селекционный ресурс.
А, в гандбольном первенстве районного города соревнуются 12 (!) настоящих, а не “бумажных” команд, начиная от детей и заканчивая взрослыми любителями, которые с удовольствием вспоминают любимую игру. Разумеется, соревнования проходят уже в другом зале, тоже, правда, нестандартном: 40 на 12. Из-за этого Ромулевичу приходится усекать составы команд на одного человека: 5 полевых и вратарь. Но на накал борьбы такая условность никак не влияет.
Раньше и чемпионат, и тренировки групп проходили в то время, что дадут. А теперь новый председатель райисполкома — сам бывший футболист — этот перекос исправил. Правда, взял с гандбольного тренера слово, что тот будет на полставки заниматься и с юными футболистами.
Виктор Болеславович согласился. И теперь на областных футбольных соревнованиях уже не удивляются, что Ошмяны выставляют самую высокорослую команду. “С ними же играть невозможно — попробуй через этих дубов прорваться”, — сетуют коллеги. А Ромулевич лишь усмехается:
— Это же тактика. Зато мне теперь точно известно, что из гандболистов футболистов сделать можно, а вот если наоборот — это вряд ли…
Благодаря футболу, который все же держит и в Ошмянах марку короля всех видов спорта, он может оценить физические способности любого местного мальчишки. А в поисках новых Глебов высматривает и Барбашинских. Положа руку на сердце, перспективных гандболистов найти одновременно и легче, и тяжелее.
— Нужен высокий худощавый парень с длинными руками и ногами, большими кистями, — говорит мне тренер и ссылается на своего коллегу и друга из Республиканского училища олимпийского резерва Виктора Косинского. Тот добавляет к этому описанию только один штрих: “Пусть он даже мяча в руках не держал, мы его сами всему научим”.
К футболистам, понятно, подобный подход не годится. Разве что вратаря в таком гулливере рассмотрят. А только вот попробуй такого парня отыскать в принципе да еще и убедить затем родителей, что дорога ему суждена именно в этот, а не в какой другой вид спорта…
— Если бы в каждом районном городе или хотя бы через один был такой тренер, как Ромулевич… — зампред федерации гандбола Иван Семененя, с которым мы возвращаемся с юбилея домой, на мгновение прикрывает глаза и, кажется, сам изумляется масштабности и благостности нарисовавшейся картины.
Мимо плывут белорусские пейзажи — с елями, березками, тружениками села, озабоченными продажей последних даров лета проезжающим мимо горожанам. Но думаем мы о совсем другой стране. О Дании — законодательнице гандбольной моды, где дети начинают заниматься ручным мячом в семь лет.
Кстати, не поленился спросить у нашего героя, возможно ли перенесение скандинавского опыта на отечественные просторы. И ответ услышал… отрицательный:
— Наверное, у тамошних детей другое сознание. Наши же даже в десятилетнем возрасте воспринимают гандбол как возможность весело провести время и относиться к занятиям серьезно начинают еще не скоро.
Нам, видимо, и ни к чему слепо копировать у вырвавшихся вперед абсолютно все. В конце концов, и те же датчане когда-то смотрели на нас снизу вверх. У нас есть свой путь, и он прост…
Если каждый в нашем гандболе будет отдавать ему столько сил, сколько этот по сути рядовой, а по сознанию передовой детский тренер, мы неизбежно вернемся туда, где были. И дело даже не в деньгах — по дороге Семененя рассказал и об удивительной по нынешним временам просьбе Ромулевича к председателю БФГ Владимиру Коноплеву: “Мне зарплату поднимать не надо. Посодействуйте лучше, чтобы в Ошмянах наконец появился современный гандбольный зал”.
Глава федерации обещал. И из уст нового губернатора Гродненской области уже прозвучало, что зал в Ошмянах непременно будет. Хотя бы из-за уважения к этому городу, команды которого “не благодаря, а вопреки” обыгрывали соперников из областных столиц. Который заслужил свою новостройку кровью и потом. Надо поощрять тех, кто все время стремится вперед. Ведь только их стараниями мы можем вернуться. Туда, где под золотыми софитами барселонской Олимпиады стоял двухметровый великан Андрей, вышедший из зальчика, вход в который вы видите на этой фотографии.
Специально запечатлел Виктора Болеславовича на таком фоне. Как иллюстрацию того, что полезно знать всем молодым тренерам страны: невозможное бывает возможным. Даже когда вам кажется, что весь этот мир против вас…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?