ПЕРСОНА. Алиса, совершившая чудо

05:21, 8 июля 2005
svg image
2940
svg image
0
image
Хави идет в печали

Сегодня у наших читателей есть возможность поближе познакомиться со спортсменкой, которая провела в большом спорте без малого два десятилетия и почти всегда находилась на втором плане.

Кроме нынешнего успеха, ярким всплеском международного значения можно считать командную победу десятилетней давности (!) на том же Кубке Европы, завоеванную Алисой, так ее называют коллеги и друзья, вместе с Бурагой, Сазанович и Атрощенко. С тех пор в команде остались только Татьяна Алисевич да ее бессменный руководитель — старший тренер сборной Николай Борисович Параховский. Бронзовый призер чемпионата мира-93 в Штутгарте Светлана Бурага уже много лет болеет. Призер Олимпиад в Атланте и Сиднее Наталья Сазанович с многоборьем завязала и перешла на прыжки в длину. Травмы ее так замучили, что никак не дают нормально тренироваться и соревноваться. Анжела Атрощенко стала турчанкой. Мы часто видим ее в Минске и Стайках, но отношения к родной национальной команде она не имеет. А вот Алисевич в ней старожил и лидер.

— Татьяна, “ПБ” поздравляет вас с главной пока победой в карьере! Вы-то сами можете припомнить, каким по счету для вас был нынешний Кубок Европы?

— Давайте посчитаем. Беларусь стала участвовать в еврокубковых турнирах по легкой атлетике начиная с 1993 года. Тогда я и дебютировала вместе с командой. С той поры пропустила из-за травмы только одно соревнование — в 2002-м. С другой стороны, в 2000-м выступала за команду в многопрофильном Кубке (бег, прыжки, метания). Мы тогда боролись за возвращение в Суперлигу, и каждое очко было на вес золота. Я стартовала на барьерной стометровке и прибежала шестой, дав три важных балла. Команда выполнила задачу, а я была рада тому, что смогла этому способствовать.

Если все суммировать, получается, что этот Кубок был для меня тринадцатым, но самым счастливым! Да, конечно, для таких звезд, как Каролина Клюфт, Юнис Барбер, Наташа Сазанович, 6173 очка — не результат. Но ведь главное — победа. Сделала все, что могла, для команды, а получилось, что и для себя выиграла приз.

— Что за приз?

— Красивое серебряное блюдо с надписью по-английски “Лучшей многоборке Европы”. Хотела привезти его показать, но оно большое, и я побоялась, что в толпе разобьют.

— Поздравлений, наверное, было море?

— Звонили очень многие, в том числе Света Бурага, с которой мы много лет вместе сражались в кубковой Суперлиге, и Юля Нестеренко, которую теперь знают все без исключения.

— Помню, что Юля два года занималась многоборьем у Виктории Семеновны Божедаровой, но она же с вами не выступала.

— Дело в другом. Нестеренко, как и я, служит в спортивной команде пограничных войск.

— Вот какая у вас солидарность!

— Кстати, очень благодарна пограничникам, что они взяли меня после тяжелой травмы, поверили, что сумею подняться. Служу в спортивной команде комендатуры обеспечения погранвойск Республики Беларусь. Если говорить более конкретно, в моей судьбе принимают участие Михаил Евгеньевич Шаркович и Владимир Евгеньевич Сандрос. А приказ о зачислении подписывал командующий — генерал Павловский. Моя задача — достойно представлять погранвойска на внутренних и международных соревнованиях. Иногда получается.

— Многоборье — такой сложный и просто тяжелый вид легкой атлетики. Неужто нельзя было выбрать попроще?

— Вообще-то я занималась метанием копья. Алексей Константинович Медведев, тренировавший меня в то время, посоветовал: “В копье тебе не пробиться, тут — сестры Шиколенко, а 60 метров тебя не спасут. Ты шустрая, худенькая, позанимайся годик семиборьем, а там видно будет”. Мне тогда всего 23 было. За год занятий набрала 5940 очков. И решила остаться многоборкой. Не знаю, правильно ли я поступила: мне говорили, что у меня отличный хлест! Ныне покойный Мечислав Николаевич Овсяник очень хотел, чтобы я копье метала.

Моим тренером стал Владимир Григорьевич Семенник, работавший со мной с 1992 года в течение семи лет. Потом он уехал в Саудовскую Аравию. Сейчас занимаюсь у Татьяны Федоровны Нарейко и Владимира Николаевича Пологова. Мне нравится, как они работают. Татьяна Федоровна более требовательная — заставляет держать себя в форме. И правильно делает. Как только начинаешь давать себе поблажки, так потом никак не можешь собраться. Тренер должен требовать, иначе не будет результата.

— Выходит, мужчины к вам относятся мягче.

— Владимир Григорьевич говорил: “Таня, если болит, лучше не делай, отдохни”. А с Пологовым как мне нравится работать! Понимаю его с полуслова — объясняет очень просто и доходчиво! Раньше надо было до многих вещей своими мозгами доходить. Владимир Николаевич тонко чувствует движения. Он знает и прыжки, и метания. Когда надо пахать, он говорит: “Надо!” Если видит, что нам тяжело: “Надо девочкам дать отдых”. Он требует с умом, придерживаясь принципа: “Лучше не доработать, чем переработать”. Травмы-то отчего? Оттого, что люди перерабатывают, не успевают восстановиться после нагрузок.

— Вы уже упоминали про серьезную травму.

— Это случилось в 2002 году на чемпионате Беларуси. Первый вид — барьеры — пробежала хорошо — за 13,64. Стали прыгать в высоту — полетел ахилл! Хотя до того он меня не беспокоил, зато болела задняя поверхность бедра. Мне потом врач объяснил, что эта боль была отголоском чрезмерного напряжения связок. Первая реакция — шок! В этой трудной ситуации очень помог Рудских. И морально, и материально — целый год меня на сборы ставил. Чувствовала, что он в меня верит. Если бы не Александр Григорьевич, наверно, в спорт не вернулась бы. И сейчас не победила бы. После разрыва ахиллова сухожилия редко кому удается вернуться! Тут надо сказать восторженные слова об Александре Александровиче Ситнике — он меня оперировал.

Восстановление проходило трудно. Поначалу не верила, что это мне удастся. Осторожничала, только ядро тренировала. Загадала: если за 14 метров толкну, все будет хорошо. Через полгода толкнула на 14,22. 22 — любимое число. День моего рождения — 22 января. Тот же Овсяник говорил: “Раз в январе родилась, значит, еще будешь первой.

— Дату вашего рождения мы теперь знаем, а место?

— Городской поселок Октябрьский Гомельской области. Это место известно, как Рудобельская республика. И фильм такой есть. Как бы там ни было, глушь конкретная. Но я там родилась, собираюсь туда уехать жить после того, как оставлю спорт. Хочу поднять родной район, думаю, у меня получится.

Так получилось, что моя мама осталась с троими детьми. Чтобы ей было легче, ее родная сестра, тетя Аня, взяла меня к себе и воспитывала. Год назад я вернулась с Кубка, который тогда проходил в Голландии, и позвонила ей: “Тетя Аня, мы третьи в Европе!” А через два дня ее не стало. Для меня это самый сильный удар в жизни. Она была хоть и простой, малограмотной женщиной, но очень разумной.

— Спортом когда начали заниматься?

— С семи лет. Подруга привела меня в школьную секцию легкой атлетики, но ее взяли, та как ей было уже 9, а меня — нет. Но все равно настояла на своем. Занимался с нами Виктор Филиппович Гринкевич. Уходила на баскетбол, волейбол, но никогда не отказывалась выступить за школу по легкой атлетике. В 13 лет поехала абитуриенткой в гомельский спортинтернат. Но меня опять не приняли.

— Кто же оказался таким прозорливым?

— Как ни странно, мой любимый тренер Геннадий Михайлович Бондаренко. Чтобы взять меня, нужно было дать гарантию, что я перспективная. В деревню вернулась с копьем, которое дал мне Бондаренко. Метала его рано утром. Тетя Аня будила меня: “Иди, кидай свою палку, только гусей не поубивай”. После того как выиграла первенство области по своему возрасту, меня зачислили. Несколько раз занимала вторые места на первенствах Советского Союза, была в юношеской, потом юниорской сборной СССР. А побеждала россиянка Валерия Иванова. Но уже в молодежном возрасте легко ее обыгрывала.

Это сейчас есть турниры для молодежи до 23 лет. А тогда их не было. Короче, в 20 лет вышла замуж, в 21 — родила дочь.

— Об этом нельзя скороговоркой. Тем более муж Виталий Алисевич, известный молотобоец и тоже мастер-международник.

— Мы познакомились в Могилеве, где я тогда тренировалась у Медведева. Когда он приехал, девчонки говорили: “Чемпион мира!” А мне было все равно: чемпион-не чемпион, не понравился Виталий сначала. Даже хотела познакомить его с подругой. Но через девять месяцев поженились.

— Что же случилось?

— Когда он ко мне первый раз прикоснулся, сразу почувствовала: это мое! И живем столько лет душа в душу. Виталий очень надежный человек: закупает продукты, готовит, стирает, убирает, дачу содержит. Ему не повезло: потерял маму и сестру. За тяжело больной сестрой два года ухаживал, трудно переживал ее смерть. Он вообще очень впечатлительный и добрый. Некоторые бессовестно пользуются его добротой. В большом спорте он себя не реализовал, хотя метал молот за 81 метр. Думаю, ему мешали излишняя чувствительность и несчастья, которые на него обрушились. Сейчас Виталий служит в спортивной команде погранвойск заместителем начальника.

— Настал черед дочери.

— Веронике 15 лет, перешла в девятый класс. Красивая, умная, талантливая. Тренируется у Валерия Сергеевича Докуко, очень хорошего детского тренера. Бегает 100 и 200 метров. Ей больше нравится метать копье. Но за год Вероника вымахала на 14 сантиметров, начался сколиоз. Сейчас надо укрепить спину бегом. Красиво бежит: взяла силу у Виталия, а выносливость — у меня. А у нас еще два члена семьи — пес Джоник и кот Лис, обоих мы подобрали.

— Судя по всему, вы счастливая женщина.

— Так и есть. У меня — любимая семья, двухкомнатная квартира, машина, дача, вот Кубок Европы выиграла. Но из спорта уходить не собираюсь. Мне еще Семенник говорил: “Будешь тренироваться и выступать до 40 лет”. И Рудских то же самое повторял. А Параховский сейчас пророчит и вовсе до 50. Значит, в меня верят. Когда кто-то в тебя верит, это придает силы.

Я недостаточно талантливая, просто всегда много пахала. Когда перешла из копья в многоборье, так упахивалась, что возвращалась домой после тренировок никакая. Муж даже одно время думал, будто ему изменяю. Однако, когда побывал на моих тренировках, все понял. Многоборье — это тяжелый труд. Геннадий Михайлович Бондаренко все повторял мне: “Москва не стразу строилась. Дуб — сильное дерево, красивое, а растет долго”.

— А где сейчас Бондаренко?

— В Гомеле, на пенсии. Много болеет, ему трудно передвигаться — ноги подводят. Он замечательный педагог, воспитал 12 мастеров-международников, в том числе многократную чемпионку Союза Наталью Коленчукову, а звание заслуженного тренера ему не дали. Несправедливо. Всегда ему звоню, не забываю. Когда случается бывать в Гомеле — навещаю. Он ведь для меня, как отец.

— Вернемся к Быдгощу?

— Начала с 13,88 на стометровке с барьерами, это был 4-й результат, потом прыгнула в высоту на метр 66 — это мой самый слабый вид. Толкать ядро закончила с третьим показателем — 14,67. Но вот им я как раз недовольна. Эти новые польские ядра — скользкие, с руки слетают. В заключение первого дня пробежала 200 метров за 24,51 и вышла на третью строку по сумме очков — 3569. Во второй день установила дважды подряд личные достижения в прыжках в длину — 5,95 и 6,10. Это позволило подняться на второе место. Потом было копье. Этот вид у финок, наших конкуренток, один из коронных. Метание копья в Финляндии национальный вид спорта. Потому решила, что их надо “убить” с первой попытки, и метнула на 53,64. Этот результат стал лучшим, вывел меня в лидеры с запасом в 200 очков. И команда наша имела перед бегом на 800 метров приличный отрыв. Так что мы уже победу не отдали. Когда все закончилось и мой результат оказался лучшим, долго не могла в это поверить. Повторяла: “Девочки, это не я, а кто-то другой”.

— Несколько слов о ваших коллегах.

— Таня Жевнова самая опытная, она в команде с 1998 года, это семь турниров. Тренируется у Тамары Дмитриевны Коноплевой. Вера Епимашко, воспитанница Николая Кулинковича, выступала на Кубке третий раз подряд. Марина Малашицкая, самая молодая, дебютантка подобных соревнований. Она тренируется вместе со мной у Пологова и Нарейко.

— Какой из кубковых турниров запомнился больше других, разумеется, кроме последнего?

— Швейцарский, 2000 года. Мы тогда боролись за возвращение в Суперлигу. Наташа Сазанович показала лучший индивидуальный результат, я — третий. И мы решили задачу.

— Что теперь?

— Поеду на родину ставить памятник тете Ане, а оттуда в Стайки — готовиться к чемпионату мира. Не люблю загадывать, чтобы не спугнуть удачу. Это мой первый мировой турнир. Надо использовать шанс.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?