"Вуэльта". Акулы большого велоспорта
Если что-то не получилось, то следует логическая конструкция: а откуда было взяться суперформе с учетом финиша сезона, различных травм, гематом и прочих болячек? Зато уж те, кому нашлось место в первой десятке общего зачета, практически вне себя от счастья. И не только Рош или Тондо, для которых подобный опыт в новинку, но также Фрэнк Шлек, который планировался в чемпионы, а в реальности оказался пятым. Не унывает Хоакин Родригес, хотя разгоревшиеся на старте аппетиты остались неудовлетворенными: “Что поделать, если я всегда проигрываю в гонке на время? Главное, что на финише был усталым насколько, насколько это можно представить. Поэтому я счастлив”.
Если велосипедистам так мало нужно для счастья, то можно представить себе состояние Винченцо Нибали, который завершил год фантастическим аккордом. После третьего места на “Джиро”, где сицилиец по большей части работал не на себя, а на Бассо, он сумел выиграть первый в карьере “Гран тур”. “Это то, о чем я всегда мечтал и чего всегда хотел. Теперь могу наконец сказать, что стал частью элиты велоспорта,” — заявил гонщик, которому всего-то 25.
Нибали провел гонку очень умно, если не сказать цинично. Потому и выиграл. И это удивительно, ведь Винченцо столько раз обвиняли в горячности и неосмотрительности. На сей раз мы не увидели в его исполнении впечатляющих атак. Он не взял ни одного этапа, хотя это уже грозит стать приметой времени. Тем не менее Нибали выступил ровно, продемонстрировав, что умеет в велоспорте действительно все. Итальянец был рядом с горными финишерами, когда те куражились на коротких, но крутых подъемах в первой половине многодневки. Уступал им по месту, но не по времени. А ведь, к примеру, Москера именно там растерял свои шансы. Испанец из Галисии был силен в высоких горах, но Винченцо следовал тенью за ним и Антоном. Еще не факт, что, останься баск в строю, он сумел бы удержать перевес над Нибали после разделки. Гонку на время капитан “Ликвигаса” проехал не столь здорово, как ожидалось, но все равно лучше основных конкурентов.
Единственный день, когда Нибали оказался в серьезном кризисе, случился на финише в Котобельо. Тогда Винченцо сумел минимизировать его последствия. Что-то похожее поначалу наблюдалось в субботу, на пути к Бола дель Мундо. Когда итальянец стал отставать от Москеры, в сердце испанца наверняка затеплилась надежда. Однако королевская вершина лишь констатировала справедливость распределения мест в общем зачете. А Нибали оправдал прозвище Акула. Он и вправду во время восхождения похож на этого морского хищника. Не вставая из седла, без резких движений, не выдавая истинного состояния, он крутит педали и с какой-то неумолимостью смотрит на соперников, чтобы затем их съесть. Если не ускользнуть сразу, если не скрыться из зоны видимости — считай, твоя песенка спета. Вторым темпом Нибали дотерпит, догребет. В такие моменты идущего впереди охватывает что-то вроде паники. В субботу показалось, что итальянец вполне мог накатить на последних метрах Москеру и лишить того победы на этапе. Но это было бы слишком по-акульи. Поступать так итальянец не стал.
В новом веке только двоим удавалось попадать на подиум двух супермногодневок в течение одного сезона — Контадору, который выиграл “Джиро” и “Вуэльту”, а теперь Нибали. Итальянец готов бросить вызов двум лучшим гонщикам минувшего “Тур де Франс”: “О новом сезоне начну думать уже в ноябре. Прогрессирую поэтапно и постоянно. Я амбициозен, и знаю, что способен на многое. Хочу выиграть по-крупному и готов сражаться с кем угодно. Не знаю, смогу ли победить Контадора и Анди Шлека, однако я определенно попытаюсь!”
Завершилась же “Вуэльта” примерно так, как и начиналась. На финише “этапа дружбы” в Мадриде Кавендиш опять проиграл. На сей раз Фаррару. На втором этапе, напомним, непобедимого британца оставил позади наш Евгений Гутарович, для которого тот успех остался непревзойденным пока пиком. Что до Кавендиша, то он, невзирая на упущенную четвертую победу, чувствовал себя триумфатором. Прежде всего потому, что в кои-то веки оставил за собой очковую майку — этого ему не удавалось на прежних многодневках, несмотря на множество триумфов. И, как обычно с улыбкой, британец объяснял, почему финишировал только вторым: “Разве вы не видели?! Последние четыре километра проехал со спущенным задним колесом. Кто-то, наверное, задел меня — только услышал: “пинг!” Тут уже было не до мыслей о победе. Просто держал свою позицию. Финишировал, будто в гору. Важно было приехать в первой четверке, чтобы удержать майку. Для меня это являлось вопросом жизни и смерти”.
ВУЭЛЬТА
20-й ЭТАП. 18 СЕНТЯБРЯ. САН-МАРТИН-ВАЛЬДЕИГЛЕСИАС — БОЛА-ДЕЛЬ-МУНДО. 172,1 км. 1.Э.Москера (Испания, Хакобео Галисия) — 4:45.28. 2.В.Нибали (Италия, Ликвигас) — +0.01. 3.Х.Родригес (Испания, Катюша) — +0.23. 4.Ф.Шлек (Люксембург, Саксо Банк) — +0.35. 5.Х.Тондо (Испания, Сервело) — +0.39. 6.Н.Рош (Ирландия, Ажедер) — +0.42. 7.М.Ньеве (Испания, Эускальтель) — +0.50. 8.П.Велиц (Словакия, Коламбия) — +0.52… 11.К.Састре (Испания, Сервело) — +1.27… 24.Д.Монкутье (Франция, Кофидис) — +2.55… 59.К.СИВЦОВ (Беларусь, Коламбия) — +10.28… 139.Е.ГУТАРОВИЧ (Беларусь, Де Же) — +30.00…
21-й ЭТАП. 19 СЕНТЯБРЯ. САН-СЕБАСТЬЯН-ДЕ-ЛОС-РЕЙЕС — МАДРИД. 85 км. 1.Т.Фаррар (США, Гармин) — 2:02.24. 2.М.Кавендиш (Великобритания, Коламбия), 3.А.Дэвис (Австралия, Астана), 4.В.Вейландт (Бельгия, Квикстеп), 5.М.Госс (Австралия, Коламбия), 6.Г.Боле (Словения, Лямпре)… 14.Е.ГУТАРОВИЧ — у всех время победителя… 99.К.СИВЦОВ — +0.38.
ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТ. 1.В.Нибали — 87:18.31. 2.Э.Москера — +0.43. 3.П.Велиц (Словакия, Коламбия) — +3.04. 4.Х.Родригес — +4.22. 5.Ф.Шлек — +4.45. 6.Х.Тондо — +4.54. 7.Н.Рош — +5.05. 8.К.Састре — +6.08. 9.Т.Даниэлсон (США, Гармин) — +6.18. 10.Л.Л.Санчес (Испания, Касс д»Эпарн) — +7.44… 38.К.СИВЦОВ — +1:07.00… 135.Е.ГУТАРОВИЧ — +3:42.53.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОЧКАМ. 1.М.Кавендиш — 156. 2.Т.Фаррар — 149. 3.В.Нибали — 120. 4.Х.Родригес — 110. 5.Ф.Жильбер (Бельгия, Омега Фарма) — 104… 14.Е.ГУТАРОВИЧ — 53.
ГОРНЫЙ ЗАЧЕТ. 1.Д.Монкутье — 51. 2.Серафим Мартинес (Испания, Хакобео Галисия) — 43. 3.Э.Москера — 36. 4.Х.Родригес — 29. 5.В.Нибали — 26.
КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. 1.Катюша — 261:48.04. 2.Касс д»Эпарн — +0.33. 3.Хакобео Галисия — +12.33. 4.Сервело — +17.50. 5.Ажедер — +35.42. 6.Ликвигас — +57.05. 7.Омега Фарма — +1:08.04. 8.Эускальтель — +1:12.06. 9.Де Же — +1:13.13… 11.Коламбия — +1:18.18.
На завершившейся в воскресенье “Вуэльте” было все, чем ценен настоящий “Гран тур”: горные баталии, драмы, скандалы, открытия и разочарования. В некоторых аспектах многодневка даже превзошла своих более именитых братьев — “Джиро” и “Тур”. Тем не менее удивительно, что, несмотря на открытую борьбу, чемпион Винченцо Нибали исповедовал сугубо оборонительный стиль езды, так и не выиграв ни одного этапа. Возможно поэтому “Вуэльта”-2010 будет прежде всего ассоциироваться с другими, чуть менее удачливыми героями.
Эсекель МОСКЕРА
Испанский гонщик провел гонку жизни. Он был готов и на победу, но, как бы это парадоксально ни звучало, 35-летнему гонщику банально не хватило опыта. Однако своими, пусть не очень своевременными, горными атаками Москера запомнится надолго.
История восхождения его к славе уникальна. Основным занятием Эсекеля являлась работа плотника. Когда ему было 24, испанец подписал контракт с любительской португальской командой. Прошло пять лет, и Москера попал в малоизвестную профессиональную конюшню. Несмотря на зрелые лета, он продолжал прогрессировать. В 2007 году (в 32 года) он впервые стартовал на “Вуэльте”. И с тех пор каждый год был в шаге от подиума испанской многодневки. И вот впервые Москера достиг желанной цели. Блистать на других гонках Эсекелю не дает статус команды. Но в свои 35 он совсем не пресытился велоспортом. И уже в следующем году мечтает покорить и другие “Гран туры”.
Петер ВЕЛИЦ
Третье место словака — главная сенсация гонки. Прежде ни раздельщиком, ни многодневщиком считать его не приходилось. Но блестящая победа в разделке, цепкость в горах позволили Велицу завоевать третье место. Хотя накануне старта вряд ли какой-нибудь эксперт ожидал увидеть Петера даже в десятке. Правда, сможет ли словак когда-нибудь повторить успех — неизвестно. Было немало гонщиков, которые после неожиданного успеха в супермногодневке терялись в массовке и не могли подойти к былой форме.
ЭУСКАЛЬТЕЛЬ
Баскская команда всегда по-хорошему удивляла. Ведь ее состав укомплектован не просто одними испанцами, а именно басками. Коих в мире не так уж и много — менее миллиона. И из этого числа нужно насобирать три десятка гонщиков высочайшего уровня, которые смогут побеждать на самых престижных гонках. Вот и на “Вуэльте” команда поразила, несмотря на отсутствие лидера Самуэля Санчеса. Новый капитан Игор Антон выиграл два этапа, уверенно владел красной майкой. Многие специалисты уже готовы были его короновать. Но нелепое падение на 14-м этапе перечеркнуло все планы. Вместе с Игором команда потеряла и Эгоя Мартинеса.
По жанру такая жестокая неудача должна была деморализовать, уничтожить команду. Однако баски не сдались и неожиданно открыли миру еще одного классного горовосходителя — Микеля Ниеве. Тот к триумфу на этапе добавил приличное 12-е место в общем зачете.
На заключительном горном этапе “Вуэльты” Эсекель МОСКЕРА делал все возможное, чтобы сбросить с колеса Винченцо Нибали и выиграть у него необходимые для победы 50 секунд. В конечном счете итальянец продемонстрировал чудеса воли и удержал красную майку. Однако это нисколько не умаляет заслуг испанца, для которого завершившаяся многодневка стала знаковой. И в то же время оставила ощущение, что столь прекрасной возможности вписать свое имя в историю золотыми буквами, вероятно, больше не будет.
Перед стартом велогонки организаторы не скрывали, что ее маршрут идеальным образом располагает к долгожданному для всей Испании призовому месту Москеры. Равно как на пользу гонщику было отсутствие по разным причинам двух предыдущих победителей “Вуэльты” — Альберто Контадора и Алехандро Валверде. Когда же обнаружилось, что претензии на генеральную классификацию Фрэнка Шлека и Дениса Меньшова расходятся с их готовностью, о грандиозных перспективах 35-летнего горняка заговорили во весь голос. А уж после схода Игора Антона на лидера “Хакобео Галисии” и вовсе легла непривычная ответственность.
Среди козырей возрастных спортсменов, вне зависимости от вида, всегда отмечается опыт. Казалось бы, Эсекель должен иметь преимущество над более молодым итальянцем. Тем не менее Москера отнюдь не излучал хладнокровия. Более того, накануне 20-го этапа испанец признался, что не мог заснуть ночью под влиянием огромного волнения!
Несмотря на то, что в течение трех последних лет он неизменно финишировал в первой пятерке общего зачета. Впрочем, и второму месту — первому призовому в карьере — ветеран несказанно рад: “Доволен своим выступлением. Возможно, немного и сожалею, что кое-где потерял драгоценные секунды. Но в целом сделал все, что мог. Я выиграл престижный горный этап, а Нибали был просто сильнее”.
Многие почитатели Москеры вторили спортивному директору команды Альваро Пиньо и упрекали гонщика в заниженных амбициях. Дескать, Москера и так перевыполнил задачу, поэтому на большее у него не хватает рвения. Но не стоит забывать, с каким запалом Эсекель атаковал на подъеме Бола дель Мундо. И нужно понимать, как тяжело далась ему победа на этапе. Она стала первой на трехнедельных гонках за долгую карьеру.
Уникальность успеха Москеры еще и в том, что он представлял на многодневке “Хакобео Галисию”, которая имеет статус континентальной команды. В новом столетии в рамках “Гран туров” на подиум общего зачета поднимались исключительно гонщики из коллективов с лицензией “Про-тура”.
Следующий сезон один из героев “Вуэльты”-2010, по всей видимости, проведет в другом коллективе. Пока его нынешняя команда ищет спонсора, Москеру приглашают в “Вакансолейл”, заманивая капитанскими полномочиями на родной велогонке и именитыми грегари. Тот обещает подумать. А пока желает “Хакобео Галисии” выжить, благодарит руководство и партнеров за многолетнее доверие. Он сделал все, что мог. Он — первый среди испанцев. Он проиграл, но все равно герой.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь