СВОЙ ВЗГЛЯД. И пораженье от победы...
Соотношение категорий “игра” и “результат” — из философских глубин футбола. И общетренерское (разумеется, при наличии внутри цеха исключений, однако это скорее белые вороны) восприятие здесь может сильно разниться с мироощущением остальных, наблюдающих действо с трибуны и у телевизора. Хотя болельщицкая среда неоднородна, и мнения максималистов и эстетов (те и другие есть и среди специалистов) как крайних лагерей в широком спектре проявлений расходятся в бесконечной противоположности.
Журналисты, при разности характеров и стилей, в своем большинстве скорее болельщики, чем специалисты, сколь бы ни хотелось выглядеть вторыми. Степень компетентности пишущего есть уважение к читателю и к себе, а еще запас прочности, но именно эмоция, отзвук личного сопереживания делают репортаж человеческим и созвучным духу трибун.
“Мне не в чем упрекнуть ребят”, — объявил главный тренер на пресс-конференции после матча с Шотландией, предложив в предстоящем “полоскании” команды не затрагивать игроков — только его самого. Посыл был связан с несправедливой, по мнению наставника, суровостью оценок, данных прессой по предыдущей встрече со словенцами. Аргументом тренера явился подсчет ударов и моментов в его арифметике, но имелась и другая не менее значимая правда в оценке происходящего — общая картина игры.
Используй Булыга (как там у Высоцкого: “Эй, ты, недострелённый, давай-ка на укол!”) последний в матче, главный свой шанс — и за обретенными не по игре очками сокрылись бы многие издержки, от которых стоило избавляться. Нет слов, победы окрыляют, однако поражения учат большему по причине неизбежной обостренности восприятия, если только из них делать выводы, и мой тост — за продуктивность неудач. Падать и подниматься — только таким представляется истинное движение вперед.
Боюсь, без словенской оплеухи мы не увидели бы настоящего, рвущего и мечущего Глеба, и с блеском отстоявшего продолжателя яшинской манеры Жевнова, у которого два первых блина вышли комом, и Глеба-младшего, в три минуты выставившего клоуном левого защитника, который до его выхода на поле без серьезного напряжения выглядел вроде и ничего. Неудача стала продуктивной и для самого Байдачного, в очередной раз блеснувшего умением выстраивать среднюю линию — в данном случае перекраивать, придавая новым лекалам совсем другие акценты и краски.
Что же до резкости главного тренера в отношении написанного — в журналистском ремесле лучше делать свои ошибки, чем повторять чужие. И принцип “Don’t kiss, don’t touch” (не целовать, не трогать), как называют в Штатах простейшие, без изысков интимные услуги, в газетном деле уместен лишь в первой части.
При этом характерно, что украинский кумир Валерий Лобановский в конце концов обратил тамошнюю пишущую братию в свою веру (слушая в Минске Малофеева, те, воспитанные на совсем других постулатах, помню, переглядывались в недоумении), но сколько же он от них раньше натерпелся… Возможно, пройдет время, и белорусские журналисты начнут видеть игру глазами Байдачного, однако, при всей емкости оценок и сочности тренерского языка, я все же предпочел бы разноголосицу.
А игра удалась. Шотландцы, команда без ярких личностей, но с добротной британской выучкой, унесли ноги с превеликим трудом. С нашей стороны на поле присутствовали командный дух, самоотверженность и главная составляющая футбольного действа — Игра. У нас хорошая, растущая молодая команда — осознание этого пришло на фоне многочисленных травм и словенской встряски. К слову, оба соперника, обогащенные опытом участия в финальной части чемпионатов Европы и мира, увозили из Минска по очку, будучи вполне удовлетворенными результатом. Считаться с нами заставляет уже не просто стратегия турнирной борьбы.
В полностью перестроенной средней линии Глеб занял позицию второго опорного полузащитника, словно в наказание за добровольный “простой” в первом матче получив двойную нагрузку — в обороне и организации атак. На этот раз он справился с обязанностями превосходно, уверенно развивая атаки и раз за разом находя в штрафной изготовившегося к удару партнера удобной низовой продольной передачей. Если бы не шотландский вратарь, порой отражавший невероятные мячи, все сложилось бы для нас по-другому.
И напоследок теплые слова вдогонку праздничным шотландским болельщикам, этим Стивам и Скоттам в юбках и шляпах с пером, которые одним своим появлением заставили минчан улыбнуться. “О, закрой свои бледные ноги”, — самое короткое стихотворение Валерия Брюсова здесь било в точку: выходившая из армейских ботинок икроножная часть не была тронута ни ветерком, ни загаром. Общение подтвердило: дома они свои килты не носят, а используют исключительно для выездного “парада”. Ближе к полуночи наблюдал забавную картинку: два парня в юбках шли по Кирова в дружескую обнимку с полными белорусскими девушками, тоже болельщицами, туго затянутыми в брюки.
Приезжайте еще!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь