Спорт нынче в цене. Губит людей не пиво
А для роли этой, как ни странно, отнюдь не предусматривается сценарий, согласно которому с финальным свистком на одном стадионе сразу же производишь марш-бросок на другой. Нельзя объять необъятное — с этой истиной смирился очень давно. Причем под необъятным понимаю не обилие спортивных зрелищ одной отдельно взятой осени, а неиссякаемое многообразие всей жизни.
Для кого-то, наверное, несколько неожиданно прозвучит такое мое признание. Даже на финише футбольного сезона-1982, который так люблю вспоминать по поводу и без, далеко не все матчи золотой малофеевской команды мне довелось посмотреть живьем на стадионе. Причина была простой и при этом божественно прекрасной. Девушка по имени Ирина. Именно тогда, в расцвете безмятежной молодости, первая неюношеская любовь открыла для меня длинный список того, что может оказаться важнее захватывающего состязания. Сегодня в этом перечне не один десяток пунктов. Один из них уже завтра, к огромному моему сожалению, навряд ли позволит быть на гандболе во Дворце спорта.
Вывод в общем-то очевиден. Чтобы трибуны спортивной арены заполнялись под завязку, потенциальное число зрителей должно на порядок превосходить вместимость этих самых трибун. Тогда, в 82-м, так и было. Результатами матчей интересовались очень далекие от футбола люди. Помню, как растолковывал турнирные хитросплетения перед двумя последними турами чемпионата водителю такси. А еще — как несся к телевизору с очередного свидания, чтобы успеть хотя бы на последние минуты трансляции матча “Динамо” и “Кайрата”. Когда понял, что домой не успеваю, десантировался из троллейбуса рядом с универмагом “Беларусь”. Отдел, торговавший телевизорами, располагался тогда на первом этаже. Все подступы к нему были забиты болельщиками, на этот раз очень разочарованными. Время игры неумолимо таяло, а счет был 2:2. Думаю, что никогда не видевшие подобной картины все равно с легкостью представят, как задрожали стены многоэтажного здания, когда Юра Курненин забил свой третий в тот вечер гол. Ничуть не сомневаюсь, что абсолютно то же самое происходило в этот миг и в ГУМе, и в ЦУМе… Так стоит ли удивляться, что попасть на главный стадион страны в ту осень было не так-то и просто?
Впрочем, все сказанное можно считать лишь излишней лирикой. Ведь совершенно ясно, что предпосылок для подобного болельщицкого бума в современной Беларуси нет. Для его повторения представители игровых видов спорта должны замахнуться на что-то поистине грандиозное.
Но это совсем не означает, что я не разделяю разочарования собрата по рубрике, которое тот испытал при виде полупустых трибун на дебютном матче гандбольного “Динамо” в Лиге чемпионов. Более того, нисколько не сомневаюсь, что продать пару-тройку тысяч билетов в столичный Дворец спорта было вполне реально. Причем, как мне кажется, сделать это можно было даже в один день и в одном месте.
Согласитесь, что в денежные лотереи играют в основном те, кто сам того желает. Вот только за купонами “Вашего лото” охотники за удачей специально никуда не ходят. Квитки, сулящие новые квартиры и автомобили, находят игроков сами. В сберкассах, в подземных переходах, в супермаркетах. А теперь представьте, что билеты на тот гандбол продавались бы в многочисленных вестибюлях “Минск-Арены” на хоккейном матче “Динамо” и “Нефтехимика”. И сопроводить бы это остроумными печатными листовками, повторяющейся рекламой с просьбой поддержать свою же динамовскую команду. Благо все технические средства — от прекрасной акустики до огромных плазменных экранов — под рукой. Неужели из пятнадцати тысяч зрителей, пришедших на хоккей, не нашлось бы нескольких сотен, которые очередям за пивом предпочли бы очереди за квитками на ручной мяч?
Кстати, о пиве, которым на “Минск-Арене” торгуют со дня ее открытия. И что? Разве это хоть сколько-нибудь повлияло на тамошний порядок? Разве на трибунах появились прожженные выпивохи? Напомню, что такое послабление нашему болельщику перепало от щедрот чемпионата мира 2014 года. Приблизились, так сказать, к европейским стандартам. Только что мешает сделать так же и в других ледовых дворцах, а заодно и на футбольных стадионах? Ведь комфорт, который создается для посетителей спортивных арен, тоже существенно влияет на посещаемость. И как здесь в очередной раз не заговорить с горечью о стадионе “Динамо”, которому опять встречать гостей вплоть до зимних холодов и снегопадов.
В недавней “теме на двоих” упоминалось, что из-за низкой пропускной способности стадионных входов и дотошности приставленной к ним милиции являться на футбол в дни международных матчей приходится за час-полтора до игры. Но что там прикажете делать дождливым, а то и морозным вечером? Концерт белорусских поп-див доступен только зрителям западной трибуны. Скудным ассортиментом по части воды и бутербродов торгуют единичные точки. Ни малейшего намека на буфеты и кафе, укрытые от осадков. В перерыве лигочемпионского матча БАТЭ против “Реала” наблюдал, как добрые девушки-продавщицы разливали болельщикам из термосов простой кипяток — все, чем были на то время богаты. А вокруг — контейнеры вещевого рынка да металлическая решетка по периметру как напоминание о нашей с вами неблагонадежности. И удивительно ли, что многим такой футбол не нужен? Ну, или нужен, но только по телевизору.
Честное слово, прав был персонаж одной из гайдаевских кинокомедий: губит людей не пиво. Впрочем, наверное, и не вода…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь