ПОРТРЕТ. Пересеченье траекторий
Миссия в спорте
В сентябре 2003-го Международный олимпийский комитет присудил Людмиле Турищевой награду “Женщины в спорте”. Ее вручил на прошедшем в Будапеште чемпионате мира по художественной гимнастике президент ФИЖ Бруно Гранди. Пресс-релиз, распространенный средствами массовой информации, настолько исчерпывающий, что нет нужды в публикации досье “ПБ”. В нем говорится: “Людмила Турищева, абсолютная чемпионка XX Олимпийских игр, удостоена этой награды за выдающиеся заслуги в спорте. Родилась в Грозном в 1952 году. Олимпийской чемпионкой в команде в составе сборной СССР стала в 16 — в Мехико-68, в третий раз добилась этого успеха в Монреале-76… В Мюнхене-72 покорила весь мир, выиграв олимпийское золото в многоборье и командных соревнованиях, серебро в вольных упражнениях и бронзу в опорном прыжке. В 1970-м и 1974-м была абсолютной чемпионкой мира, в 1971-м и 1973-м — абсолютной чемпионкой Европы. Оставив большой спорт, Людмила сосредоточила свое внимание на развитии гимнастики, став одной из активисток ФИЖ, организации, почетным членом которой она является. Возглавляла Украинскую федерацию гимнастики. В настоящий период проживает в Киеве вместе с мужем, Валерием Борзовым, победителем Олимпиады-72 в беге на 100 и 200 метров”.
Чтобы поздравить обладательницу почетного трофея, мы набрали номер телефона украинского “Динамо” — вот уже более полутора десятков лет Турищева является главным тренером штатной команды МВД по гимнастике. Между прочим, имеет звание полковника, владеет именным оружием — пистолет в инкрустированном футляре ей подарили во время недавних юбилейных торжеств. Вопреки ожиданиям на другом конце провода раздался спокойный, мягкий голос — ни тебе командного тона, ни воинствующих ноток. Людмила Ивановна относится к тому типу женщин, которые не склонны преувеличивать возможности слабого пола. Хотя сама участвует в дамском спортивном движении, исправно посещает международные семинары и помнит наизусть статистические данные. Несмотря на то, что число женщин — членов МОКа увеличилось до тринадцати, а в Национальных олимпийских комитетах десять и более процентов руководства составляют чиновники в юбках, самые ответственные и трудные посты, по ее мнению, все же надо доверять мужчинам.
У Турищевой с ее броской внешностью нет отбоя в предложениях представительствовать в различных организациях. Залог отличной формы — каждодневный труд: “Гимнастика приучила меня к самодисциплине. Конечно, сейчас режим не такой строгий. Но для поддержания тонуса до сих пор делаю утреннюю зарядку и принимаю прохладный душ. Вдобавок стараюсь ограничивать себя в питании. Если накануне побывала в гостях и позволила себе кусочек торта, то на следующий день — только овощи”. Когда-то у одного светила отечественной физики поинтересовались: “Нужны ли женщины в науке?” Его ответ был таков: “Нужны. На них глаз отдыхает”. То же самое можно сказать о дамской миссии в спорте. Коль скоро в силу природных данных женщины не участвуют в споре о пределах человеческих возможностей, им предназначено другое. На взгляд примы помоста, спортсменки органично смотрятся в фигурном катании, прыжках на батуте, художественной гимнастике — видах, которые связаны с музыкой, пластикой, хореографией. О том времени, когда сама была эталоном женственности, она предпочитает много не распространяться. А ведь это об артистизме Турищевой с ностальгией вспоминали болельщики в период засилья гуттаперчевых малышек. Причем ценили зрители не только одухотворенность композиций, но и новые связки, и рискованные элементы, и необычную ритмику движений. Не раз Турищевой снижали оценку за перенасыщенность сложными элементами. Вместе со своим тренером Владиславом Растороцким она предвосхитила новую эпоху. Когда гимнастика резко омолодилась, сложность возвели в абсолют. Вольные упражнения и опорный были немыслимы без акробатических трюков, которые легче даются низкорослым, угловатым подросткам. Но с их появлением исчезла красота. И вряд ли кому-либо из девочек-марионеток могло быть адресовано такое признание: “Глядя на экран, люди забывали обо всем. Не помнили, какой на дворе год, в какой стране живут, в какого верят бога. Этого просто не существовало. Во вселенной оставалась только она, только ее великое искусство!” К счастью, ФИЖ ввела возрастной ценз, и теперь на чемпионатах мира можно встретить разнокалиберных спортсменок. Украинки Ирина Яроцкая и Алена Кваша не на голову ниже своей знаменитой соотечественницы. И, что особенно отрадно, правит бал Светлана Хоркина — топ-модель с утонченными, лирическими чертами.
У нынешней королевы гимнастики с героиней семидесятых много общего. Последнюю журналисты тоже когда-то причисляли к “монаршим особам”. По величавой поступи, гордой осанке ее узнавали за версту. За звездами минувшего столетия прочно закрепились определения — легендарная Ольга Корбут, трагичная Надя Комэнечи, царственная Людмила Турищева. Было любопытно узнать, что думает Людмила Ивановна о своей преемнице. “Я не то чтобы преклоняюсь перед Светланой, но считаю ее большим талантом. Желание всегда быть первой достойно уважения”. Да, Хоркина кружилась в водовороте светской жизни, много распылялась, но вовремя остановилась и поняла, что спорт требует стопроцентной отдачи. Мы не удержались и спросили: смогла бы Турищева, будь такая возможность, пройти фотосессию в “Плейбое”? Ведь по части очаровательных округлостей гимнастки прошлого превосходили нынешних. “Не хотела бы оказаться на ее месте — мне удобно на своем. Оголяться перед всем миром нравится далеко не каждому. Лет десять тому назад, возможно, Светлану и осуждала бы. Но у меня дочь одного с ней возраста, поэтому теперешнюю молодежь стремлюсь понять, прежде чем порицать. А вообще, у каждого времени свои герои”. Собственно, другого ответа мы и не ждали. Настольная книга Турищевой — “Как закалялась сталь” Николая Островского. О каком “Плейбое” речь, если представление о топлесс увязывалось лишь с обнаженным торсом Павки Корчагина, в начале классовой борьбы работавшего кочегаром?! Но вот характером, целеустремленностью, волей к победе обе королевы схожи. И обеим гимнастические снаряды устроили суровые испытания. Уже стала притчей во языцех история о том, как на Олимпиаде в Сиднее Хоркина неудачно выполнила опорный из-за неверно установленной высоты прыжкового коня. Люди постарше помнят, как у них обрывалось сердце при просмотре трансляции из Лондона с Кубка мира-75: соскок Турищевой с брусьев — и здоровенные жерди падают. Случись это крушение на секунду раньше, последствия могли быть необратимыми. Наверное, надо в самом деле очень любить спорт, чтобы остаться в нем после такого потрясения и спустя десятилетия не изменять своему делу.
На крыльях любви
В восьмидесятых известный бард Александр Дольский пел о птицах, с удивлением открывших, что они друг другу не под стать: “Так мощен наших крыл разлет, что сблизиться нам не дает”. Существует стойкое убеждение, что звездам равной величины тесно и неуютно под одной крышей. Но эту истину опровергает союз, которому уже четверть века — Людмилы Турищевой и Валерия Борзова. В их семье никто никому не мешает в творческих начинаниях. Каждый сам по себе личность. А если и случаются неурядицы — без них не бывает, — всегда можно поделиться, высказать свою точку зрения и избежать крупных ссор. Впрочем, кому-то так или иначе приходится жертвовать во имя другого. “Неспроста говорят, что женщина выходит замуж, то есть за мужа. Прячется за спину надежного мужчины. Поэтому у меня такое кредо: супруг должен быть хозяином, а жена — уметь идти на уступки и подавлять свои амбиции”, — говорит Людмила Ивановна. Мы поинтересовались, не стоял ли на повестке дня вопрос о смене девичьей фамилии. В этом плане супруг деспотом не был, мужское тщеславие отступило перед перспективой переделывать множество документов. Да и судьба распорядилась так, что в последующие годы многие знали Турищеву только как жену Борзова.
Молодые люди познакомились в ту пору, когда оба принадлежали к советской спортивной элите. Валерий был старше на три года. Постоянно встречались на тогдашних комсомольских тусовках — форумах и съездах. Серьезные отношения у них завязались во время Олимпиады-76 в Монреале. К тому времени трехкратная олимпийская чемпионка решила для себя, что Игры в Канаде станут последними в ее карьере. Да и пик славы украинского спринтера был позади — в Монреале Валерий Борзов выиграл две бронзы: на стометровке и в эстафете 4×100 метров. Поэтому ничего удивительного, что личная жизнь для обоих наконец-то вышла на первый план. Началось все с классического похода в кино в Олимпийской деревне. Затем встречи сменились телефонными звонками. А уже в конце 77-го в Ростове-на-Дону, ставшем второй родиной невесты, сыграли свадьбу. В этом городе до сих пор живут родные Турищевой, и ростовчане почитают спортсменку наравне с другими известными земляками вроде Шолохова и Солженицына. Последние 25 лет звездная пара обитает в Киеве. Конечно, им поступало немало деловых предложений из-за рубежа, но уехать за границу даже не было и в мыслях — не так воспитаны.
“Девизом многих спортсменов стали слова из песни “Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз”. Жизнь приучила менять города и не засиживаться на одном месте, поэтому мне было не привыкать”, — так отнеслась уроженка РСФСР к своей новой прописке. Понимать украинский язык она научилась, правда, владеет им не настолько хорошо, чтобы редактировать тексты выступлений мужа. С 1990-го по 1997-й Валерий Борзов возглавлял украинский Госкомспорт. На должности президента НОКа ему приходилось, что называется, прорубать окно в Европу: спорт стал одной из немногих сфер деятельности, благодаря которой мир узнал блакитно-жовты стяг. В неофициальном командном зачете Олимпийских игр-96 спортсмены Украины заняли высокое восьмое место. Сейчас бывший спринтер — депутат Верховной Рады. Людмила Ивановна высокого мнения о раскрывшихся на новом поприще способностях мужа — хороший организатор, интеллектуал, досконально знает законы. Смеем предположить, в своих речах с трибуны, защищающих интересы молодежи, спорта и туризма, Валерий Филиппович лаконичен. Ибо излишняя болтливость — это недостаток, которого в мужчинах, по мнению Турищевой, быть не должно. Немногословность, как и трудолюбие, доброта, чувство долга, стали теми качествами, которые сблизили супругов. Единственное, в чем они расходятся, — это темперамент. Уравновешенному и педантичному главе семьи противостоит его взрывная и вспыльчивая вторая половина. Если муж после долгой разлуки, вместо того чтобы бросаться на шею родне, приучен распаковывать чемодан — на это следует просто закрыть глаза. Не стоит также ссориться из-за ключей, оказавшихся не на месте, или привычки подолгу засиживаться в гостях. Любая непоседа в конце концов может смириться с таким монотонным времяпрепровождением, как рыбалка. Борзов любит часами бывать на природе, сделал заядлым рыболовом собственную дочь.
Мы намеренно не спрашивали о конфликте за пределами дома. Несколько лет на Украине длилось противостояние двух гимнастических федераций — той, которой руководила приезжая чемпионка, и новообразования украинских “художниц” под предводительством Дерюгиных. Как бы там ни было, возглавлявшая УФГ Людмила Турищева для своей страны сделала немало полезного. А после Олимпиады в Австралии ради грядущего примирения не стала даже баллотироваться на пост президента федерации, и бразды правления перешли к Игорю Коробчинскому.
Кстати, семью Людмила Ивановна всегда ценила превыше работы. С появлением дочери Татьяны карьера для нее отступила на задний план: “Я не могла представить, что буду надолго уезжать на сборы, оставляя домашних. Вообще после рождения Тани сильно изменилась. Поняла, что не смогу стать жесткой и требовательной наставницей для маленьких девочек. А без этого в нашем виде спорта нельзя”. В раннем детстве наследница славы Турищевой и Борзова занималась художественной гимнастикой, потом пошла по папиным стопам, остановив свой выбор на легкой атлетике. Причем встала на беговую дорожку довольно рано, в 9 лет, подавала большие надежды. Побывав за компанию с родителями на Олимпиаде в Атланте, начала тренироваться с удвоенной энергией, выполнила нормативы кандидата в мастера спорта на отцовских дистанциях. Но когда менее техничные бегуньи за счет стимуляторов стали ее обыгрывать, решила повесить кроссовки на гвоздь. Теперь получает второе образование: отучившись в институте физкультуры на отделении спортивного менеджмента, решила стать модельером…
“Мы встретились в таком просторе, в таком безмолвии небес, что было чудом из чудес пересеченье траекторий” — пожалуй, на первых аккордах гитары в этой песне можно поставить точку.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь