Лига Европы. "Шериф" — БАТЭ. С места события. На тренировку за границу. В гостях у “Зимбру”
Все хоккей!
Самолет с борисовской делегацией на борту оторвался от взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта “Минск” и взял курс на Кишинев в 11.40. Путешествовали с ветерком и комфортом — на “Боинге-737”. Выездной состав почти полностью дублировал список на чемпионатную игру с “Днепром”. С той лишь разницей, что бразильца Алонсо сменил Шитов, пропускавший встречу национального первенства из-за дисквалификации.
Время до отправки коротали кто как. Тренерский штаб БАТЭ, подтверждая репутацию истинных кофеманов, потягивал из чашек бодрящий напиток. Футболисты листали периодику, слушали музыку через наушники.
“Бывший Советский Союз — это, как выяснилось, так интересно! — радовался очередной серии знакомства с неизведанным тренер “желто-синих” по физподготовке Хосе Пастор Верчили. — Я специально перед отъездом открыл интернет и поразился. Оказывается, между Тирасполем и Кишиневом — граница и блокпосты! Вот это да! Даже не знаю, где еще подобное есть. Вот это опыт. Прочитал, что в Приднестровье живут в основном русскоговорящие. Смогу попрактиковаться в языке. А то пока он мне все-таки тяжеловато дается. Надо больше стараться”. Энтузиазму испанца можно только позавидовать.
“Мне про Приднестровье рассказывал Майкон, — поведал бразилец Ренан Брессан. — Он туда однажды ездил на просмотр. Так пока от Кишинева до Тирасполя добрались, сто раз остановили. Хотя пути — как от Минска до Борисова”. Бразилец стал уже совсем нашим. Однажды он даже сходил на хоккей. “Интересно было посмотреть на что-то новенькое. И на “Минск-Арену”, и на саму игру. Жаль, что с матчем не повезло. Попали как раз на встречу с “Нефтехимиком”, в которой “бело-голубые” уступили 1:6. Хотя они, насколько я знаю, сейчас в основном выигрывают. В принципе нам с женой понравилось. Только непонятно, почему в хоккее столько пауз с громкой музыкой. По-моему, без них можно обойтись. Нужно жить игрой!” — поделился впечатлениями Брессан.
Вообще многие футболисты БАТЭ за событиями в КХЛ следят и поединки на “Минск-Арене” посещают. Например, с утра “желто-синие” активно обсуждали травму Андрея Мезина.
Заезд на базу
Полет прошел незаметно. Длился он час с четвертью. Приземление на много раз штопанное покрытие кишиневского аэропорта получилось жестковатым, но уверенным.
Пограничный контроль прошли споро. Интерес к белорусской команде обнаружился даже у барышень в будках, проверявших у футболистов паспорта. У спортивной составляющей делегации они просили оставить автограф на специально подготовленном листе бумаги.
На выходе из зала прилетов футболистам и тренерскому штабу БАТЭ вообще аплодировали. Правда, не местные, а родные, борисовские. Оказалось, фанаты “желто-синих” не только добрались до Молдовы раньше команды, но даже успели подъехать в аэропорт к ее прибытию, чтобы лично засвидетельствовать почтение.
Не обошли команду вниманием и журналисты. БАТЭ встречало сразу несколько телекамер. В их окружение уже возле автобуса попал Брессан.
Местом своей молдавской дислокации борисовский клуб выбрал Кишинев: в Тирасполе гостиничная структура развита крайне слабо. В молдавской столице БАТЭ остановился в трехзвездочном отеле “Зимбру”, принадлежащем одноименному футбольному клубу и входящем в один большой футбольный комплекс. Здесь есть и десятитысячный стадион, на котором кишиневские “зубры” проводят матчи, и тренировочные поля, и даже музей команды, расположенный недалеко от входа. С виду он сильно напоминает домик первого съезда РСДРП в Минске.
Расположена база крайне удобно для тех, кто прибывает со стороны аэропорта. Ехать от главной воздушной гавани Молдовы до комплекса “Зимбру” всего около десяти минут. БАТЭ был на месте уже через сорок минут после приземления. Затем в планах борисовчан значились обед, отдых и отъезд на тренировку в Тирасполь. Занятие было намечено на 18.00. После — в 19.15 — пресс-конференция Виктора Гончаренко и Артема Радькова.
Чтобы поспеть к этому времени, автобус с командой тронулся в Приднестровье в 16.15. Ведь 70-километровый путь должны были удлинить блокпосты, стоящие на границе с непризнанной территорией.
БАТЭ рассматривал возможность провести пресс-конференцию в Кишиневе, однако в этом случае имело бы место нарушение регламента Лиги Европы. По правилам она должна состояться за день до матча и не далее чем в 50 километрах от места проведения встречи. Правда, Тирасполь — случай особый. Посему УЕФА иногда идет командам навстречу. И страдает от этого.
Например, во втором туре в Приднестровье пожаловало киевское “Динамо”. И сделало все по-своему. Киевляне оттренировались дома, к вечеру прилетели в Кишинев и в 23.55 дали официальную пресс-конференцию в отеле, соблюдя главную формальность: началась она еще накануне встречи.
Разумеется, столкновение с фантастической славянской изобретательностью не оставило равнодушными контролирующих товарищей из УЕФА. Они заверили, что впредь медиа-мероприятия будут проводиться только на арене. Сколько бы блокпостов для этого ни нужно было преодолеть.
С серпом и молотом
От вида символов мятежного Приднестровья рожденных в СССР охватывает непременное “ностальжи”. Красный флаг с серпом и молотом и горизонтальной зеленой полосой по центру, а также герб, удивительно похожий на союзный. Они, если разобраться, и есть союзные. Приднестровцы в отличие от других осколков СССР расставаться не пожелали ни с чем привычным — начиная от русского языка и заканчивая звездами на символике. Идти новым, румынским, путем никто не собирался. Еще будучи в составе СССР, Тирасполь официально объявил о выходе из состава Молдавской ССР и образовании новой республики. Правда, самопровозглашенцев не признали, после распада Союза грянул конфликт, который был погашен выходом на авансцену войск под командованием генерала Лебедя.
Установленный тогда баланс казался хрупким. Однако он удивительным образом держится до сих пор. Молдова требует вывода российских танков и возвращения своей территории. Приднестровцы сдаваться не собираются. Так и живут.
На референдуме 2006 года подавляющее большинство населения мятежного края высказалось за отказ от возвращения в состав Молдовы, предпочтя последующее объединение с Россией. Правда, не совсем понятно, как к такой идее относится сама Россия. Молдова не влияет на происходящее в Приднестровье. Там своя валюта, свои национальные символы, свои радости. И, по большому счету, признание международного сообщества для этой территории вряд ли главное. Здесь и так живут как хотят.
Вот и стоят на дороге между Кишиневом и Тирасполем блокпосты, успешно охраняясь друг от друга.
До блокпоста автобус с БАТЭ доехал быстро. По неважного качества дороге его вела машина сопровождения. Пролетев за полчаса мимо сельхозугодий — запущенных и не очень, — борисовчане оказались на границе. Она была тройная. Сначала — молдавская. Затем — “прослойка” российских миротворцев. Они никого не тормозят — просто смотрят на проезжающих из-под маскировочных сеток, под которыми также притаились бэтээры. Дальше — граница Приднестровья. Издалека ее вполне можно было бы принять за белорусскую. Те же цвета национального флага, удивительно похожий на наш (если не присматриваться) герб. Рядом — большой красочный плакат. “2 сентября — день образования ПМР”. То есть Приднестровской Молдавской Республики. Таково официальное название этой неофициальной страны. На кишиневско-тираспольской трассе это едва ли не первое появление русского языка. На той, молдавской, части царствует румынский.
Обычно по правилам въезда на территорию ПМР обязательно проверяют документы. Поэтому всем пассажирам автобуса строго-настрого наказали взять с собой паспорта. Однако пограничник документов не потребовал, значительно сэкономив время в пути. “Я просто пройду по салону. Надеюсь, паспорта у вас есть”, — сказал он сурово. Досмотр был совершен в рекордно короткие минуты.
На приднестровской стороне автобус уже ждала другая “мигалка” — здешней отдельной от молдавской милиции.
Дальше автобус помчал по дороге пошире — через Бендеры. Этот город, наиболее пострадавший во время того конфликта 1992 года, нынче выглядит не по-военному. Хотя и здесь хватает миротворцев. Еще немного — и Тирасполь. Он уже на другом берегу Днестра.
Спортивный комплекс “Шерифа” находится почти у самого въезда в город. Масштабы развернутого здесь футбольного царства впечатляют. Есть и основной стадион, и резервный (на восемь тысяч!), и многочисленные поля с разными типами покрытий, и манеж, и спортивные залы. В безденежной пустыне молдавского футбольного хозяйства комплекс “Шерифа” является настоящим оазисом.
Пожалуй, главное спортивное доказательство того, что молдавско- приднестровские проблемы имеют исключительно политический характер, — общий чемпионат по футболу. Молдаване вовсе не против, что многолетним чемпионом их страны является команда фактически из заграницы! Более того, именно этот клуб — настоящая визитная карточка здешнего ножного мяча в Европе.
Главная арена комплекса “Шерифа” и стала местом проведения последнего занятия БАТЭ перед важной встречей в Лиге Европы. Тренировка прошла по плану. Все футболисты работали в общей группе и с отменным настроением. Порадовала погода. Она в Тирасполе в отличие от минской промозглости — исключительно футбольная. Семнадцать градусов тепла, свежо, совсем не душно. Сегодня узнаем наверняка, чья же это погода.
БАТЭ в Тирасполе
2 | Дмитрий ЛИХТАРОВИЧ | п | 1978 |
3 | Сергей СОСНОВСКИЙ | з | 1981 |
4 | Игорь ШИТОВ | з | 1986 |
5 | Александр ЮРЕВИЧ | з | 1979 |
7 | Артем КОНЦЕВОЙ | н | 1983 |
8 | Александр ВОЛОДЬКО | п | 1986 |
10 | Ренан БРЕССАН (Бразилия) | п | 1988 |
13 | Павел НЕХАЙЧИК | п | 1988 |
14 | Артем РАДЬКОВ | з | 1985 |
15 | Максим СКАВЫШ | н | 1989 |
16 | Сергей ВЕРЕМКО | в | 1982 |
17 | Александр ПАВЛОВ | п | 1984 |
18 | Максим БОРДАЧЕВ | з | 1986 |
20 | Виталий РОДИОНОВ | н | 1983 |
23 | Эдгар ОЛЕХНОВИЧ | п | 1987 |
25 | Дмитрий БАГА | з | 1990 |
27 | Вадим КУРЛОВИЧ | п | 1992 |
30 | Александр ГУТОР | в | 1989 |
Главный тренер — Виктор ГОНЧАРЕНКО (1977).
Старший тренер — Вадим СКРИПЧЕНКО (1975).
Тренеры — Александр ФЕДОРОВИЧ (1973), Александр ЕРМАКОВИЧ (1975), Хосе ПАСТОР ВЕРЧИЛИ (Испания, 1978).
Капитан — Дмитрий ЛИХТАРОВИЧ.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь