Нелли Ким: уравниловки не будет

05:19, 29 октября 2004
svg image
3045
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Нелли Владимировна, вас поздравлять или сочувствовать?

— Наверное, и то, и другое. Вначале была эйфория: удалось выиграть в борьбе за эту должность у шведки Агнеты Гетберг. А теперь пришло осознание того, что случилось, и стал давить груз ответственности: ведь сделать предстоит немало.

— По слухам, после Олимпиады в Греции судейством в вашем виде спорта был недоволен сам президент МОКа?

— В спортивной гимнастике не избежать субъективности. Артистизм и композицию арбитры оценивают исходя из личного мнения. Кроме того, есть еще допустимые сбавки за технику. Один судья может отнять две, другой — три десятые. Словом, всегда найдется способ протащить кого-то на пьедестал. Жак Рогге предложил свести к минимуму возможность подтасовать, намеренно исказить результаты.

— На конгрессе президент ФИЖ Бруно Гранди озвучил свои соображения по изменению в правилах. Какие новации ожидаются?

— Если сегодня мы привыкли иметь дело с десятками, то в будущем, может статься, оценка возрастет и до 29, и до 30 баллов. Для нас очень важно, чтобы у гимнастов не было одинаковых результатов, как это произошло на Играх в Афинах. В Греции, если помните, на перекладине выступали десять финалистов вместо восьми, и в итоге у семерых оказались одинаковые баллы.

— Из той же оперы — дележ мест на брусьях, отчего пострадал оставшийся без медали Ваня Иванков…

— … Да, уравниловка — это самая большая проблема в гимнастике. С помощью математических формул Гранди пытался доказать, что этого можно избежать. Возможно, следует уменьшить надбавки, уделить внимание качеству исполнения упражнения, пересмотреть отношение к бонусам. Но президент ФИЖ высказал только тезисы, а более детальная разработка предстоит техкомам — мужскому и женскому. Меж тем время не ждет. К чемпионату мира-2005 мы должны определиться, по каким правилам проводить соревнования — по старым, с привнесением новых, или по измененным коренным образом. На мой взгляд, сделать революционные преобразования за столь короткий срок нереально: на то, чтобы что-то создать, разработать и ввести в практику, нужен не один год. Скорее всего, кардинальные перемены следует ждать к 2006-му.

— Уже сейчас многие федерации выражают обеспокоенность: между обкаткой новых правил и отборочным к Играм в Пекине чемпионатом мира — слишком маленький временной отрезок.

— Сразу следует оговориться, что ФИЖ поменяла формат отбора. Теперь в спортивной гимнастике, как в теннисе, появятся сеяные команды. В планетарном первенстве-2006 примут участие все желающие, однако на чемпионат мира-2007 из огромного количества сборных попадут, скажем, только 24. А уж оттуда на Олимпиаду квалифицируются 12 лучших. Отныне для всех команд станут важными два чемпионата мира.

— Как отнеслись на конгрессе к развязке “дела Хэмма”?

— Вообще в Анталье подавляющее большинство делегатов было настроено против американцев. На это повлияли и политика, и спорт. При том, что к войне в Ираке в мире гимнастики относятся по-разному, историю с золотом в мужском многоборье однозначно считают некрасивой. Поэтому ни один представитель США в состав техкома не вошел. А в исполком американец Боб Коларосси, можно сказать, прополз. Его соотечественника, по вине которого корейцу Ян Тэ Юну занизили оценку, к руководству не подпустили и близко. Хотя в ответе за тот инцидент не только американский рефери, но и вся судейская бригада, и, если хотите, сама система. Вряд ли человек сознательно пошел бы на то, чтобы подписать себе приговор.

— Хотя на женском олимпийском турнире шума было поменьше, все же кое-какие нарекания высказывались. Светлана Хоркина выражала недовольство тем, что в упражнении на брусьях арбитр из Австралии не дала ей как следует подготовить снаряд, лишила медали.

— Более того, россияне подали протест: дескать, их лидеру помешали сосредоточиться, раньше времени вызвали на помост. Однако Хоркина здесь не совсем права. И если сравнивать ее выступление в Греции с выступлением Кэрли Паттерсон, ставшей абсолютной чемпионкой, российская гимнастка выглядела слабее. Взять хотя бы бревно. Американка отработала упражнение из десяти баллов, продемонстрировала четкое приземление, обошлась без сбавок. У Светы же базовая оценка равнялась 9,9, доскока не было, а на снаряде просматривались явные ошибки. Хоркина, конечно, хороша, красива. У нее много замечательных качеств — элегантность, женственность, стильность. Но у Паттерсон свои козыри: в Афинах Кэрли отработала четко, как машина.

— Заняв новый пост, вам придется еще туже затянуть ремень. Чего вы отныне не можете себе позволить?

— Ошибок. Как на любом поприще, их ждут не дождутся те, кто голосовал против, кто жаждет твоего смещения. Мне предстоит изучать много документов технического регламента, устава. Потому что если не владеешь информацией, ты безоружен. И главное — надо уметь применять эти знания на практике, доказывать свою правоту. Все, как в юриспруденции — выигрывает тот, кто лучше знает законы.

— Два года назад вы не хотели баллотироваться на должность главы техкома, опасаясь не только большой загруженности, но и частых разъездов.

— В принципе их количество не увеличится, просто одну работу сменит другая. Будучи вице-президентом техкома, я преподавала в Академии Международной федерации гимнастики. Теперь просветительскую деятельность оставлю: в ФИЖ считают, что нельзя в руках одного человека сосредоточивать столько властных полномочий. Но сидеть на двух креслах все же придется: президент техкома является одновременно членом исполкома.

— Еще недавно вы говорили, что два олимпийских цикла соответствуют “младенческому” возрасту. Теперь, стало быть, начался отроческий?

— Увы, сейчас я не могу себе позволить быть “подростком”. От меня ждут взвешенных, зрелых решений. Моя конкурентка на выборах была серьезной противницей. Потому что водораздел “Запад — Восток” до сих пор существует. Там нас по-прежнему считают людьми другого покроя, убеждены в нашей неспособности работать. Поэтому теперь моя задача — доказать, что они заблуждаются. Пусть мы не так скрупулезны в бумажных делах, зато более мобильны, решительны.

— Есть такое мнение: раз “наш человек” будет вершить судьбы спортивного мира, белорусы наверняка сумеют извлечь для себя выгоду.

— Вот это уже неправильный подход. Занимая такой пост, надо мыслить глобально. Будет хорошо мировой гимнастике — значит, и нашей тоже. От меня требуется создать такие условия, чтобы побеждал, как и положено, сильнейший. Правда, есть одно негласное правило. Из уважения к стране, которую представляет президент техкома, его соотечественнику-гимнасту в случае нормального выступления ставят оценки по заслугам. Но воспользоваться этой небольшой привилегией нашим девушкам придется еще не скоро. Белорусскую гимнастику, безусловно, надо поднимать. Мы угодили в такую яму, выбраться из которой очень сложно. У нас хорошие условия для тренировок, прекрасный материал — красивые, талантливые дети. Но учителей, готовивших бы смену, нет. Все тренеры подались за границу, и винить их в этом нельзя: каждому нужно кормить семью…

— Вся верхушка ФИЖ — сплошь старожилы. Иные пребывают у власти по 37 лет. С вашей предшественницей Джекки Фай, возглавлявшей техком в течение последних двенадцати лет, вы расстались друзьями?

— Для меня Джекки — большой авторитет. Считаю ее не только разумной женщиной, но и грамотным специалистом, толковым администратором. Четыре года назад я не выставляла свою кандидатуру только из уважения к Фай. Но сейчас Джекки “ушла на пенсию” — ей уже 67, хотя по работоспособности она даст фору молодым. Тем не менее брать за образец ее начальственный стаж я не намерена. Во-первых, любому делу не повредит прилив свежей крови. А во-вторых, не хотелось бы ограничивать свою жизнь только гимнастикой. Моя дочь уже давно самостоятельная, ей девятнадцать лет, изучает финансы в чикагском университете. Нелли смирилась с тем, что мамина служба требует полного самоотречения, но не длиться же этому вечно?! Времени не хватает на общение с близкими,на театры и кино. Конгресс в Турции пришелся на бархатный сезон, море было рядом, но в него не довелось даже окунуться. Впрочем, что такое отдых, я тоже знаю. Если говорить о моей предыдущей должности в сравнении с нынешней, можно сказать: раньше я и не трудилась. Настоящая работа начинается сейчас.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?