Александр Усов: не хочу быть "дизелем"
На каждом втором отрезке он финишировал в десятке сильнейших, а однажды замкнул призовую тройку. Как следствие, Александр завершил гонку на четвертой позиции в классификации по очкам, а его соперники узнали, что на планете есть еще один яркий спринтер. Спустя день после окончания итальянской многодневки корреспондент “ПБ” попросил Усова поделиться впечатлениями от дебюта на “Джиро”.
— Александр, прими поздравления с ярким выступлением. Сам-то остался доволен?
— В целом настроение хорошее. Никогда еще не выступал так убедительно. Но для полной удовлетворенности не хватает победы на этапе. Обидно, потому что был близок к ее достижению…
— Рассчитывал обыграть Алессандро Петакки?
— Нет, с Петакки соревноваться практически невозможно. Мало того что ему нет равных в скорости, так к тому же его команда “Фасса Бортоло” очень сильна — обеспечивает половину успеха. Перед финишем все гонщики желают сесть итальянцу на колесо, но ни у кого не получается. Петакки одержал 9 побед в ходе одной “Джиро”, за два года выиграл 30 этапов на супермногодневках. За всю историю велоспорта не случалось подобного.
У меня же был хороший шанс выиграть финиш на 5-м этапе, когда Петакки затерялся. Я вроде бы действовал удачно и имел хорошую позицию для спурта, но все же приехал четвертым. Может быть, сказалось то, что незадолго до этого угодил в завал и потратил много сил, догоняя пелетон.
— Надо полагать, благодаря выступлению на “Джиро” ты значительно улучшил свое благосостояние?
— Не знаю, нам пока ничего не выплатили. Обычно команда производит расчет в конце года. А вообще на “Джиро д’Италия” премиальные полагаются за 25 мест на каждом этапе и в общем зачете. Гонорары, конечно, не сравнимы с теми, что получают представители более престижных видов спорта. Но для велогонок деньги приличные.
— В прошлом году ты принял участие в “Вуэльте”. Где больше понравилось выступать — в Италии или Испании?
— На “Вуэльте” я ничем особым не отметился. Тогда как на “Джиро” на каждом спринтерском этапе попадал в десятку, боролся за первые места. Возможно, это связано с тем, что на испанской многодневке уже с первых километров начинаются атаки, образуются отрывы. На “Джиро” же пелетон стартует спокойно, без стресса. На некоторых этапах вообще никаких событий не происходило. Гонщики чувствовали, что уходить в отрыв бесполезно. Как ни старайся, команда Петакки все равно догонит.
А вот в плане организации “Вуэльта” мне больше пришлась по душе. Правда, как говорят другие гонщики, и итальянская, и испанская многодневки ни в какое сравнение не идут с “Тур де Франс”.
— Помимо участия в финишных сражениях, спортивный директор “Фонака” ставил перед тобой какие-нибудь задачи?
— Альваро Пино рекомендовал попытаться на горных этапах уехать в отрыв. Не для борьбы за высокое место. А чтобы потом, когда лидеры взвинтят темп, было проще. В таких случаях в отстающей части пелетона образуются несколько групп, которые двигаются к финишу в своем темпе. Главное — вписаться в лимит времени, чтобы иметь возможность выйти на старт следующего этапа.
— Создалось впечатление, что команда почти не помогала тебе. Заметил, что только на последнем этапе тебя “подвез” к финишу один из партнеров…
— Поэтому и не совсем доволен своим результатом в воскресенье: мне помогли, а я не оправдал доверия. Но финиш был очень сложный, повороты — крутые. Если честно, то думал, что могу упасть, и немного страховался. А в остальных случаях действительно приходилось рассчитывать только на свои силы. И в этой ситуации сложно сражаться со слаженным коллективом “Фасса Бортоло”.
— На 12-м этапе ты также едва не оказался на асфальте, и, тем не менее, занял третье место…
— До сих пор удивляюсь, как удержался тогда на велосипеде. Кто-то из “Панарии” толкнул меня слева. Хорошо, что с другой стороны ехал Макьюэн. Я уперся в него, и это позволило избежать падения.
— “Фонак” первенствовал на “Джиро” только в одной номинации — “Fair рlay”. Это признание того, что Усов в отличие от других спринтеров не орудовал на финише локтями?
— Я действительно не толкался. Ни разу! Но здесь учитывались не только прегрешения на финише. В ходе гонки возникают ситуации, когда спортсмены оказываются рядом с командной машиной — чтобы взять воду или просто отстают. При этом они, бывает, держатся за автомобиль в течение некоторого времени. За это иногда дисквалифицируют, но, как правило, организаторы ограничиваются штрафами. У нас нарушений набралось меньше всех, поэтому “Фонак” и получил приз “честной игры”. Хотя с подобной номинацией я столкнулся впервые. Ни на одной другой гонке такого зачета нет.
— С преодолением горных отрезков не возникало трудностей?
— С этим компонентом не испытываю больших проблем. Обычно я уверенно преодолеваю подъем, по крайней мере, если он не длиннее пяти километров. Другое дело, что соревноваться в скорости с более легкими гонщиками не могу.
— На последней вершине 19-го этапа творилось настоящее сумасшествие. Зрители кишмя кишели на трассе и мешали спортсменам взбираться на гору. Некоторые гонщики даже махали кулаками, чтобы урезонить разбушевавшихся болельщиков…
— Да, творилось нечто невообразимое. Наверное, это связано с тем, что была суббота. У людей полно свободного времени, и многие захотели присутствовать на одном из последних этапов “Джиро”. Впрочем, группа гонщиков, в которой находился я, миновала гору без особых приключений. Мы ехали со значительным отставанием от лидеров, и, наверное, к тому времени болельщики уже успокоились, да и ряды их поредели.
— За последнее время ты добился значительного прогресса. Чего не хватает, чтобы сделать победы более частым явлением?
— Так просто не ответишь. В велоспорте много факторов, определяющих достижение успеха. Когда-то ведь и Петакки выступал, ничем не выделяясь из общей массы. Лишь последние три года он стал одерживать одну победу за другой. Как сказал сам Алессандро в одном из интервью, это произошло после того, как он стал готовиться к соревнованиям по методике Чиполлини.
От тренировок многое зависит. Причем спринтеру не обязательно накручивать огромное количество километров. Как у нас говорят, важно не становиться “дизелем”. Нужно, чтобы преобладала скоростная работа. Лучше всего тренироваться, следуя за машиной или мотоциклом. Но надо, чтобы помощник был за рулем автомобиля. У меня такового, к сожалению, нет.
— А чем занимаются тренеры “Фонака”?
— Специалистов в команде достаточно, но у них несколько другие обязанности. Составить план занятий, распределить нагрузки, разработать график восстановления — с этим нет проблем. А в остальном гонщик предоставлен сам себе, за нами никто не следит. Ты можешь не тренироваться вовсе, а загорать где-нибудь на пляже, это никого не волнует. Главное — показывай результат.
— Каковы твои ближайшие планы?
— Сейчас у меня наступит длительный перерыв в соревнованиях. На “Тур де Франс” мне путь заказан — я даже в запасе не числюсь. Руководство “Фонака” подобрало команду из горных гонщиков, чтобы они помогли успешно выступить нашему лидеру Тайлеру Хамильтону. Спринтер в эту концепцию не вписывается. В предварительном составе команды на “Вуэльту” моя фамилия также не значится, но там я хотя бы в запасе нахожусь. Поэтому, возможно, в Испанию еще приеду. Слышал, что в конце июля руководство хочет отправить меня на “Тур Китая”. Честно говоря, опасаюсь участия в этой гонке в преддверии Олимпиады. Она может не лучшим образом отразиться на моей форме.
— К выступлению в Афинах подготовку уже ведешь?
— Целенаправленной — нет. Впереди еще три месяца, за которые многое может измениться. Да и сложно готовиться к однодневной гонке. Что касается трассы, то она дает мне шанс: там нет высоких гор, только небольшие перевалы. Но главная проблема — жара. Кто лучше к ней адаптируется, тот и будет фаворитом.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь