Наталья Цилинская: убегая от неудач

05:50, 7 апреля 2005
svg image
1477
svg image
0
image
Хави идет в печали

Обычно он с переменным успехом выступал в индивидуальном преследовании, впервые в карьере первенствовав в групповой гонке по очкам на одном из этапов Кубка мира. Тем не менее на чемпионат мира в Лос-Анджелес он не поехал. Василий отправился в Италию для трудоустройства в шоссейной команде. Это для него очень важно, чтобы предстоящие полгода не пропали даром, ведь ближайший трековый старт состоится только в ноябре. У Цилинской таких проблем нет, потому что она имеет возможность круглый год готовиться на московском треке в Крылатском. В Лос-Анджелесе Наташа показала, что тренировалась не зря. Она вновь стала самой быстрой велосипедисткой планеты, выиграв состязания в гите. Однако, по ее собственным словам, рассчитывала на большее. К сожалению, фортуна была против амбициозных планов белоруски и довольно обидным образом лишила ее двух медалей. В четвертьфинальном заезде спринтерских состязаний судьи дисквалифицировали нашу соотечественницу, расценив ее маневр как противоречащий правилам. А выступление в новом для Наташи виде — кейрине — завершилось падением в полуфинале. По приезде в Минск шестикратная чемпионка мира поведала корреспонденту “ПБ” о своем взгляде на эти драматичные перипетии.

Вопрос принципа

— Наталья, как самочувствие?

— Спасибо. Все в порядке. Постепенно прихожу в себя, хотя травмы, полученные в Лос-Анджелесе, еще дают о себе знать. На днях собираюсь на обследование. Надеюсь, ничего страшного у меня не найдут, а время залечит раны.

— Как вам понравилась формула нынешнего сезона, впервые проходившего по системе “осень-весна”?

— Для меня это было непривычно, и не могу сказать, что подобная формула доказала на практике жизнеспособность. Аналогичным образом, думаю, рассуждают и другие велосипедистки. Ведь мы всю жизнь тренировались, готовились иначе, выступали в основном летом, а сейчас пришлось резко перестраиваться. Совсем в другое время нужно выходить на пик формы, и, конечно, у многих возникли серьезные проблемы. Но ничего не поделаешь — не спортсмены ведь определяют расписание. Хотя все равно непривычно. Сейчас апрель: раньше это было время начала активной работы на тренировках, а тут получается, что сезон закончен.

— Многие ваши коллеги взяли тайм-аут в этом году…

— Ну почему же? Практически все старались выйти на трек. По крайней мере в моих видах конкуренция была довольно серьезной.

…Что касается Светланы Гранковской, то у нее были причины пропустить сезон, но о них, наверное, вам стоит спросить у нее самой.

— Кстати, ваш наставник Станислав Соловьев перед Олимпиадой тренировал четырех гонщиц. Ваш коллектив не пополнился случайно еще одной звездой?

— Нет, остались в прежнем составе. Новичков нет.

— В первый день чемпионата мира вы выиграли гит, опередив на доли секунды австралийку Анну Мирс, которой уступили на Олимпиаде и чемпионате мира-2004. Было принципиально взять реванш у представительницы Зеленого континента?

— Я не ставила бы так вопрос. Австралийка всего лишь одна из моих противниц. Задача заключалась в том, чтобы выиграть золото и вернуть себе звание быстрейшей велосипедистки планеты. Вот что было действительно принципиально. Но, чтобы добиться этого, нужно обыграть не только Мирс, но и всех остальных.

— Ваш результат не слишком впечатлял по сравнению, скажем, с выступлением в Афинах. И, судя по выражению вашего лица, по пересечении финишной черты в Лос-Анджелесе вы были не очень довольны?

— Я была не вполне уверена, что сделала все, что в моих силах, — всегда ведь хочется проехать быстрее! Но дело в том, что трек в Лос-Анджелесе очень медленный, поэтому во всех дисциплинах были показаны секунды, весьма далекие от рекордных показателей. Однако никто ведь не изучил этот трек досконально, и даже приблизительно трудно было сказать, какого результата хватит для победы. Естественно, я желала проехать лучше, чтобы с большим спокойствием смотреть на выступления трех последних участниц. Когда стартуешь не последней, хочешь не хочешь, но появляются опасения, что тебя сумеют опередить. Психологически это не очень комфортно, даже несмотря на то, что на протяжении карьеры я множество раз оказывалась в подобных ситуациях. Получается, что зависишь не только от себя, но и от соперниц.

— Многие уже сбились со счета выигранных вами медалей. Какое место в коллекции займет трофей, завоеванный в Калифорнии?

— Сама я никогда не собьюсь со счета. Нынешнее чемпионское звание — шестое в моей карьере, и тем не менее золотая награда Лос-Анджелеса для меня не менее ценна, чем все предыдущие. К тому же я участвовала в розыгрыше первого комплекта медалей первенства и соответственно стала первой победительницей этих соревнований. Тоже мелочь, но очень приятно. Я, честно говоря, не припомню, случалось ли подобное со мной раньше, хотя, если отбросить в сторону эмоции, это не так уж важно. Главное, удалось одержать победу.

Голливуд никуда не денется

— После выигрыша гита рассчитывали добиться успеха и в спринте?

— Безусловно! Нацеливалась только на максимальный результат, для чего были все основания. Чувствовала себя хорошо, мне удалось выиграть двухсотметровку и получить первый номер “посева”, но, к сожалению, все надежды перечеркнула случайность.

— Что же произошло в том злополучном повороте, где вы едва не столкнулись с Керри Мирс? Соперница ехала к вам слишком близко или вы допустили техническую ошибку?

— Так получилось. Не думаю, что здесь можно кого-либо винить. Австралийка решала свои задачи, заняв внешнюю траекторию. Я же всегда так езжу, и, как правило, никаких проблем не возникает. Однако на этом крутом повороте мой велосипед вынесла центробежная сила. Такова конструкция трека: всем спортсменам было очень трудно удержать велосипед на внутреннем радиусе и избежать столкновений.

— И все же вы финишировали первой. В какой момент промелькнула мысль, что победу могут отобрать?

— Не знаю, наверное, сразу после инцидента. Промелькнуло в голове: что-то произошло не так, как надо. С другой стороны, всегда надеешься на лучшее. К сожалению, судьи оказались неумолимы.

— На ваш взгляд, их решение было справедливым?

— Наверное, они поступили правильно. Но, опять же, далеко не во всех спорных ситуациях арбитры столь принципиальны. Правила почему-то применяются выборочно. Одно и то же нарушение может стать причиной дисквалификации, а в некоторых случаях — остаться совершенно не замеченным. Вот это нехорошо.

— После заезда вы беседовали с австралийкой. О чем, если не секрет?

— В общих чертах обсудили произошедший инцидент. Я извинилась за свой маневр, сказала, что действовала не нарочно. Она поняла — тоже ведь ездила на этом треке и прекрасно знает, насколько сложно справиться с велосипедом на таком повороте.

— А как вообще складываются отношения между сильнейшими велосипедистками?

— Нормальные. На треке мы беспощадные конкурентки, и милости ни от кого ждать не приходится. Но это же не значит, что наши жесткие сражения следует переносить на обычную жизнь. Все остается в пределах спортивных арен. А так поддерживаем хорошие, дружеские отношения.

— Совместных мероприятий не устраиваете. Может, на пикник время от времени выбираетесь…

— Да вы что, какой пикник?! У нас же режим!

— После спринта вам предстояло выступление в кейрине. К нему готовились по-особенному?

— Нет, все проходило, как обычно. Тренировки, восстановительные процедуры.

— А не пытались развеяться, посмотреть Лос-Анджелес, съездить в Голливуд, посетить знаменитый мост “Золотые ворота”?

— Ну, положим, “Золотые ворота” находятся в Сан-Франциско, и это довольно далеко от Лос-Анджелеса — хоть и тоже в Калифорнии. Да и я их как-то уже видела, если не ошибаюсь, в 1999 году. Но, в любом случае, не представляю, как можно совмещать гонки и экскурсии — если только улучить момент после соревнований. К сожалению, на Голливуд у меня времени не осталось, но не думаю, что это большая проблема. Полагаю, если будет желание, то мне еще предоставится возможность там побывать.

— Но ведь нужно было каким-то образом погасить нервное напряжение.

— Я не испытывала с этим проблем. Волнение, нервы могут играть какую-то роль перед стартом, во время гонки. А когда она закончилась, какой смысл напрягаться? Все в прошлом.

На шоссе — скучно

— Прежде вы не жаловали кейрин, однако в нынешнем сезоне обратили на него внимание. Удалось освоиться в этой дисциплине?

— В минувших сезонах я вообще ни разу не выступала в кейрине, а в Лос-Анджелесе участвовала в этом виде программы третий раз в жизни. Естественно, опыта не хватает — еще надо многому учиться. Ведь это вовсе не спринт, разница более чем существенная. Здесь все другое! Шесть гонщиц выходят на старт вместо двух. Скорость другая, соперницы действуют совсем в ином ключе. На самом деле отличий очень много, их специфику долго и непросто объяснить.

— Вы как-то говорили, что с первого взгляда влюбились в спринт. С кейрином отношения такие же романтические?

— Мне он, признаюсь, давно нравился. Однако силы ведь не безграничны. Скажем, если бы кейрин проводился в первый день, то, скорее всего, я не стала бы в нем участвовать. Ведь нагрузка и так довольно серьезная. Но кейрин — интересный и жесткий вид!

— Да уж, в этом мы все убедились в последний день соревнований, когда вы после противостояния с американкой Рид оказались на полотне. Из-за чего произошло падение?

— Наверное, потому, что шла контактная и жесткая борьба: каждая из нас старалась отстоять свою позицию, и в какой-то момент я увлеклась и потеряла равновесие.

— Но на телеэкране было видно, как от колеса отклеилась трубка. Не это ли стало причиной произошедшего?

— Я тоже заметила это, но не знаю, что произошло раньше. Может быть, виной всему плохо прикрепленная трубка, а, может быть, она начала отсоединяться уже потом, не выдержав напряжения. Кто сейчас скажет, как было на самом деле?!

— Не жалеете, что приняли участие в кейрине? Все-таки это один из самых опасных и рискованных видов трековых гонок…

— Ничего страшного не произошло. В спринте я тоже падала. Если из-за этого не выступать, чего-то бояться, тогда, наверное, и вовсе следует прекращать участие в велогонках. Но я пока делать этого не собираюсь.

— В прошлом году вы вышли замуж. Это отразилось на ваших выступлениях?

— Не думаю. Спорт и личная жизнь — два совершенно разных понятия. Перед соревнованиями еще могут посещать мысли о семье: как там муж, дочь? Но когда я на треке, то концентрируюсь только на гонке. Иначе невозможно добиваться высоких результатов.

— Сейчас в трековых соревнованиях наступает огромная пауза. Следующий сезон начнется только в ноябре, и, наверное, всем велосипедисткам будет очень непросто найти мотивацию для того, чтобы поддерживать форму на прежнем уровне…

— Что касается меня, то думаю, что такой перерыв пойдет лишь на пользу. Все-таки нужно немного и расслабиться. А то последние три года я только и делала, что к чему-то готовилась — кубковым этапам, чемпионату мира, Олимпиаде. В то же время тренировки ни в коем случае нельзя прекращать. Буду держать себя в тонусе.

— Вероятно, обратите взор на шоссе? Ведь с вашей скоростью вполне возможно выиграть отдельные этапы, прологи, а в случае, если гонка будет слишком изнурительной, всегда можно сойти с дистанции.

— Нет, спасибо! Мне на треке больше нравится. К тому же даже прологи намного длиннее, чем моя коронная 500-метровка. Если бы я решилась попробовать себя не только в трековых гонках, то пришлось бы серьезно перестраиваться, менять стиль. Ведь это совсем другой вид. Да и не люблю я шоссе. Не представляю себя выступающей в этом виде. Крутишь-крутишь педали несколько часов, только ради чего? Все решают несколько секунд на финише, когда, по сути, и начинается реальная борьба. Скучно!

— В прошлом году министр спорта Беларуси Юрий Сиваков сообщил о том, что в Минске в соответствии с указом президента станут строить трек, и даже назначил вас одним из кураторов проекта. Что слышно на этом фронте?

— Думаю, вы понимаете, что от меня не так много зависит. Насколько я знаю, никаких работ пока не производится, и не имею понятия, когда дело сдвинется с мертвой точки.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?