ЛИЧНОСТЬ. Василий Кириенко: мимо Ульриха к славе

05:05, 15 июля 2005
svg image
2107
svg image
0
image
Хави идет в печали

Уже одно это говорит о его большом потенциале, а потому корреспондент “ПБ” не упустил возможности взять интервью у одной из наших главных надежд, пока Василий не улетел в Италию — туда, где базируется его команда.

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Василий Кириенко родился 28.06.1981 в Речице. Рост —182 см, вес — 72 кг. Первый тренер — Петр Харитонов. Бронзовый призер чемпионата Европы-2003 в командной гонке. Победитель этапов Кубка мира на треке в индивидуальном преследовании, гонке по очкам и командном преследовании. Бронзовый призер чемпионата Европы в индивидуальном и командном преследовании. На чемпионате мира занял 9-е место в индивидуальном преследовании, на Олимпиаде — 13-е. На юниорском чемпионате мира по шоссейным гонкам занял шестое место в гонке с раздельным стартом. Двукратный чемпион Беларуси в гонке с раздельным стартом.

Неудавшийся звукорежиссер

— Помнишь момент, когда впервые сел на велосипед?

— Это было в 1992 году. Мне тогда исполнилось одиннадцать лет, в августе я научился кататься, а в сентябре уже записался в секцию велоспорта. Вообще-то первоначально планировал найти себе другое занятие: брат хотел устроить в радиокружок. Но звукорежиссер из меня не получился, поэтому пришлось крутить педали.

— Велогонки — не самое веселое времяпрепровождение. Не присутствовало желания бросить все и заняться чем-либо другим?

— Когда еще был маленький, имел много разных увлечений. Однако подобные мысли ограничивались порывами, всерьез расставаться с велогонками не собирался. Наоборот, сколько себя помню, из школы быстро бежал домой — и на тренировку. Можно сказать, свободное время проводил в седле велосипеда. Благодарен спорту за то, что он не позволил пойти плохим путем, как это сделали некоторые мои сверстники, у которых не было такого любимого занятия.

— Постоянные тренировки, наверное, плохо сказывались на учебе?

— Я этого не замечал. По-моему, спорт школе вовсе не мешает. Тем более что школьная программа — это не программа вуза. Скажем, когда закончил девять классов — в аттестате были только пятерки. В старших классах, конечно, приходилось чаще пропускать занятия. Отчасти поэтому через два года у меня появилось шесть четверок. Даже тройку мог схлопотать, но учительница по немецкому завысила оценку, хотя я был откровенно слаб. В общем, мне кажется, если человек действительно хочет учиться, то спорт этому не помешает.

Полцарства за велосипед

— Велосипед, форма, прочие аксессуары стоят довольно дорого…

— Для меня это являлось большой и непрекращающейся проблемой до текущего года. Профессиональный велосипед рассчитан на сезон, а затем изнашивается. И чтобы результаты оставались высокими, требуется обновлять инвентарь. К сожалению, наша страна не в состоянии обеспечить всем необходимым. Правда, когда гонялись на треке, оборудование было хорошее — жаловаться не на что. Но вся основная подготовка идет на шоссе, там нужно выступать на протяжении всего года. И только в этом сезоне, в любительской команде “Грасси”, получил хороший велосипед. Теперь появились другие проблемы. Например, для участия в “разделке” необходим немного другой велосипед, нежели в обычных гонках. Поэтому для выступления в чемпионате Беларуси пришлось везти два таких агрегата из Италии. Ехал с сумкой, рюкзаком и двумя велосипедами. Когда взял такси, не было куда сесть. Но все окупилось во время соревнований. В “разделке” привез соперникам три минуты.

— Подъем велоспорта в Беларуси начался четыре года назад. А до того времени дела обстояли далеко не лучшим образом. Спортсмены редко получали возможность выезжать на престижные старты, велосипедные школы еле-еле сводили концы с концами. Какие видел перспективы в занятиях велоспортом?

— Вера в то, что сумею чего-то достичь, все-таки была, иначе не продолжал бы заниматься. Но я бы не сказал, что сейчас ситуация сильно улучшилась. Да, иногда ребят отправляют на некоторые старты — пародии гонок. Однако все это не так, как должно быть. Понял это, побывав в Италии. Там действительно созданы хорошие условия для повышения профессионального мастерства. И мне там нравится. Сейчас, когда уже достиг некоторого уровня, я, наверное, уже не видел бы особой перспективы, оставаясь в Беларуси…

— Ты побывал во многих странах, почти на всех континентах. Где понравилось больше всего?

— Очень красиво в Австрии. Австралия интересна необычной природой. Ничего подобного нигде не видел.

— Хватает времени для знакомства с достопримечательностями?

— Для любования на красоты природы времени предостаточно. В ходе тех же тренировок можно увидеть, что находится вокруг дороги и поблизости. Если касаться посещения музеев и прочих интересных мест, то с этим дела обстоят сложнее. Хотя бы потому, что нам не рекомендуется много ходить — потом ноги болят. Впрочем, иногда все-таки выбираемся посмотреть отдельные памятники. Например в Греции, во время Олимпиады, не смогли пройти мимо акрополя.

— У тебя был кумир?

— Скажем так, имелись гонщики, являвшиеся примером. Это прежде всего немец Ян Ульрих и россиянин Вячеслав Екимов — оба, как и я, раздельщики.

— Не встречался с ними?

— С Екимовым как-то вместе тренировались. Это было в Испании, когда занимались под руководством известного питерского тренера Кузнецова. Так что знаком с ним неплохо. Ульриха видел весной в Италии: я ехал гонку, а он тренировался и оказался невольным зрителем. Из-за соревнований дорогу закрыли, и он ждал, пока мы проедем.

Пицца допинга не содержит

— Велосипедисту приходится поддерживать форму на протяжении всего года, тренироваться едва ли не ежедневно. Наверняка бывают моменты, когда хочется сделать себе поблажку, передохнуть, заняться чем-то более интересным, но не столь полезным. Как в такие моменты борешься с собой?

— Сейчас я в гармонии с собой. К итальянскому ритму жизни привык, выработались биологические часы. Просыпаюсь без будильника, завтракаю, отправляюсь на тренировку. А вот раньше, в период выступлений на треке, случалось бывать не в своей тарелке. В некоторые месяцы редкие дни высыпался. И тогда действительно часто думаешь о том, чтобы поскорее наступило время отдыха. Но старался такие мысли подавлять. Раз избрал себе этот путь, то должен пройти его. Ведь у каждого своя работа, и нужно ее выполнять. К тому же пока я молод, пока есть силы, обязан попробовать чего-то добиться в велоспорте. Через десять лет такого шанса уже не выпадет. Можно будет устроиться учителем, например, добиться успеха на каком-то другом поприще. Но о велогонках можно будет не вспоминать. Поэтому нужно стараться сейчас.

— В велоспорте необходимо особое питание?

— Да, в Италии мы в обязательном порядке придерживаемся диеты. Дома, конечно, труднее правильно питаться. Здесь не всегда есть нужные продукты соответствующего качества. Впрочем, все равно стараюсь придерживаться той же диеты, что и в Италии.

— А какое блюдо любимое?

— Наверное, курица, которая считается диетическим мясом. Вечером часто мы только куриную грудку и едим. В Италии еще пристрастился к пицце. Но только к настоящей, а не такой, какую пытаются выдать за пиццу некоторые белорусские заведениях.

— Покупая продукты самостоятельно, не боишься, что в них могут оказаться запрещенные вещества и потом у тебя найдут допинг?

— Думаю, это легенды, когда говорят, что человек съел пиццу, а его затем поймали на использовании ЭПО. Это обычные отговорки.

Любитель-легионер

— Соглашение с итальянской командой “Грасси” ты подписал в начале нынешнего года?

— Да я и контракта как такового не подписывал. Ведь это любительская команда, где я просто нахожусь на полном обеспечении и время от времени выступаю за нее в разных гонках.

— Как поставлена работа в команде? Там следят за тем, как ты тренируешься?

— Спортивный директор ограничивается тем, что составляет план тренировок. Но при этом я могу и от себя что-то добавить, изменить. Даже не столько от себя, часто подсказывает Евгений Сенюшкин, который сам недавно гонялся в Италии, а сейчас стал тренером. Общаемся с ним по телефону, иногда на гонках видимся. Он прошел школу профессионального велоспорта, многое знает, поэтому стараюсь прислушиваться к его советам.

— Раньше ты не без успеха выступал на треке. Теперь пробуешь силы на шоссе. Где нравится больше?

— Конечно, на шоссе. Здесь интереснее, да и перспектив больше. Тренировки, соревнования на треке почему-то не особенно увлекали, что соответствующим образом отражалось на настроении.

— Тогда какая шоссейная гонка нравится тебе больше: групповая, где все гонщики едут вместе, или “разделка”, где каждый выступает по одиночке.

— Вообще-то первую полноценную “разделку” я проехал только недавно, на чемпионате Беларуси. В Италии как-то участвовал в горной гонке на время, но это все-таки не мой конек. В основном, как и все, принимаю участие в групповых гонках. Они составляют подавляющее большинство соревнований, и выбирать не приходится. Поначалу такие старты не очень нравились, но с этого года и в них нашел свою прелесть. Каждая команда придерживается определенной тактики, все гонщики имеют задания — те же шахматы. Раньше я все это не до конца понимал.

— Какое амплуа у тебя в команде во время гонок: ты лидер или, напротив, работаешь на кого-то?

— Когда только приехал и провел первую гонку, то меня, естественно, нагрузили функциями “чернорабочего” — подвозить воду, страховать партнеров. Но уже на вторую гонку получил более престижное задание: должен был побороться за победу. Правда, вторым приехал. Но с тех пор являюсь одним из гонщиков, на кого руководство делает ставку. При этом стараюсь помогать партнерам: в команде меня знают как человека, любящего поработать.

— На каком языке общаешься с партнерами?

— Там же у нас все итальянцы. Любительской команде разрешается иметь только одного иностранца, которым я и являюсь. И когда уезжал на Апеннины, то языка не знал совершенно. Сейчас уже многое понимаю, могу объясниться с ребятами, с руководством, что-то рассказать. Если действительно что-то важное и нужна информация детальная, то обращаюсь к товарищам. Звоню Саше Кучинскому, давно выступающему в Италии, или тому же Сенюшкину. Прошу их набрать номер спортивного директора, чтобы они передали суть проблемы.

— Внутрикомандному климату руководство уделяет большое внимание?

— В нашем клубе да. Меня, например, спортивный директор постоянно спрашивает: как ко мне относятся, никто ли не обижает? Во время гонок он тоже смотрит, как мы общаемся. Для него важно, насколько сплочена команда, чтобы в любой момент гонщик был готов поработать, принести в жертву личные амбиции. Например, недавно состоялись разборки с одним членом нашей команды, который хотел больше всех выиграть. На партнеров он работать не любит, и даже когда находится не в лучшей форме, все равно считает, что обязательно должен выиграть, и требует от нас помощи.

Аварии — это буднично

— Постоянные разъезды, выступления не мешают личной жизни?

— Свою судьбу нашел давно: встречаюсь с девушкой, с которой учился еще в десятом классе. Может быть, уже в этом году расстанусь со статусом холостяка. Правда, видимся с ней мы не очень часто, так как дома бываю редко. Но такая, значит, у нее женская судьба: ждать, когда суженый вернется с “войны”…

— Велосипедисты выступают и тренируются на обычных дорогах, где ездят машины. Приходилось попадать в аварийные ситуации?

— Буквально вчера угодил в переплет: меня чуть не сбил обгонявший грузовик. Но ограничилось тем, что он чуть коснулся волос на голове. Такие ситуации время от времени случаются. В по-настоящему серьезную аварию попал лишь однажды, в девятом классе, когда сбила машина. Это произошло недалеко от дома — к счастью, жив остался. Думаю, со всеми велосипедистами происходят подобные неприятности. Это часть нашей профессии.

— Как проводишь свободное время?

— В последнее время в основном увлекаюсь компьютерными играми. В Италии пока что еще являюсь “глухонемым”, особенно ни с кем не пообщаешься. Да и разные мы все-таки с ними.

— Слышал, ты хочешь поступить в институт…

— У меня есть диплом нашего университета физкультуры. Думаю, второе высшее образование не помешает. Хотя далеко в будущее не смотрю, пока еще стараюсь разобраться с ближайшими планами.

— Рассчитываешь перейти из любительской команды на более высокий уровень?

— Желание имеется, есть и перспектива. Но не только от меня все зависит. Если заметит кто-то из тренеров сильных команд, то не исключено, что получу приглашение. Осенью, когда придет пора заключения новых контрактов, это станет ясно.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?