Возвращение. Егор Мещеряков: “дежа вю”
На исходе первого десятилетия этого века половина из них уже закончили карьеру игроков. Егор оказался самым успешным из всех и умудрился даже основать собственную баскетбольную школу, что само по себе в нашей не тронутой подобным европейским лоском стране выглядит явлением чрезвычайным. Впрочем, он всегда был не таким, как все.
И даже взятый перерыв на год Мещеряков использовал с двойной пользой: решил не только закончить аспирантуру, но и заодно взглянуть на любимый баскетбол с новой, непривычной для него стороны…
— Университет я заканчивал в 99-м и играл уже как аспирант на факультете спортивного управления. Оставалось доучиться лишь два семестра, как поступило предложение поиграть в Италии. Попробовал взять несколько курсов по интернету, но это было нереально с двухразовыми тренировками. Пришлось уйти в отпуск — как выяснилось, на одиннадцать лет.
— Почему решил отправиться в Америку именно сейчас?
— Захотелось отдохнуть от баскетбола. Устал — это даже не то слово, я просто им наелся. Наверное, еще можно было поиграть года два-три, но подумал, что загонять себя как лошадь, пожалуй, не стоит. К тому же всегда хотел закончить аспирантуру. Будем считать, сошлись звезды…
— Каково снова было почувствовать себя в роли ученика?
— “Дежа вю” и много ностальгии… Как ни удивительно, но выяснилось, что многие помнят четверку белорусских студентов. Тренер команды поменялся, однако практически вся спортивная администрация осталась на месте. Они очень живо восприняли информацию о том, что Кривонос теперь тренирует Куля, а Свиридов переехал из Голливуда в Россию и снимается на “Мосфильме”.
Довольно прикольно было снова ходить с ноутбуком и чувствовать на себе прелести американской системы обучения — традиционно довольно практичной. Все полученные знания тут же дают применить в жизни. И, что самое интересное, студенту готовы помогать узнавать нужную информацию практически везде — начиная с государственных учреждений и заканчивая офисами крупнейших корпораций. Никому и в голову не приходит сказать: “А какое ваше дело? Зачем вам это нужно?” Там поощряется любая инициатива и стремление знать о предмете своего интереса как можно больше.
Моя группа, состоявшая из пяти студентов, работала на “Вашингтон Уизардс”. Нам поручили разработать план по продаже билетов определенной части населения — тем, кто недостаточно активно ходил на игры этой команды в НБА. Видимо, у клуба возникли проблемы в этом вопросе, и он отдал его как проект в наш университет.
— И кому же трудно продавать в Вашингтоне билеты на баскетбол?
— Ну, скажем, работникам технологических компаний, которых очень много в этом городе, юристам, спортивным клубам, культивирующим другие виды, и так далее — они вычленили около десятка групп.
Попутно ходил на практику в тот же “Уизардс”, занимаясь там всякого рода административными и скаутскими делами. Так что о деятельности этого клуба НБА сложилось довольно объемное представление.
— Что нравилось больше?
— Да там все интересно, это же изнанка, которую спортсмены обычно не видят или же просто не обращают на нее внимания. Администрация клуба не может контролировать непосредственно игру, но она обязана создать продукт. Иногда неигровая составляющая — к моему большому сожалению — превосходит игровую. Болельщики могут довольно вяло хлопать, но как только на экране появится сообщение, что если игрок противника два раза подряд промахнется с линии штрафного броска, то все зрители получат по чикен-сэндвичу, толпа начинает реветь так, что бедный парень действительно мажет.
Потом, правда, выясняется, что за обещанным бутербродом надо ехать в другой округ, но это уже дело десятое…
Бесплатные вещи везде воспринимаются на ура. То же самое относится к раздаче маек, которыми с помощью специального ружья можно обстрелять едва ли не любой сектор. Буррито (мексиканские лепешки) раздают всем желающим — и опять-таки мало кто отказывается от такого презента.
Двадцатитысячный “Веризон центр”, где, кроме баскетболистов, базируется команда Александр Овечкина “Вашингтон кэпиталс”, зарабатывает деньги едва ли не каждый день. Помимо спортивных соревнований, там проходят концерты, симпозиумы, какие-то слеты, даже конное шоу гостило целых восемь дней, что не очень понравилось спортивным болельщикам вследствие установившегося на некоторое время характерного запаха.
— Интересно, вашей группе удалось заинтересовать своими идеями профессионалов?
— Если сказать коротко, то мы провели некоторые исследования и выяснили, что среди хозяев компании “Монументал спортс”, которой принадлежат “Кэпиталс”, “Уизардс” и выступающие в женской NBA “Мистикс”, есть люди с технологическим прошлым. То есть специалистам, работающим в подобных компаниях, было бы интересно прийти на час в день игры и поприсутствовать на презентации одного из успешных коллег из “Монументал”.
Мы начали сотрудничество с компанией, рассылающей электронные новости нашим потенциальным клиентам в этом сегменте, и уже имеем первых желающих принять участие в семинаре. Американцам зачастую важно просто пообщаться, потусоваться, обменяться визитными карточками… А потом они остаются и на баскетбол, потому что за это зрелище уже уплачено.
Я уже говорил, что “Уизардс” переживают не лучшие времена, и сейчас на игру можно попасть за 15 долларов — на четвертый ярус и получить бесплатный в полстоимости билета обед в одном из мексиканских ресторанов. То есть реально билет обойдется в 7-8 долларов.
Квиток на 20-30-й ряды потянет на 250 долларов. Понятно, что бюджет в значительной степени формируется из этих поступлений. Поэтому в соответствующем отделе в клубе работает порядка 20 человек. Их лозунг — “Посадить каждого человека в кресло”.
Еще надо продать трансляцию, для чего необходимо притащить как можно больше рекламы в стены дворца. Каждый из четырех ярусов имеет большие экраны, которые по периметру опоясывают всю площадку, и происходящее по увлекательности иногда даже превосходит сам баскетбол.
Скажем, четвертый ярус под потолком, где билеты самые дешевые, называется “Пентхауз Фольксваген”. Звучит красиво, и компания получает ощущение присутствия на арене. Разумеется, одним названием дело не ограничивается, и в холле стоят автомобили этой марки. Прогуливаясь в перерыве, зритель может посидеть в машине, почувствовать себя ее водителем и получить всевозможные консультации от специалистов.
Мне нравится, что за курс мы получаем массу информации от специалистов, занимающихся самыми разными аспектами спортивного менеджмента, — и это резко контрастирует с нашей системой обучения, где знания даются из книжек 20-30-летней давности. Жизнь меняется каждый день, и в Америке стараются не отстать…
— А отечественные менеджеры отличились тем, что поначалу (не знаю, как сейчас) загоняли людей на баскетбол в “Минск-Арену” принудительно…
— Детей надо заинтересовывать другим образом. Болельщики — все равно, юные ли они, среднего возраста или пожилые — с одинаковым успехом идут на игру, если каким-либо образом отождествляют себя с командой. Нельзя просто кричать, что это твоя команда, надо доказать, почему она твоя и зачем ты должен болеть именно за этого парня, а не за какого-то другого.
То же самое можно сказать и о деловых людях. Американские рекламодатели в отличие от наших прекрасно понимают, что спорт — это сфера, где очень выгодно продавать свой продукт. Там давно уже прошли процесс тупого размещения рекламы на уличном билборде. Они знают, что спорт — это эмоции, и если ты попадаешь в унисон с переживаниями своего потребителя, то он покупает спорт вместе с тем, что ты ему хочешь продать.
А спорт в Вашингтоне продается даже тогда, когда заканчивается сезон и команда уходит в отпуск. Характерна история “Вашингтон Нэшионалс” — бейсбольной команды, переехавшей в город лет пять назад. Она построила большой стадион, куда с большим энтузиазмом ходили болельщики еще два года назад. Но затем команда сдала, и теперь приходится даже после окончания сезона работать на ее имидж.
На улицы города выходят четыре президента США во главе с Рузвельтом, облаченные в бейсбольную форму, и занимают горожан самыми разнообразными играми. Дети их обожают, особенно когда президенты устраивают между собой забеги на короткие дистанции. Действительно, все это выглядит очень комично, когда эти персонажи — с огромными головами, едва ли не перевешивающими туловище — начинают перебирать маленькими ножками, стараясь оттереть соперника и прийти к финишу первыми. А если учесть, что они работают и на матчах команды, то дети просто затаскивают затем родителей на стадион.
— Насколько активно тебе удавалось поддерживать спортивную форму?
— Я сдал многочисленные экзамены довольно успешно — на крепкие четверки, стало быть, учебе пришлось уделять максимум внимания. Поэтому с чистой совестью дал своему телу практически полный отдых, посещая огромный четырехэтажный спортивный комплекс два-три раза в неделю. Занятия для студентов в нем бесплатные, тренироваться можно хоть круглые сутки. Видимо, зимой начну постепенно переходить на новый уровень…
— Начнешь думать о следующем баскетбольном сезоне?
— Еще не решил, чем займусь. Закончу учебу, а там будет видно. Отнюдь не исключаю, что снова начну играть. Скажем, сейчас чувствую себя прекрасно, многие вещи, которые беспокоили последние пару лет, ушли. Словно их и не было. Впрочем, справедливости ради надо признаться: я не бегаю сейчас каждый день и не знаю, как поведет себя организм после такого длительного простоя.
— Тебе нравится, что баскетбольная жизнь в стране оживилась и даже появились целых три клуба, за игру которых на международной арене не стыдно?
— Мне очень даже по душе, что наши играют в еврокубках, что в Минск приезжал ЦСКА и наши ребята оказали ему достойное сопротивление. Прогресс налицо, но останавливаться на этом нельзя, потому что мы слишком долго отставали. Надо наверстывать упущенное.
— Если баскетбольная федерация решит организовать семинар с участием Егора Мещерякова — на предмет дальнейшего совершенствования менеджмента по примеру наших американских друзей, то…
— …с большим удовольствием приму в нем участие. Но надо учесть: не все американское можно привить на белорусской почве — хотя бы по той простой причине, что у нас нет таких вместительных залов да и вдобавок немного другие условия для развития спортивного менеджмента.
Хотя, с другой стороны, толковому менеджеру интересна любая информация. И если мы сможем адаптировать какие-то вещи для себя, то этому только обрадуюсь. Баскетбол, как и любой другой вид спорта, — это продукт, который надо продавать в яркой и красивой упаковке. И даже тем, кто сегодня и не думает его покупать…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь