Точка зрения. Кто ответит за осла?

14:18, 4 апреля 2002
svg image
1634
svg image
0
image
Хави идет в печали

Случайно обнаружил со стороны улицы Я.Коласа маленькую калитку. Через нее и «просочился» на волейбол. В связи с тем что все встречи проводились в одном зале, расписание было нарушено. Я внимательно просмотрел игры первого и второго дней и задал тренерам, выигравшим встречи в первый день, вопросы: за счет чего подопечные победили? В чем их сильные и слабые стороны? Благодаря каким ошибкам противника досталась победа? Задал вопросы и тренерам проигравших команд: какие технические элементы плохо выполнили игроки? Что из этого использовал противник? Ни один тренер не смог конкретно ответить на мои вопросы, потому что уровень подготовленности спортсменов не позволяет выполнить поставленные задачи. Они просто играют. Например, ставилась задача — попасть в первую зону мячом или не попасть в определенного игрока. Но уровень волейболистов такой, что наставник радовался, если мяч вообще перелетал на сторону противника. Никакой закономерности в достигнутых победах я не увидел. Могла выиграть любая команда. Точно такая же ситуация наблюдалась и во второй день. Создавалось впечатление, что соперники играют на пиво, а не участвуют в чемпионате страны. Свои поражения тренеры объясняли погодой, настроением, маленькой зарплатой. Во всех командах не было рисунка игры ни в нападении, ни в защите, ни на блоке и т.д.

Чем объяснить бедственное положение в белорусском волейболе? Почему мы видим в чемпионате Беларуси однообразные серые матчи? Почему игроки выполняют свою работу без удовольствия? Я беседовал с некоторыми спортсменами. Ответ один: «Много лет идет повторение упражнений. Мы привыкли к этому однообразию и переносим его на игру».

Когда Борис Батура был избран президентом федерации волейбола Республики Беларусь, первое, что он пообещал, — провести совещание тренеров высшей и первой лиг и старших тренеров ДЮСШ, чтобы выслушать специалистов отрасли, определить положительные и отрицательные стороны в развитии волейбола. Если бы это произошло, обязательно встал бы вопрос об учебе тренеров. Десятки лет в стране она не проводилась. Тот, кто имел возможность, выезжал учиться в соседние страны. Но это единицы. Трудно даже представить организацию, в которой десятилетиями не проводились бы совещания. Но федерация волейбола именно такая организация. Ни совещаний, ни учебы. А вдруг прозвучат вопросы, на которые члены федерации не смогут ответить? Ведь ни один из функционеров не является профессиональным тренером — они кабинетные работники. Проходят десятилетия, меняются правила игры, следовательно, и методика обучения игрока, команды. Но тренеры предоставлены сами себе и учиться им негде. Соответственно падает уровень теоретической и практической подготовки спортсменов. Между тем наставников самих необходимо научить планировать свою работу, исправлять допущенные ошибки, работать с разным по уровню подготовленности контингентом, совершенствовать отдельные элементы, объяснять своим подопечным, что они делают за упражнения и для чего, чтобы они были полноправными участниками тренировочного процесса. Тренеры должны уметь изучать противника и эффективно вести игру. И в первую очередь наставникам необходимо уметь пользоваться специальной литературой, из которой можно почерпнуть не только методы работы, но и идеи, так необходимые для большого спорта.

Обидно за волейбол. В стране есть Министерство спорта и туризма, Академия физического воспитания, в ней — кафедра волейбола, есть НИИ спорта, государственный тренер по волейболу, есть, наконец, федерация волейбола, и никто ничего не предпринял. А главная озабоченность федерации — экспорт спортсменов за пределы страны. Ее чиновники решили, что они приватизировали белорусский волейбол. Чего, например, стоит случай продажи игрока высшей лиги из команды «Шахтоспецстрой» (Солигорск) Юрия Шлапкова в Израиль? Втихаря оформив сделку в середине нынешнего сезона, федерация даже не уведомила об этом главного тренера и спонсора команды.

Наставник женской национальной команды Владимир Козлов и его ассистент Виктор Гончаров начали свою работу со сборной с предложения продать желающих за рубеж. Спортсменки сразу же сделали вывод: зачем стараться, если тренеры озабочены не результатом выступлений, а торговлей игроками? За последние годы женская и мужская сборные проиграли все. Они провалили квалификации чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр. Ни один белорусский клуб не может пройти сито отборочных соревнований в еврокубках.

На разборе полетов в федерации выступление мужской и женской сборных было единогласно признано неудовлетворительным. С чем не согласился, правда, ко всеобщему изумлению, государственный тренер Владимир Вертелко, неожиданно признавший удовлетворительным выступление мужской команды. Однако, несмотря на негативную оценку результата женской дружины, исполнительный директор федерации Лев Яркин опять поставил Владимира Козлова во главе национальной сборной. Этот пост должен занимать человек, имеющий определенный опыт и спортивные достижения на внутренних и международных соревнованиях. Чего у Козлова нет. Теперь он совмещает две должности, находясь у руля женской и молодежной сборных. Такое в мировой практике сегодня встречается крайне редко. Козлов, видя, что не может справляться со взрослым коллективом, предложил омолодить женскую команду, чтобы освободить места для своих воспитанниц из «молодежки». Выходит, что пропуском в сборную страны являются данные паспорта, а не мастерство спортсменки.

В национальную команду не были призваны сильнейшие игроки чемпионата страны, определенные тренерами и судьями! Вывод один — молодые спортсменки благодаря своему возрасту безо всякой борьбы проходят в основу. Старшим, в таком случае, просто нет смысла стремиться оспаривать право надеть майку сборной! Те же из них, кто удостоился-таки места в национальной команде, должны быть безропотны, ибо в любое время им могут предложить покинуть лагерь сборной. Старшим волейболисткам по 22-24 года, младшим по 17 лет. Между тем практика показывает, что женщины начинают по-настоящему раскрываться не раньше 22 лет. Так что нужно ждать минимум пять лет, пока подрастет молодое поколение. А вот заиграет оно или нет, еще вопрос.

О том, какие безобразия творятся в федерации волейбола, я доложил министру спорта и туризма Беларуси Евгению Ворсину и его заместителю Александру Григорову. Они мне ответили, что ждут результата в 2005-2007 годах, когда подрастет молодежь. В неизбежности успеха министра и его зама заверил Козлов. Это очень похоже на притчу о Ходже Насреддине. Ходжа Насреддин обещал шаху научить осла говорить. Его спросили, что будет, если он не сдержит свое слово. «А ничего, — ответил Насреддин, — к тому времени или осел умрет, или шах».

И последнее. Очень редко в газеты попадает информация о времени и месте проведения игр по волейболу. И к тому же она не всегда достоверна. А белорусское телевидение не жалует этот увлекательный вид спорта, а если и показывает матчи, то за полночь, когда люди спят. Откуда возьмутся спонсоры, если нет рекламы? Неудивительно, что во время встреч трибуны пустуют. Открытые соревнования на Кубок Беларуси федерация в прошлом году провела без музыкального сопровождения. Государственный флаг был поднят без исполнения гимна Республики Беларусь. Можно ли после этого ждать полной отдачи от спортсменов, выступающих за пределами нашей страны?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?