Футбол. К стартующему чемпионату Беларуси: что имеем — не храним...

Виной тому сливки нашего футбольного общества, снизошедшие к белорусским реалиям: кто ввиду проворности селекционеров, кто за неимением лучшего. Эти самые «сливки» и обещают если не хлеба, то зрелищ. «Ух, будет чемпионат!» — подумывают болельщики, глядя на фамилии Филипенко, Глеба, Ковеля, Юрченко и других в заявочных ростерах полпредов высшей лиги. Авось еще Евсеев заглянет…
В кои-то веки у нас грядет «звучный» чемпионат. Но громкие имена — полдела. Остальная половина на совести функционеров, маркетологов и иже с ними. Речь о привлечении зрителя на трибуны. Нынче есть отличная возможность исправить неуклонно стремящийся вниз показатель посещаемости нашего первенства. Да и в целом повысить уровень организационной работы. Это и есть главные ожидания автора сего опуса от стартующего в субботу турнира.
Предоставленным шансом надо обязательно воспользоваться. Очень хочется верить, что график зрительского интереса зеркально отразится от прошлогоднего. Ведь год назад ситуация был не ахти. Стартовые матчи своих команд на родном стадионе посетило в среднем 3295 человек, а заключительные — 2330 (статистику немного подправили в Бобруйске, куда приехал оформлять чемпионство БАТЭ). На экваторе и вовсе была беда — неутешительная цифра в 1585 зрителей.

Общая тенденция такова, что почти каждый по дороге «растерял» от 200 до 1000 своих поклонников. А кто-то и вовсе от 4 до 6 тысяч. В поисках оптимистических ноток можно указать на Гродно, Жодино и Солигорск. Однако не забывайте, какие архиважные задачи решали эти клубы в последних играх. А на экваторе и у них та же плачевная статистика. Вместе с тем стоит учесть, что цифры везде определялись на глаз (читай: завышались).
При надобности легче всего спихнуть на футбольную составляющую: дескать, как команда играет, так на нее и ходят. Но неужто 5-е место в высшей лиге повод для шести тысяч брестских зрителей прекратить посещение домашних матчей? А ведь 8500 в первом туре и есть тот болельщицкий потенциал «Динамо», который важно сохранить и по возможности приумножить.
В одном из интервью проработавшая три года руководителем отдела маркетинга донецкого «Шахтера» Мария Климова сказала одну очень резкую, но в то же время точную фразу: «Болельщик — это самое ценное, что есть у клуба. Его надо во все места целовать. Какой бы он ни был — дай ему то, что он хочет». Целовать не обязательно, а вот дать желаемое — очень важно.
Ведь все способы привлечения на стадион почитателей игры в мяч давно известны. Открывать Америку абсолютно незачем — нужно только захотеть. Пошевелиться, если угодно. Подсмотреть не грешно у той же России. Там последние несколько лет активно демонстрируют свое желание поднять среднюю посещаемость, хотя она уже и без того в районе десяти тысяч.
«Шинник», к примеру, организовал кампанию «Приведи друга на футбол». В Ярославле при покупке двух билетов еще два давались бесплатно. В Казани подсуетились, приглашая на стадион родителей детей, занимающихся в местной футбольной школе. Суть проекта – привлечь на матчи «Рубина» семьи. Только не родители приводят детей на стадион, а наоборот.
И это только капля в море возможностей заманить на трибуны искушенного зрителя. И вообще, нам проще, чем в той же, скажем, Европе. Белорусский народ он ведь падок до халявы. Этим не преминули воспользоваться в Борисове, где в перерыве каждой встречи разыгрывались призы между обладателями сезонных абонементов. Не сомневайтесь, в грядущем сезоне показатель продажи «комплексного билета» обойдет прошлогодний.
Вместе с тем большинство представителей элиты и не помышляют о развитии такой сферы, как маркетинг. Купить фирменную или хотя бы похожую на фирменную футболку родной команды имеют возможность лишь болельщики БАТЭ, «Шахтера» и «Динамо», с натяжкой — «Гомеля». Для этого не надо открывать магазины или даже ставить палатки. Благо интернет уже давно развивается семимильными скачками. Между прочим, во многих чемпионатах продажа атрибутики составляет едва ли не основную статью доходов футбольных клубов.
А что мы, впрочем, на Европу указываем? Хоккейное «Динамо» — пример куда нагляднее, нежели западные капиталисты. На всякий случай: самая посещаемая команда КХЛ. Вот где можно научиться ведению спортивного хозяйства. Даже во времена спадов подопечные Сикоры собирали аншлаги. Потому что создали себе имидж. Не без помощи рекламы. Думаю, хоть разок вам попадался на глаза билборд с изображением Мезина или, скажем, Кулакова. Или всей команды.
Динамовские функционеры изрядно постарались, чтобы сблизить команду с народом. И регулярно держали ответ перед болельщиками в режиме «тет-а-тет» — на очных встречах. Однако тут грешно будет кидать камни в чужие огороды. В преддверии первого тура ЧБ из разных уголков страны постоянно доносятся сообщения следующего характера: «Завтра наш клуб проведет встречу с болельщиками…»
Так может вот оно? Может, с этого мы и начнем?..
Уж очень хочется, чтобы нынешний сезон клубы провели с пользой. Чтобы сумели п(р)одать продукт, который сейчас завернут в красивую обертку из звучных имен и восхищенных ожиданий. Чтобы вопрошание «для кого играем?» не повисло в воздухе, а стало сигналом к действию. Дабы хоть немного скрасить телекартинку нашего чемпионата, фоном для которой в большинстве своем являются полупустые трибуны.
С этой теплящейся надеждой и ждем 21-й футбольный сезон…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь