ГЛЯДЯ ИЗ МИНСКА. Контрольная работа
Вслушиваясь в себя после этого матча, как-то не обнаруживаешь особенного расстройства. И удивительно точный барометр настроения масс — прессболовский Интернет-форум, хлесткостью эпитетов и жесткостью оценок некогда доведший до белого каления иных представителей сборной, — ныне являет образец почти философской сдержанности. Неужто мы выработали адекватное отношение к спаррингам? Единственно как к способу проверки наличных сил, генеральному смотру резерва, контрольному, так сказать, замеру уровня морального и физического состояний. Потешный титул “чемпионы мира по товарищеским матчам” вроде уже не дорог, и это разве не правильно?
Знающие люди сказывают, лучше сильный спарринг-партнер, чем слабак. Как сказать… Проиграть гранду не зазорно, и это не воспринимается чрезвычайным происшествием. Победить его — с головой накрыться лавровыми венками. Одолеть середняка или тем более аутсайдера в нашем положении тоже как будто в порядке вещей. Но уступить команде, которую, пусть даже номинально, превосходишь в классе, — здесь кроется наибольшая педагогическая выгода и практический смысл. Такой исход наиболее выпукло обнажает проблемы, и в этом плане Байдачному, похоже, даже повезло: Вильнюс отразил массу недостатков, которые скрыл бы за разницей в классе, скажем, Копенгаген, Роттердам или Мюнхен. После этого, к примеру, уже как-то язык не поворачивается назвать белорусскую полузащиту лучшей в Европе. Две недели до стартового свистка на допотопном кишиневском стадионе — время интенсивной работы штаба Байдачного над накопленным в Прибалтике материалом. И поиск ответа на главный и такой многомерный вопрос: почему сборная в среду сыграла плохо? Наверное, эти полмесяца, а не полтора часа на кочковатом поле в молдавской столице есть момент истины всех честолюбивых замыслов отборочной кампании.
Идея свезти команду на недельку в Тирасполь и там, в логове противника, готовиться к очередному ключевому матчу, — решение, кажующееся свежим и дельным. Главный тренер объяснил его желанием удалиться от огней большого города, назойливой прессы к приднестровскому футбольному оазису. Какая из причин здесь доминирующая, решать не нам. Хорошо уже, что в случае неудачи, о которой думать, признаться, не хочется, журналисты не будут фигурировать в числе дестабилизирующих внешних факторов.
Что до собственных субъективных впечатлений от футбольной среды по телевизору, то главное из них — разительный контраст между трансляциями БТ и ОРТ, где примерно в тот же час очередной конфуз надвигался на улицу старшего брата. Скорости, страсть, подоплека в Риге были на порядок выше, нежели в Вильнюсе при примерной сопоставимости — если внимать вчерашней российской прессе — игрового брака. Приведенное сравнение — отнюдь не в упрек белорусской сборной, потому как она позавчера в отличие от соседа не стояла перед мучительной дилеммой — быть на чемпионате мира или не быть. Наша команда играла заурядный “товарняк”, который уже тем оказался полезным, что поможет в Кишиневе избежать участи россиян рижского образца.
В Литве мы видели сборную в разных ролях — беспрерывно атакующую и изредка контратакующую, массированно обороняющуюся и массово наступающую, она калейдоскопично меняла сочетания линий, но всегда в ее игре чего-то не хватало. Или кого-то. С потерей Максима Ромащенко, пожалуй, наиболее азартного и по-спортивному злого футболиста национальной команды, обладателя пушечного удара (его бы ногой да ту пару-тройку “стандартов” у литовской штрафной…), также лидерской харизмы и несомненного дара оживлять любую игру, все уже как будто свыклись. В среду было дано почувствовать, каково сборной без другого заводилы старой закваски — Александра Кульчия, который в последние годы сделался исполинской фигурой в масштабе отдельно взятой команды, и с чьей игрой в цикле неразрывно ассоциируется понятие спортивной стабильности.
И хотя ключ к гипотетическому отборочному успеху в нашем случае лежит сугубо в плоскости общего единения и коллективизма, а не точечных персональных усилий звезд, переход на личности все же необходим. При броском клубном представительстве и небывало высоком суммарном мастерстве знаковые футболисты в 61-й сборной в мире, как и прежде, наперечет.
Хорошо, что Беларусь проиграла Литве. Почему-то кажется, что без этого шага назад сделать два шага вперед — через Молдову и (почему нет?) Италию — было бы труднее.
Сергей КАЙКО
Игра не в мяч
Люблю слушать репортажи одного известного комментатора. Несмотря на невозможность различить в них точку зрения. Он старательно избегает не только резких, но и каких-либо вообще оценок. Что делать — такой у человека характер.
К примеру, пас, который не дошел до цели, — “не совсем точный”.
Удар мимо ворот — “хороший, акцентированный, но, к сожалению, мяч не попал в “рамку”.
Или: “не хочу, чтобы кто-то подумал, что я призываю не высказывать тут каких-то мнений-суждений, но все же не будем судить строго нашу команду”.
Или: “попал в створ ворот, но удар получился не самый сильный”.
Или: “возможно, наша команда проводит сегодня не самый лучший свой матч”.
Но один-два раза за 90-95 минут его пробивает, и это как раз то, чего я жду: на фоне этакого всепланетного благодушия, благообразия, благопристойности и других благ сухим выстрелом звучит приговор матчу, команде либо игроку.
Или выдаст головокружительный афоризм, потрясающий логикой и меткостью мнения-суждения. Врезался в память эпизод: белорусский футболист неудачно атаковал соперника, падая, схватил его за майку и потащил за собой на газон. Комментарий восхитил: “наш игрок сыграл не в мяч”!
Спасибо за заголовок!
Вспомнил этот фрагмент, когда позавчера смотрел товарищеский поединок национальных сборных Литвы и Беларуси. Все время не покидало ощущение бесцельности и даже бессмысленности происходящего с точки зрения гостей. Хозяева, напротив, настроились на победу, атаковали большими силами, желая во что бы то ни стало сломать пораженческий характер отношений с белорусами. Можно предположить, что 3 сентября в Кишиневе, где белорусы будут проводить уже официальный, а не “дуракавалятельный” матч против Молдовы, их ждет нечто подобное: молдаванам терять нечего и отступать некуда. Поздравим Байдачного: по крайней мере с выбором спарринг-партнера он не прогадал.
Что касается тактических замыслов, вряд ли в Вильнюсе было опробовано что-то новаторское, различимое дилетантским глазом. При вялой энергетике меркнет любая тактика.
После нашумевшего трансфера Александра Глеба из “Штутгарта” в “Арсенал” к полузащитнику белорусской сборной было приковано повышенное внимание. Однако парень в очередной раз разочаровал, не выказав большого интереса к игре. Несколько дежурных вспышек общего негативного впечатления не изменили. Возможно, старший Глеб берег свои дорогие во всех смыслах ноги для более важных сражений. Может быть, это и рационально. Однако не давал покоя навязчивый вопрос: в “Арсенале” Александр так же прагматичен?
Как минимум на вызывали восторга и действия Валентина Белькевича. Виталий Кутузов, судя по всему, использовал противостояние с литовцами в качестве тренировочного полигона для подготовки к сезону в итальянской серии “А”.
Звезд можно понять: деньги, которые им платят ТАМ, настолько существенны, что определяют их жизненные приоритеты и диктуют философию существования, недоступную миллионам рядовых болельщиков. Они просто смотрят футбол, просто болеют за родную команду и желают ей победы.
Но есть в сборной Беларуси человек, который, как правило, укладывается в рамки болельщицких представлений о патриотизме, самоотверженности и мастерстве. Это ее капитан Сергей Гуренко, служащий национальной команде долгих 13 лет. Несмотря на свои 33, он в течение многих лет не теряет места в основе лучшего российского клуба, московского “Локомотива”. Поединок с Литвой наглядно объяснил причину подобного постоянства. Капитан отрабатывал до конца в каждом игровом эпизоде и стремился не только разрушать, но и начинать атаки точными передачами вперед. В то время как подавляющее большинство пасов его партнеры по многолетней традиции отдавали поперек поля.
После пропущенного гола белорусы встрепенулись, пытаясь создать нечто конструктивное. Однако надолго их не хватало, да и литовцы не давали белорусам возможности перенастроиться с дежурного футбола на бескомпромиссный.
Возможно, было бы лучше изначально выпустить резервистов, тех же Дениса Сащеко, Олега Шкабару, Вячеслава Глеба, Тимофея Калачева, Сергея Корниленко, Василия Хомутовского или Владимира Гаева (хотя к Жевнову претензий нет). Понятно, что большинство из них в уровне футбольного мастерства существенно уступают вышеназванным и общепризнанным звездам. Зато уж мотивации у резервистов не отнять! Их выпустили, кого раньше, кого позже, во втором тайме, когда ход матча уже сложился и результат был фактически предопределен, а направить события в другое русло в присутствии на поле Глеба и Белькевича практически невозможно.
Остается надеяться на расхожую формулу: “Снаряд дважды в одну воронку не попадает”. Вот приедут наши звезды в Кишинев, соберутся, завертят там карусель и поставят Молдову на колени… А уж за то, что с Италией под прицелом местных телевизионщиков Глеб и Ко будут землю рыть, можно быть спокойным: в “Юве” и “Милан” бы только попасть, там так платят, что и скамейку не обидно полировать…
Но пока наша сборная играла в Вильнюсе. Не знаю, во что, но, очень похоже, тот комментатор прав: это была игра не в мяч!
Борис ТАСМАН
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь