КОМАНДНЫЙ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ. Титан и гений — гордость Беларуси

14:32, 2 апреля 2003
svg image
5726
svg image
0
image
Хави идет в печали

Масштабы содеянного проясняются, когда вспоминаешь, что блистательное трио сборной СССР — Станислав Гомозков, Анатолий Амелин, Саркис Сархоян — дважды пробивалось в финал европейских форумов, но оба раза терпело там фиаско. Сборная Германии, в которой нынче солируют первая ракетка мира Тимо Болль и призер двух Олимпиад Йорг Росскопф, добралась до финала в пятый раз. И еще ни разу не удостоилась евротитула. В последнем случае этому воспрепятствовали белорусы.

Золотые “сопли”

Наставник нашей команды Александр Петкевич поставил на первый номер Евгения Щетинина для того, чтобы увести Владимира Самсонова от Тимо Болля и иметь больше гарантий для завоевания двух очков. Третье (а по счету первое) должен был “найти” Щетинин. Осенью этот трюк удался: Женя в матче Евролиги сенсационно выиграл у Болля и тем лишил сборную Германии возможности стартовать в Курмайере с четвертьфинала.

Теперь наставник немцев Иштван Корпа не клюнул на удочку Петкевича и тоже “опустил” Болля на второй номер. Таким образом, начинали Щетинин и Росскопф. Первая партия, казалось, не оставила нам надежд — 4:11. Однако точно так же Евгений накануне начинал против шведа Хаканссона, а закончилось все для “Тре крунур” плачевно. И тут Евгений во втором сете захватил инициативу. Немцу не удавалось “раскручивать” сложнейшие вращения мяча белоруса. Особая безнадежность проглядывала в действиях Жениного визави, когда Щетинин закручивал мяч открытой ракеткой из-под стола. Потом Петкевич пояснил, что эти удары, кроме Жени, практически никто в мире не исполняет.

И еще одно секретное оружие припас для соперника белорусский теннисист — “сопли”. Пардон, разумеется. Те, кто играл в пинг-понг, знают, что так называется мяч, попавший на ребро стола и резко изменивший направление отскока. Среагировать на “соплю” очень сложно. Щетинин четырежды выигрывал очки таким способом, Самсонов — дважды, Чумаков — однажды, немцы — ни разу. Классный водитель чувствует габариты машины, классный игрок — габариты стола! Особо запомнился розыгрыш, когда Росскопф пушечными ударами вколачивал мяч в стол, тот отлетал вверх и вдаль на невообразимое расстояние, там его настигал Щетинин и запускал свечой вверх, зал с замиранием следил: попадет — не попадет. Попадал дважды, причем во втором случае, “соплей”. Бедный Росскопф!

Щетинин — Росскопф — 3-2 (-4, 6, 6, -8, 5)

Щетинин (N 72 мирового рейтинга) провел в командном турнире три поединка: с поляком Кжешевским (48) — 3-0, со шведом Хаканссоном (29) и немцем Росскопфом (28) — по 3-2. Три победы при разнице партий 9-4. Титан!

Шесть побед Самсонова

Самсонов, играя с Боллем, каждый раз отпускал соперника в отрыв, после настигал и финишировал первым. Психологический накал этого поединка был очень высок, играли суперзвезды пинг-понга. Самсонов “разрывал” Болля неожиданными переводами мяча влево — тот не успевал среагировать. Изумительны были и молниеносные топ-спины, “вспарывавшие” немцу живот. Чтобы лишить Тимо инициативы, Володя играл глубоко, посылая мячи на край стола. Тактика Самсонова-Петкевича сработала безукоризненно.

Самсонов — Болль — 3-0 (8, 5, 6)

Хотелось, чтобы и Дмитрий Чумаков внес свою лепту в разгром Германии. Но он так и не сумел избавиться от излишних эмоций. Всему свое время.

Чумаков — Фейер-Коннерт — 0-3 (-7, -6, -11)

И снова к столу вышел Самсонов, палочка-выручалочка белорусской команды. Его старый друг и соперник Йорг Росскопф проявил недюжинные бойцовские качества. Проиграв два сета, он взял третий, а в четвертом пошла игра очко в очко! И тут Петкевич, тонко прочувствовав ситуацию, взял тайм-аут, после которого наступила развязка. Самсонов выиграл пять очков подряд, победно вскинул руки и рухнул на колени: Беларусь — чемпион!

Самсонов (6) провел на этом турнире шесть поединков: с поляками Блащиком (27) и Кжешевским (48) — по 3-0, со шведами Перссоном (22) — 3-1 и Хаканссоном (29) — 3-0, немцами Боллем (1) и Росскопфом (28) — 3-1. Шесть побед при разнице сетов 18-2. Гениально!

Самсонов — Росскопф — 3-1 (5, 6, -8, 5)

БЕЛАРУСЬ — ГЕРМАНИЯ — 3-1!

Победа мужской команды теннисистов-настольников — одна из самых ярких в недолгой истории суверенного белорусского спорта. В отличие от биатлонистов, на каждом углу рекламирующих победы, добытые чужими или, если хотите, арендованными ногами и руками, мастера настольного тенниса — наши, доморощенные. Их воспитали белорусские тренеры — Александр и Татьяна Петкевичи, Владимир Ефремов, Александр Скуратович, Андрей Воробьев. Четко, без трескотни работают гостренер Валентин Боровок и федерация, возглавляемая Виктором Шанюкевичем, мастером спорта и депутатом горсовета в одном лице. А ведь могли бы потрещать. Пинг-понг — один из самых популярных, а значит, высококонкурентных видов спорта.

В суверенные годы белорусская школа настольного тенниса не сникла, а окрепла. Наличие в чемпионском составе наряду с корифеями Самсоновым и Щетининым трех Дмитриев — 19-летнего Чумакова, 16-летнего Давидовича и 15-летнего Болтрушко, дарит надежду на то, что этот европейский триумф — не последний.

ЭКСПРЕСС-ИНТЕРВЬЮ

Хотя после победного финала прошло четыре часа, Владимир Самсонов еще пребывал в состоянии эйфории и с удовольствием отвечал на телефонные поздравления и вопросы корреспондента “ПБ”.

Владимир Самсонов: самая дорогая медаль!

— Наша победа — это просто фантастика! Эта золотая медаль — самая дорогая! Я всегда мечтал, чтобы в один прекрасный день мы выиграли командой. Думаю, что в этот раз и Женя, и я показали свою лучшую игру. Женя был великолепен — выиграл все три свои встречи.

— Но вы ведь уже были чемпионом Европы во всех трех индивидуальных разрядах.

— Когда мы играем командой, это совсем другие ощущения, совсем другая, более высокая цена победы. Тогда выигрываю не только я, а сборная моей страны.

— Рассчитывали ли вы на победу до Курмайера?

— Конечно, о такой победе никто из нас не мечтал. Думаю, что вообще никто не предполагал, что мы можем выиграть. Нашей задачей было выйти в полуфинал и завоевать медали. Этого прежде не удавалось. Сейчас появилась уникальная возможность. Надо было обыграть поляков. Это все-таки чуть проще, чем французов или бельгийцев. Сделав это, мы освободились от психологического груза. А когда я увидел, как здорово Женя играл против Хаканссона в матче со Швецией, понял: если мне удастся сыграть в свою игру, мы можем выиграть и у них, и в финале.

— Какие поединки были самыми сложными?

— Матч с Перссоном. И последняя игра с Росскопфом. Йорг — соперник опытный, боец. В четвертой партии при счете 6:5 я взял айм-аут и после этого выиграл мяч, ставший переломным.

— Это когда Росскопф долго и мощно атаковал, а вы раз за разом возвращали мяч на стол и вдруг нанесли кинжальный контр- удар?

— Да, я говорю именно об этом розыгрыше. Йорг так расстроился, что бросил ракетку на пол. После этого я выиграл еще четыре мяча подряд!

— В матче с первой ракеткой мира Тимо Боллем в каждом сете вы поначалу проигрывали…

— Не могу это объяснить. В первом сете мы оба волновались. Он быстрее справился с волнением. Но потом, когда я выходил вперед, особенно в третьей партии, видимо, думал о том, что должен обязательно выиграть. Немцы полагали, что раз Болль на сегодня первая ракетка мира, он обязан меня побеждать, но у меня на этот счет иное мнение. Два месяца назад на турнире ТОР-12 Болль меня обыграл. Однако нынешняя моя победа намного важнее его февральской.

— Вы с Росскопфом старые друзья и бывшие одноклубники. Это не мешало играть?

— У нас прекрасные отношения, но, когда играешь за свою страну, это не имеет никакого значения. Каждый стремится к победе.

— Володя, сегодня нашей команде хорошо удавался прием — “подвешивание “соплей”.

— Да-а-а, это особенно у Жени получалось, причем в самые нужные моменты. И у меня тоже пару раз. Но должно было ведь нам когда-нибудь повезти! Мы так этого хотели! Передайте всем, кто за нас болел, нашу благодарность.

Евгений Щетинин: мое коронное оружие

— Цель поставлена — взять медали. Мы два раза были к этому близки, но в четвертьфиналах проигрывали. Готовился к чемпионату серьезно, однако неделю проболел и потому боялся, что мне не хватит двух-трех денечков, чтобы восстановиться и обрести максимальную форму. Но здесь, в Курмайере, чувствовал, что с каждым сетом прибавляю. После того, как вышли в полуфинал, мы с Володей прикинули наши шансы и решили побороться за победу.

— Вы обыграли трех игроков атакующего стиля, стоящих выше вас в рейтинг-листе, — Кжешевского, Хаканссона и Росскопфа.

— То, что названные вами парни стоят выше по рейтингу, не оказывало на меня ни малейшего влияния. Доводилось обыгрывать и ребят из первой десятки. Что касается шведа, то он входит в первую пятерку мастеров, успешно играющих “по защите”. Мы встречались дважды, и оба раза я уступал: на чемпионате Евролиги в Минске Хаканссон не оставил мне шансов. Другой раз проиграл ему на чемпионате мира два года назад в борьбе — 1-2, причем в третьем сете чуть не хватило везения — 19:21. С Росскопфом прежде играл только раз на второстепенном турнире. Он выиграл после непростой схватки — 2-0 (21:18, 21:18). Теперь я взял реванш у обоих.

— Битва с Росскопфом, хоть и открывала финальную встречу, фактически была ключевой.

— Честно говоря, был немного удивлен тем, что немцы выставили против меня Росскопфа, уступившего накануне трудный поединок опытному чеху Корбелю. Тем более что Йорг говорил, как важен для него успех в том матче. Ждал, что немцы выпустят юного Фейер-Коннерта, который разбирается с защитниками еще успешнее Росскопфа. Думаю, с ним мне было бы тяжелее.

— У вас редкий, но чрезвычайно эффективный удар — подкрутка мяча снизу открытой ракеткой.

— Это мое коронное оружие. Если оно срабатывает, шар приобретает такое сильное вращение, что вернуть его на противоположную сторону стола практически невозможно. А когда получается “коронка”, в комплексе с ней и все остальное выглядит эффектно и эффективно.

— Во время вашего поединка с Росскопфом, кроме первой партии, не покидало ощущение, что вы — хозяин игры.

—У Йорга очень сложная подача. Я должен был так принимать мяч, чтобы он не мог сразу нападать: атака — его стихия. Это не всегда удавалось. В прошлом году ему сделали операцию на плечевом суставе, но он уже успел обрести высокую готовность. Это подтвердил и матч немца с Володей. Не могу сказать, чтобы я полностью вел игру, но фрагментами казалось, что она складывается так, как мне хочется. Здорово, что нам удалось сделать то, к чему мы так долго стремились. И даже больше.

Александр Петкевич: превзошли Швецию и Германию

— Перед чемпионатом Иштван Корпа, главный тренер сборной Германии, заявил, что они едут в Курмайер за золотыми медалями. И Тимо Болль, и Йорг Росскопф вслух мечтали о командной победе. До сих пор немцы четырежды играли в финале и ни разу не побеждали.

И хотя нашей победы никто не ждал, говорить о ее случайности не приходится. Мы превзошли 14-кратных чемпионов Европы сборную Швеции и команду Германии, в составе которой первая ракетка мира и призер двух Олимпиад.

— Вы специально настраивали команду на борьбу?

— Накануне вечером я собрал всю делегацию и зачитал телеграмму от министра спорта и туризма Юрия Леонидовича Сивакова, в которой министр поздравил с завоеванием медалей и очень мудро и тактично сказал о будущем: “Уверен, что в финале вы независимо от результата достой- но представите нашу страну”.

Каких-то специальных накачек я никогда не делаю. Самсонов и Щетинин — спортсмены опытные, с высоким чувством ответственности, поэтому мы говорим с ними только по сути игры.

— Щетинин, похоже, вышел на новый качественный уровень.

— Я тоже так считаю. Уверенная игра Евгения поразила! Если раньше я искал варианты, как “найти” для него игрока, не очень разбирающегося, как действовать против защитника, то теперь ставлю его “наверх” и уверен в нем не меньше, чем в Володе. Успех достигнут благодаря высокому профессионализму ребят и прекрасной атмосфере в команде. Володя и Женя — лидеры, у них дружеские отношения, это очень помогает.

— Какие сложности возникли по ходу решающего матча с Германией?

— Росскопф — игрок ярко выраженного атакующего стиля. Поэтому перед Женей стояла задача ограничить его возможности, разводя мячи по углам, и лишить шансов атаковать сразу. Когда это удавалось, Щетинин владел инициативой.

Самсонову было важно превзойти Болля в скорости. Тот не успевал перестроиться, когда Володя переводил мяч влево. С Росскопфом Володя прекрасно провел первые две партии. Имея такой запас, он стал играть мягче. В середине четвертого сета я взял тайм-аут и сказал ему, что выиграть у Росскопфа, ожидая его ошибок, невозможно. Нужно играть жестче. Володя тут же претворил это в жизнь. Диме Чумакову не удалось избавиться от психологической скованности, хотя я сказал ему, что на данном этапе никто не ждет от него чуда.

— Какова реакция на триумф белорусов?

— Мы произвели настоящий фурор! Нас поздравляли и французы, и все из бывшего Союза, и даже представители нашего спонсора — германской фирмы “Tibhar”.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?