ПЕРСОНА. Неизвестный герой

14:51, 9 апреля 2003
svg image
1399
svg image
0
image
Хави идет в печали

Ровно семь лет назад в интервью “ПБ” Евгений говорил:

— Очень надеюсь, что мой пик еще впереди… У каждого — свой возраст высших достижений.

В 33 Евгений покорил свою вершину, став двукратным чемпионом Старого Света в командном первенстве и парном разряде (вместе с австро-китайцем Чен Вейсином). Женя удивил всех, обыграв в командном турнире спортсменов, стоящих в мировой классификации намного выше, чем он, — поляка Кжешевского (48-й рейтинг ITTF), шведа Хаканссона (29) и немца Росскопфа (28). Эти победы — решающий вклад в командный успех, ибо к двум очкам, которые, как машина, обеспечивал Владимир Самсонов, добавлялось его третье. Затем Щетинин подтвердил свой класс в индивидуальных соревнованиях: в одиночном он впервые пробился в четвертьфинал, в парном также первый раз стал лучшим.

Это и послужило поводом для звонка корреспондента “ПБ” в Вюрцбург (Германия), где сейчас обитает семья Щетининых: страна должна знать своих героев.

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Евгений ЩЕТИНИН. Родился 1.02.70 в Минске. Окончил ИФК. В сборных СССР-СНГ — с 1989 по 1992 год. Бронзовый призер чемпионата СССР-90. Серебряный — Спартакиады народов СССР-91. Чемпион СССР-91 в составе клуба “Чайка” (Нижний Новгород). Четвертьфиналист ЧЕ-90 в парном разряде и ЧЕ-03 — в одиночном. Бронзовый призер ЧЕ-98 в миксте с Татьяной Костроминой. Двукратный чемпион Европы-03 — в команде и парном разряде. Рейтинг ITTF на 1.04.2003 — 72. Тренеры — Владимир Ефремов, Ирина Гордей, Михаил Голенкин.

— Примите поздравления “ПБ” и белорусских любителей спорта!

— Спасибо. Только полного триумфа не получилось — проиграл в четвертьфинале Росскопфу, хотелось все же выиграть медаль и в одиночном разряде.

— Но вы и так прыгнули намного выше головы. В мировом рейтинге накануне чемпионата вы занимали 72-е место, в европейском — 39-е…

— На двух предыдущих чемпионатах Европы попадал в число 16 лучших. В прошлом году в 1/8 финала уступил Вернеру Шлагеру из Австрии (он тогда был пятым в мире по рейтингу) в драматическом матче со счетом 3-4, хотя вел в решающей партии — 9:6. Сейчас соперники встретились не звездные, удалось пройти на один круг дальше. Это лишний раз подчеркивает, что рейтинг не отражает реальную ситуацию. Я мог бы стоять, по крайней мере, в полусотне, и даже выше, если бы играл хотя бы в половине всевозможных Open-турниров. Те, кто это делает, причем на разных континентах (за это предусмотрены дополнительные очки), поднимаются в классификации высоко, даже не добиваясь успехов. Я же, кроме официальных чемпионатов, играю за год еще примерно в двух таких соревнованиях. Делать это чаще не позволяют финансовые проблемы.

— Тем не менее вам удалось победить несколько высокорейтинговых мастеров, причем некоторых — впервые.

— Я и раньше побеждал таких игроков, в том числе из первой мировой десятки. Еще в 1990 году выиграл у поляка Анджея Груббы (N 3 мировой классификации), на чемпионате мира-97 победил бельгийца Жана-Мишеля Сэйва (8), позже в Катаре — корейца Ким Таек-Су (7), затем китайца Ма Веньге, а в прошлом году дважды поверг первую ракетку мира Тимо Болля — в матче Евролиги и в бундеслиге. А уж игроков второго и третьего десятков обыгрывал не однажды. В свое время по рейтингу стоял 47-м.

Действительно, получилась серия реваншей — впервые удалось взять верх над шведом Хаканссоном, немцем Росскопфом, французом Шила. Но я с ними прежде только по два раза играл. Поединок с Шила выдался очень сложным, мы сыграли семь сетов, пять из них на “больше-меньше”. Проигрывал 2-3, но в концовках двух решающих партий мне везло больше — 12:10 и 13:11.

— В Курмайоре потерпели фиаско многие фавориты, причем на ранней стадии турнира, — Жан- Мишель Сэйв, Петер Карлссон, Люциан Блащик, тот же Фредрик Хаканссон. Может, они готовятся выстрелить на личном чемпионате мира, который начнется в Париже через шесть недель?

— Вряд ли европейцы делают ставку на чемпионат мира. Все прекрасно понимают, что туда приедут азиатские мастера во главе с китайцами. Это будет совсем другая игра. Просто в Европе класс игроков существенно подравнялся, настоящих звезд очень мало — Самсонов, Болль, из остальных выделяются те, кто лучше готов на сегодня, кто больше этого хочет. Яркий пример — немец Торбен Возик. Неплохой игрок, борется в любой ситуации до конца. В матче Германии с Сербией он уступал по сетам Груичу — 0-2, но принес немцам важное очко. В четвертьфинале проигрывал Приморацу — 0-3, однако уперся и взял четыре партии подряд. В полуфинале Возику терять было нечего, он использовал доскональное знание манеры игры Росскопфа, его усталость и победил.

Появляются и новые способные игроки. Англичанин Бэггэли, выбивший Карлссона, молодой, прогрессирующий парень, в командном турнире выиграл у сильного защитника из Греции Чиоки, затем у датчанина Монрада.

Сокращение розыгрыша в партиях с 21 до 11 очков тоже снивелировало возможности игроков. Чуть расслабился, отпустил соперника, догонять некогда. Теперь многое зависит от фарта. Скажем, в конце партии подвешивают пару “соплей” — и готово дело.

— Кстати, вам это здорово удавалось в командном финале против Росскопфа. Штуки четыре или пять вы ему “подарили”, а он в ответ — ни разу. Домашняя заготовка?

— Вообще-то для защитника идеально посылать мяч как можно глубже, на край стола, чтобы отодвинуть нападающего и лишить его инициативы. Но говорить о какой-то “сопливой” стратегии не стоит. Без такого легкого фарта трудно рассчитывать на успех. Везение — его составная часть.

— Доводилось слышать, что, отправляясь на чемпионат, вы обещали: “Сейчас или никогда! Костьми лягу…”

— Ну, так высокопарно я не выражался. В прошлом году остановились на грани четвертьфинала, на чемпионате мира однажды обидно проиграли грекам за вход в восьмерку. Мы с Володей решили, что нужно хотя бы раз за карьеру взять медали. Тем более на сей раз для этого были все предпосылки: он удачно играл в последнее время, у меня неплохо получалось. Явного фаворита не просматривалось: шведы уже не те, немцев мы недавно сломали в Евролиге. К тому же благодаря третьему месту в Супердивизионе (были близки и к победе) здесь нам достаточно было для завоевания бронзы обыграть поляков. Договорились выжать из этого максимум. Знаю, что Самсонов в интервью и кулуарах подчеркивал, что командный успех для него очень важен.

За три недели до турнира я болел и дней шесть-семь не тренировался. Но в Курмайоре сразу отлично себя почувствовал, и это придало настроения. Владимир “вынес” двух поляков, и мы решили первую часть задачи.

— Не скромничайте, вы тоже “вынесли” Кжешевского, отдав ему всего 11 очков за три сета.

— Да, честно говоря, шансов у него не просматривалось. Потом были Швеция и самое, пожалуй, трудное соперничество с Хаканссоном. Проигрывая 1-2, все же победил. Это и наш общий успех так меня окрылили! Когда мы выиграли, Володя упал на колени. Никогда не видел, чтобы он так торжествовал! Ведь немцы тоже очень мечтали о победе. Росскопф говорил, что у него есть почти все медали, кроме золотой командной. В настольном теннисе такая традиция: победа в команде — самая престижная.

— Триумф не выхолостил психологически?

— Хочу поблагодарить Николая Константиновича Волкова, нашего массажиста. Раньше на второй-третий день таких турниров все мышцы были забиты. Теперь — массаж до и после игры, он еще и психолог, умело снимает стресс. В наших медалях немалая доля его труда.

Когда на пресс-конференции спросили, чего я жду от личного турнира, без колебаний ответил: высокого результата. Жаль, что в четвертьфинале с Росскопфом не повезло.

— Там были два ключевых сета, оба на тай-брейке.

— И оба в его пользу. Мы потом с Йоргом обсуждали эту игру. Он сказал, что если хотя бы одну из двух этих партий не выиграл, то, видимо, сломался бы.

— Что скажете об игре вашего товарища?

— Владимир играл совершенно превосходно, просто супер! И мощно атаковал, и прекрасная работа ног, и сам давил, давил, давил! И тактически был искусен: Смирнова переиграл именно за счет грамотно выбранной тактики. У Болля оба раза не было никаких шансов. В командном матче с Германией у него на лице было написано, что он не конкурент.

— Высокогорье не мешало?

— Володя меня предупреждал, что мяч там не хочет планировать, но я, к счастью, ничего такого не заметил.

— Пару с Чен Вейсином играли впервые?

— Нет. В прошлом году на открытом чемпионате Германии мы уже становились вместе, но сразу вылетели. Я видел, что тогда он вышел на игру только для разминки перед сольными поединками. А здесь буквально с первого матча игра пошла. Поняли, что можно замахнуться на высокие места.

— И крошили всех на мелкие кусочки.

— Чен ведь не совсем защитник. Справа он только атакует. Незадолго до чемпионата у него была травма плеча. Поэтому он немного берегся, обычно он играет еще мощнее. Самым трудным для нас был матч с датчанами Мэйзом и Тугвелелем — они играли здорово и вели 3-2. Но, вероятно, устали и в шестом, и седьмом сетах действовали не так остро. Мы их тут же подломали. В полуфинале и финале у нас было безусловное превосходство над визави. Я немного опасался, что в финал попадут товарищи Чена по сборной Австрии Шлагер и Индрак. Когда же они уступили россиянам Смирнову и Мазунову, понял, что все будет в порядке. Австрийский тренер все восхищался: “Невероятно, Евгений!” Но я тоже был в восторге от игры Чен Вейсина.

— Однако интернациональным дуэтам путь на чемпионат мира вот уже второй год закрыт. А сильных защитников в нашей стране нет.

— Дело не только в стилевых особенностях. Мне кажется, это решение несколько дискриминационное, особенно по отношению к небольшим странам. Это касается не только игроков определенного стиля, но и большинства стран, в которых есть только один классный теннисист. Вот Самсонов с хорватом Приморацом дважды были призерами чемпионата мира. Теперь такой возможности у них нет. Зато на этом выгадают китайцы.

— В таком случае, каковы ваши планы на чемпионат мира?

— Пока нет никаких. Надо немного отдохнуть и переварить происшедшее. Целью сезона для меня был чемпионат Европы.

— Вы уже много лет играете и живете в Германии.

— За германские клубы выступаю больше десяти лет, а жил до недавнего времени в Минске. Последний год обитаю с семьей в Германии. Переезд связан с бытовыми вопросами. Хотел построить для семьи квартиру в олимпийском комплексе по льготной цене, но положительного ответа не дождался.

— Как велика ваша семья?

— Жена Наталья и сын Егорка, которому два с половиной годика. Теперь мы живем в Вюрцбурге в трехкомнатной квартире, предоставленной мне клубом. Немецким языком владею прилично, Наташа пока только этому учится, но свободного времени у нее практически нет — все посвящено сыну.

Мы уже встали на очередь, чтобы получить в сентябре место в детском садике. Здесь, как и у нас, с этим напряженка.

— Цвета какого клуба защищаете?

— До 1996 года играл во второй лиге. Попасть в первую тогда было очень сложно из-за лимита на иностранцев — не больше одного. Теперь ограничения для теннисистов из европейских стран сняты. С тех пор выступаю в бундеслиге. Мой клуб “Мюллер” (Муншайд) базируется в Бохуме. Мюллер — это президент и спонсор клуба, шеф строительной фирмы. Он не просто фанат настольного тенниса, тренируется вместе с нами и иногда даже играет в паре со мной, причем довольно удачно. Как-то мы с Мюллером обыграли таких сильных парней, как Возик и Элуа.

В команде четверо — два китайца, играющие на первых двух столах, я и швед Цоглинг. Наша первая ракетка слабоват, возможно, его скоро сменят. А вот Фан Чан Мао, у которого германский паспорт, несмотря на свои 40 лет, очень хорош, у него 50-процентный результат в играх чемпионата Германии. У меня положительный баланс побед и поражений, а, к примеру, вице-чемпион Европы Возик, играющий во “Фрикенхаузене” третьим номером, имеет сильно отрицательный результат. Наш клуб занимает 8-е место среди команд высшей лиги. В будущем сезоне, возможно, объединимся с “Вюрцбургом”, лидирующим во втором дивизионе. Тогда не надо будет ездить на матчи в Бохум. Все-таки это в 400 километрах. У меня клубный “Фольксваген-Пассат”. Как правило, садимся всей командой и едем на игру.

— После европейского триумфа не появились мысли о красивом финише карьеры или “спокойно, играем дальше”?

— Спокойно, играем дальше. Для этого есть и силы, и желание.

Евгений Щетинин на ЧЕ-2003

Командное первенство. Щетинин — Кжешевски (Польша) — 3-0. Щетинин — Хаканссон — 3-2. Щетинин — Росскопф (Германия) — 3-2. Всего: 3 победы, разница сетов 9-4.

Одиночный разряд. 1-й круг. Щетинин — Мачадо (Португалия) — 4-0. 2-й круг. Щетинин — Ван Джи (Норвегия) — 4-1. 1/16 финала. Щетинин — Чиоти (Румыния) — 4-2. 1/8 финала. Щетинин — Шила (Франция) — 4-3. 1/4 финала. Щетинин — Росскопф (Германия) — 1-4. Всего: 4 победы, 1 поражение, 17-10.

Парный разряд. 1-й круг. Щетинин/Чен Вейсин — Левшин/Прищепа (Украина) — 3-0. 2-й круг. Щетинин/Чен ВейсинЛинднер/Паши (Венгрия) — 3-0. 1/8 финала. Щетинин/Чен Вейсин — Лундквист/Молин (Швеция) — 3-1. 1/4 финала. Щетинин/Чен Вейсин — Мазе/Тугвелл (Дания) — 4-3. 1/2 финала. Щетинин/Чен Вейсин — Груич/Каракашевич — 4-1. Финал. ЩЕТИНИН/ЧЕН ВЕЙСИН — Д.Мазунов/Смирнов (Россия) — 4-0. Всего: 6 побед, 21-5.

Микст. 1-й круг. Щетинин/Костромина — Косовски/Лучаковска (Польша) — 3-0. 2-й круг. Щетинин/Костромина — Оливейра/Карвальо (Португалия) — 3-0. 3-й круг. Щетинин/Костромина — Гионис (Греция)/Ганина (Россия) — 1-3. Всего: 2 победы, 1 поражение, 7-3.

Общий итог: 15 побед, 2 поражения, 54-22.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?