ЧЕ. Пролог на троих. Блюдо, которое подают холодным

21:24, 2 июня 2011
svg image
1263
svg image
0
image
Хави идет в печали

С французами не сыграют Александр Глеб, Кутузов, Родионов, Юревич, Кульчий, Корниленко, Молош, Кривец, Амельченко. Беспрецедентно тяжелая кадровая ситуация сводит котировки белорусов к минимуму?
Артем Ивчин. Что и говорить, потерь достаточно. Сравниваем с составом, выходившим против французов в Сен-Дени ровно девять месяцев назад, и получаем семерых отсутствующих, из которых пятеро начинали тогда со стартовым свистком. Арифметически картина близка к катастрофической, но насколько в данном случае цифры отражают реальность — вопрос довольно сложный.
Скажем, Александр Глеб с Кутузовым в отборочном цикле последний раз отметились во встрече с румынами. Дальше справлялись (впрочем, не особенно успешно) без них — и часто слышатся мнения, что к такому положению вещей следует привыкать. Да и самый содержательный на сегодня матч квалификации — домашний с албанцами — белорусы провели без обоих своих “европейцев”. Идем дальше: Кривец, никогда не пользовавшийся особым вниманием Штанге, получил шанс в Албании и там был заменен первым из состава безынициативной полузащиты — уже в перерыве. Найдется достойная замена и Юревичу с Молошем — на позиции слева в обороне даже есть определенная конкуренция. Однако успокаивать себя далее решительно невозможно: в наличии единственный опытный форвард в лице Вячеслава Глеба и зияет брешь, которую обыкновенно закрывал Александр Кульчий. Здесь нечего и обсуждать, проблемы очевидны.
Резюме: вся критичность положения заключается в двух позициях и наших котировок к минимуму не сводит. Другое дело, что они в любой кадровой ситуации были бы и так не слишком высоки. Только и остается, что принять теперешний состав как данность и выудить по случаю какой-нибудь из подходящих афоризмов. Воспользуюсь таким: “С собакой можно охотиться лучше, но если у тебя нет собаки, а есть только кошка, то ты охотишься с ней,” — изрек как-то Жозе Муринью. Что любопытно — о Кариме Бензема.
Анатолий Байдачный. Сложности с составом, конечно, есть. Однако заранее говорить о мизерных шансах я бы не стал. Да, будет трудно. Но матч против сборной Франции другим и не может быть. Играть с таким соперником чрезвычайно тяжело в любом случае. Даже если в строю все сильнейшие. А в сборной Беларуси кадровая ситуация просто усугубилась. Ну что ж, возможность проявить себя получат другие. Это нормально. Вот если бы речь шла о длительном турнире, тогда да — пройти его успешно таким составом было бы трудно. А на один матч может собраться любая команда. И достойно сыграть — за счет характера, воли, самоотдачи, желания. У меня тоже случались в сборной сложные времена. Играли без Глеба, Белькевича. Бывало, что пара центральных защитников выпадала. Как-то же выкручивались. Все зависит от настроя команды, от того, как футболистов подготовят, расставят на поле. А если ходить и плакать на каждом углу, рассказывать о проблемах — тогда ничего не получится.
Сергей Кайко. Не хочется быть пессимистом, но, кажется, в обозримом прошлом белорусы никогда не играли с мировым грандом в таком ослабленном составе. По сравнению с Сен-Дени, воспоминания о котором поныне греют душу, произошло радикальное переформирование сил. Французы изрядно окрепли — вернули в обойму звезд вселенского масштаба. Наша команда кардинально ослабла, потеряв больше половины основных штыков. Простейший сравнительный анализ неумолимо указывает: шансов в пятницу у сборной Беларуси совсем негусто.
Остается полагаться на факторы, оторванные от грешной земли. На то, что футбол снова явит нам одну из своих чудесных граней — и маленький побьет большого. За счет чего — не столь важно, когда в дело вмешивается провидение. Стойкий характер? Конечно. Железная дисциплина? Всенепременно. Буйный кураж? Было бы круто. Волшебное везение? Без него вообще никак! Короче, иду на стадион с надеждой на нечто такое, что позволит нам взглянуть на сборную по-другому. На чудо, если называть вещи своими именами. С полным осознанием того, что оно маловероятно. Впрочем, высоко вероятным чудо и не бывает.

Сложно ли Штанге в теперешнем положении укомплектовать стартовый состав? И какими принципами при этом лучше руководствоваться?
А.Б. Это не ко мне вопрос — к Штанге. Я одно знаю: в национальной сборной играть должны сильнейшие. И второе: когда один тренер руководит командой третий отборочный цикл — он за это время должен не один состав обкатать, а хотя бы два. А не так что ребята собираются и каждый раз играют с листа.
Если все отлажено, то заменить можно кого угодно. И основные, и запасные футболисты понимают модель, принципы, схему игры. Если кто-то вдруг выпадает — приходит другой. Может, мастерство у него чуть ниже, опыта меньше, но он знает, что делать на поле, и ничего не испортит. Есть старая футбольная мудрость: лучше средний игрок на своем месте, чем звезда — на чужом.
В общем, многое будет зависеть не от состава, а от того, наиграна ли схема. Есть ли это у нас? По правде сказать, не знаю. Я нечасто видел в деле нынешнюю белорусскую сборную. Смотрел прошлогодний матч с румынами, последний поединок в Албании. Сложилось впечатление, что команда играла, как получится.
С.К. 11 игроков на “старт” Штанге наскребет без проблем и, пожалуй, без излишне глубоких душевных терзаний. Состав этот будет весьма экзотичным. Другое дело, что ограничен белорусский штаб в ином — в возможности кадрового маневра по ходу игры. Давайте посчитаем. В гостинице “Виктория” нынче квартируют 21 футболист. Трое из них — Кульчий, Молош и Корниленко — сегодня не сыграют из-за дисквалификаций. Остается 18. Среди которых три вратаря, тогда как в заявку на матч позволительно вносить только двух. Итого получается, что в протокол важнейшего матча Штанге никак не впишет более 17 фамилий! А это некомплект — что есть нонсенс. Да и в резерве наверняка пропишутся парни необстрелянные, опыта подобных битв прежде не знавшие. В этом смысле невнимание Бернда к иным кадрам — тому же Стасевичу или кому-то еще — не кажется оправданным. Запас беды не чинит.
А.И. Особенных сложностей при определении состава у Штанге не возникнет. В том числе и вследствие того самого кадрового дефицита. Нащупанная в ходе мучительного процесса механического перебора схем тактика 4-2-3-1 будет инсталлирована и на этот раз, а разной степени сомнения могут возникнуть в отношении буквально нескольких амплуа.
На позиции левого защитника видится Жавнерчик, успешный в отборе мяча, с хорошей скоростью и без замен отыгравший во всех одиннадцати турах в неожиданно надежной обороне “Кубани”. На место напарника Тигореву возможен небольшой конкурс. Самый надежный вариант — поднять в опорную зону Омельянчука — чреват нарушением устоявшейся связки с Мартыновичем, а замещение Сергея Верховцовым кажется не слишком выигрышным против быстроногой атаки французов. Остаются Путило и Кисляк. Словом, действительно есть над чем подумать. На фланге полузащиты — в случае выбора сугубо оборонительной тактики, что кажется наиболее вероятным, — можно ожидать кого-то из номинальных беков: Бордачева или Трубило. А в остальном все достаточно очевидно.

Кто из теперешней обоймы сборной способен взвалить на себя ношу лидера и стать на поле примером для остальных?
А.Б. Явного лидера в сборной сегодня нет. Поэтому каждый должен взять на себя частичку ответственности.
А.И. Если строго, то футболиста, готового взвалить на себя бремя верховода, у нас нет совсем. Ничего не остается, как каждому выходить и биться. По идее так даже лучше.
С.К. В мою теорию футбольного чуда вписывается и такое откровение: кто-то выдвинется на ведущую роль нежданно, в том числе и для самого себя, и сделается ключевой фигурой в конкретный день и в конкретных обстоятельствах. Ментально лидерскими качествами обладают несколько игроков. Это Слава Глеб, умеющий играть против сильных. Калачев и Омельянчук — как бывалые футболисты старой формации. Кисляк и Путило — как креативные хавбеки, с младых лет привычные тянуть лямку командной игры.

Какой стиль игры наиболее перспективен для сборной в пятницу? И в чем состоит главный белорусский шанс в матче с фаворитом группы?
С.К. Штанге в этом матче назвал сборную Беларуси аутсайдером, который будет стремиться к победе. Понятия “аутсайдер” и “победа” нормально согласуются лишь в одном контексте — контратакующем. Глухо сзади, крепко в центре, быстро на флангах, колюче впереди. Жаль, в команде нет форварда, могущего убежать. Зато имеются вингеры- скоростники. Есть, в общем, кому отдать и умный первый пас. На фоне хорошей физической готовности из этого можно сварганить неплохую кашу. Но, идучи на “Динамо” или откупоривая “Боржоми” на любимом диване, нужно быть готовым к тому, что частыми гостями на чужой половине белорусы не будут. На “Стад де Франс” они нанесли 11 ударов (из них один — в створ, имени Кисляка). Думаю, нынче вечером такая статистика будет не худшим вариантом.
А.И. Стиль в сегодняшнем матче выберут за нас французы, набравшие ход и с того самого памятного вечера на “Стад де Франс” не проигрывавшие. Собственно, и ничья случилась с тех пор всего одна и один же, пропущенный от англичан, “товарищеский” мяч. А в оппонентах побывали, за вычетом соперников по отборочной группе, еще и Бразилия с Хорватией. Нам остается терпеть и бороться в ожидании героического шанса, сродни тому, что выкатился в свое время прямо под правую ногу Сергея Кисляка. Уповать на разницу в кондициях асинхронно вошедших в пору отпусков французов, эмоциональную выхолощенность их лигочемпионских финалистов или банальный недонастрой не приходится. Они споют свой военный марш рейнской армии и начнут давить — это так же предсказуемо, как и их схема, и общие черты состава. Ожидать же какого-то ошеломительного тактического замысла от нашего нынешнего тренера — по меньшей мере наивно.
А.Б. Нужно играть от обороны. Очень компактно, внимательно. Каждый футболист должен знать свой маневр. Но садиться слишком глубоко — недопустимо. Если дать сопернику много свободы, он обязательно забьет. Важно навязать вязкую, очень плотную борьбу в середине поля. В контригре использовать быстрые ответные атаки. “Стандарты”, естественно, тоже. В случае потери — очень быстро возвращаться на свою половину поля. Если этого не соблюсти — французы разорвут.
А вообще нужно, чтобы каждый белорусский футболист провел в пятницу лучший матч в жизни. Тогда будет результат.

Добавит ли мотивации команде Лорана Блана прошлогоднее поражение от белорусов на “Стад де Франс”?
А.Б. Наверное, добавит. Даже скорее всего. Хотя я о мотивации не стал бы говорить. Французы — опытные профессионалы, некоторые недавно выступали в финале Лиги чемпионов. Их не надо мотивировать — они постоянно играют важные матчи. Мне кажется, правильнее будет сказать об ответственности. Ко второй встрече с белорусами сборная Франции подойдет серьезнее, чем к первой. К тому же период известных конфликтов внутри этого коллектива миновал.
С.К. Турнирное положение “трехцветных” — обзавидуешься. Четыре победы подряд, единоличное лидерство, четыре очка отрыва. Не сегодня завтра французы решат вопрос выхода на EURO — и это все понимают. И в общем единственное, что обязательно нужно сделать этой сборной — так сказать, для полного счастья — свести счеты с дерзкими белорусами, некогда оскорбившими их в самом Париже. Наверняка интеллигентный Блан не будет специально накручивать подопечных на реванш, не станет бросаться словами типа “а ну-ка, парни, вломите им за Сен-Дени”. Но сами-то игроки все хорошо помнят — пусть даже немногие из них причастны к тем 0:1 и пусть времени с тех пор прошло немало. Ведь месть, как сказано у Александра Дюма, — блюдо, которое нужно подавать холодным.
А.И. Не думаю, что французы все эти девять месяцев вынашивали планы жестокой мести. О домашнем фиаско своим подопечным Лоран Блан, конечно, напоминал и еще повторит. Но и без того французской мотивации будет достаточно. Эвра и Рибери только недавно влились в состав после дисциплинарных взысканий, предстоит официальный матч, а пытаться сравнить степень душевного подъема условного француза и условного белоруса сложно — и отчего-то даже не слишком хочется.

Можно назвать матч моментом истины? И в каком смысле — с точки зрения турнирных перспектив или позиций Штанге во главе белорусской команды?
А.И. Момент истины еще не настал ни в одном из предложенных смыслов. С точки зрения турнирных перспектив, поворотный момент настанет в сентябре, если не случится страшного и Штанге не сумеет и с третьей попытки одолеть Люксембург. Позиции же самого Бернда оценивать даже и не возьмусь. Природа их относительной крепости для меня непостижима. Часто кажется, что его регулярные заявления о скудных размерах и возможностях моей страны, возмутительном ее несоответствии мировым стандартам настолько глубоко укоренились среди общественности, что она безропотно примет поражение и от стандартного благополучного Люксембурга, и вообще от кого попало. В текущей же ситуации, когда свежеизбранный руководитель футбольного хозяйства занят несравнимо более актуальными заботами по основному месту службы, Штанге вполне в состоянии пережить в нынешнем качестве любой момент истины — вплоть до окончания контрактных обязательств.
А.Б. Честно скажу: к коллегам, которые работают в Беларуси, я всегда относился с симпатией. Знаю, что это за хлеб, какие сложные ситуации подчас возникают. Но тренер всегда должен оставаться профессионалом и человеком. На первом плане у него должна быть не любовь к деньгам, ради которой он готов идти по головам, а любовь к футболу. И мне совершенно безразлична судьба теперешнего тренера сборной Беларуси. Эти люди с Запада мало хорошего нам принесли. Для них главное — деньги, а не человеческие отношения, мораль. Я уже не раз говорил: у меня нет симпатии к Штанге. Уйдет он, не уйдет — не знаю. Но уверен: в Беларуси достаточно квалифицированных, умных специалистов, достойных работать с национальной командой гораздо лучше, чем с ней работают сейчас.
Что же касается шансов сборной на выход из группы, то в случае поражения они не будут потеряны. Да и, как говорится, надежда умирает последней. Играть нужно до конца, никого не боясь. Как канадцы в хоккее, как англичане в футболе, как “МЮ” в недавнем финале Лиги чемпионов. Вот этого ребятам и пожелаю.
С.К. Думаю, предстоящие матчи имеют определяющее значение для нынешнего тренера нашей сборной. И чтобы остаться при белорусском деле, Штанге мало проиграть французам и победить потом Люксембург. Этот “баш на баш” — норма, а немцу в июне план необходимо перевыполнять. И не только для того, дабы белорусы сохранили реальные шансы на второе место в группе. Ключевым здесь мне представляется другое — отношение к тренеру-иностранцу нового руководства БФФ. Команда Сергея Румаса пришла во власть в некотором реваншистском ореоле. И в среде сторонников новой линии мотивы неприятия Штанге слышны отчетливо. И, собственно, само руководство федерации немца жалует как-то не слишком. Недаром тот, общаясь с журналистами в понедельник, признался, как на духу, что не имеет тесного контакта с футбольным главком. Это странно — особенно для столь жарких дней, какие наступили нынче для национальной сборной. Но естественно для выжидательной позиции. Добьется команда успеха в начале лета — пусть штаб работает до осени. А нет — можно запускать механизм смены курса и ангажировать на свято место кого-то доморощенного, к тому же готового работать за белорусские рубли.
Вопрос единого курса сегодня, пожалуй, самый главный.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?