ОЛИМПИЙСКИЙ ПЛАН. О доморощенных и варягах
А.Григоров: За последние годы бокс у нас, по крайней мере, не утратил прежних позиций. Если в прошлом олимпийском цикле на чемпионатах мира и Европы было завоевано 7 медалей, то сейчас уже 9. В 1997-2000 годах бокс занимал у нас среди 34 олимпийских видов спорта 11-ю позицию, по итогам 2001-2003 годов — 7-ю. На чемпионате Европы-2002 в Перми появился первый суверенный чемпион — Хаважи Хацыгов, а бронзу там же взял Виктор Зуев. На чемпионате мира-2003 в Таиланде впервые завоевали сразу две медали: серебряную — Магомед Арипгаджиев и бронзовую — Зуев, а также еще пять пятых мест. То есть в четвертьфиналы пробились сразу семеро. Это вывело Беларусь на 9-ю позицию среди 64 стран. Серьезное достижение! Такого прежде никогда не было даже на европейских форумах. На недавнем чемпионате континента в Пуле (Хорватия) — серебро у того же Зуева, бронза — у Михаила Бернадского. Без наград мы остались только на чемпионате мира-2001 и на юниорском первенстве мира-2003.
У Франции, четвертой команды мира, мы выиграли в Минске. Матч проходил в цирке под лозунгом “Бокс против наркотиков”. В гостях же сделали ничью.
— Достижения заметные, но не будем забывать, что медали самого высокого достоинства добыли варяги — Хацыгов и Арипгаджиев. За их спинами остались свои, которые в этих категориях не поднялись.
А.Григоров: Да, у нас есть варяги, но они приехали не вчера. Мы их вырастили в национальной команде. В 2001-м приехал из Баку Магомед Арипгаджиев, сам дагестанец. Там из парня выжимали соки и подсадили ему здоровье. А ведь он талант! Мы его восстановили, подготовили. Его тренер Хаджимурат Абдулбеков хороший специалист, но без сборной команды он ничего не сделал бы.
А.Гришук: Арипгаджиев выступал в Сиднее за Азербайджан, но проиграл в первом же бою. Тот же Хацыгов, прибывший в Беларусь из Грозного в 1999 году, ничего из себя не представлял, не мог республику выиграть: уступал Исаеву, Бернадскому, Воробьеву.
А.Григоров: Бато-Мунко Ванкеев из Якутска в Беларуси с 2000 года. Мы пригласили его вместе с тренером участвовать в открытом Кубке страны. Посмотрели на сборе. Согласовали переезд с заместителем мэра Якутска, с главным тренером сборной России Хромовым, с председателем Российской ассоциации бокса Хусаиновым. Они дали добро. Почему? Если парень не может пробиться в сборную России, пусть растет в Беларуси. Были же у нас борцы из Якутии — Шестаков, Контоев. Один стал лучшим в Европе, другой — в мире.
Но мы не делаем это искусственно. Вот приехал из России тяжеловес Чеченев. Наш хлопчик Апанасенок его отлупил. Все, до свидания, Чеченев. Лезин, чемпион мира, трехкратный чемпион Европы, изъявил желание выступать за сборную Беларуси.
А.Гришук: Он приехал на сбор в Стайки, мы его посмотрели: он равный с нашим боксером. Какой смысл его брать? У нас растет Саша Апанасенок, молодой парень. Он поехал на квалификационный турнир и завоевал лицен- зию. Причем победил сильных соперников.
— Как организована селекция и подготовка местных ребят?
А.Григоров: В стране есть отделения бокса в семи ШВСМ, семи СДЮШОР и 37 ДЮСШ, в которых тренировочную работу более чем с шестью тысячами учащихся ведут 258 тренеров, причем 181 — на штатной основе. Из них 28 имеют высшую тренерскую категорию, 56 — первую и 30 — вторую. Но работа учебно-спортивных учреждений нас не всегда устраивает. В этом заключена проблема, которую в вашей газете недавно поднял заслуженный тренер СССР Кныш. Выпускники спортивных вузов проходят практику месяц-полтора. Этого мало. Кныш резонно предлагает приучать к тренерскому труду, начиная с третьего курса. Когда-то мы с бывшим ректором ИФК Бондарем задумывали так сделать, но не получилось.
А.Гришук: Уже на третьем курсе нужно определяться, кто из студентов больше склонен к тренерской работе, а кто к преподавательской. И соответственно направлять — в средние школы либо ДЮСШ.
А.Григоров: Когда-то была Школа тренеров. Для подготовки специалистов среднего звена она сейчас не нужна. Было бы эффективно использовать имеющийся потенциал для переподготовки и повышения квалификации специалистов в рамках Высшей школы тренеров.
— Как это десятилетиями практикуется в системах Минздрава и Минобразования.
А.Григоров: Совершенно верно. Мы пока выходим из положения, привлекая на стажировку в национальную команду боксеров вместе с их личными тренерами. Работа на сборах под руководством Гришука чрезвычайно полезна для тех и других. Анатолий Владимирович во время загранпоездок изучает опыт соперников — кубинцев, французов, россиян, и все передовое использует в работе с ведущими бойцами страны и их наставниками. Более того, Гришук один из немногих в нашем спорте, кто привлекает на сборы вместе со взрослыми и юниоров. Так выросли Ляхович, Дычков, Борисенко и другие. И теперь это приносит плоды. На Кубке страны Сергей Рабченко закатил такой бой опытнейшему Быковскому!
Гришука мы недавно избрали председателем тренерского совета. Главный должен руководить всем тренерским цехом. Кроме того, в период децентрализованной подготовки он занимается в зале “Белспортобеспечения” с Арипгаджиевым и другими минскими ребятами. Для работающих рядом с ним наставников ДЮСШ это своеобразный мастер-класс.
А.Гришук: Как раз сейчас готовим документы о направлении группы тренеров из регионов на курсы повышения квалификации.
— В некоторых видах спорта чрезмерная централизация наносит урон их развитию в регионах. Мы теряем кладезь спортивных талантов, которых в глубинке неизмеримо больше, чем в столице.
А.Гришук: Из регионов только Гродно не представлен в национальной команде. Это говорит о географии развития. Я сам из деревни, что в семи километрах от Заславля. Там учился в школе, а с девятого класса после уроков ездил в Минск на тренировки. Поэтому всегда поддерживаю энтузиастов в регионах. Ребятами из глубинки подпитываются СДЮСШОРы и УОРы Витебска, Бобруйска, Могилева, Барановичей… Училища олимпийского резерва — очень важное звено. Они обеспечивают питание, размещение, учебу и круглогодичный тренировочный процесс. Специалисты училищ проводят селекцию. Без нее вид обречен на постепенное вымирание.
— Вероятно, в повышении квалификации нуждаются и судьи?
А.Григоров: Известно, что во всем мире судьи мудрят, и некоторые наши арбитры — не исключение. У нас судейскую коллегию возглавляет Сергей Александрович Сергеев, доцент кафедры бокса Белорусского университета физической культуры. Его нейтральность подтверждается и должностью зампредседателя федерации. Под кураторством Сергеева на базе БГУФК прошла научно-практическая конференция. По решению исполкома БФЛБ мы передали на кафедру бокса комплект компьютерной судейской аппаратуры для обучения студентов и качественного обслуживания внутренних соревнований. После каждого турнира выводится рейтинг арбитров, дающий оценку их квалификации.
— Профессиональный бокс — ваш конкурент?
А.Григоров: Мы не против профессионального бокса, но коль государство создало структуру воспитания спортсменов, она должна выполнять государственные задачи: подготовку олимпийцев и завоевание медалей на официальных турнирах в любительском боксе. С другой стороны, успешная карьера на любительском ринге создает хорошую площадку для профессионального старта.
Когда спортсмен отрабатывает затраченные на его подготовку средства, когда ему становится неинтересно в любительском боксе, его решение стать профессионалом выглядит оправданным. Но когда безусых пацанов рекламируют как профи, у специалистов это вызывает улыбку. Да и с материальной стороны сейчас выгодно быть членом национальной команды. Да, Ляхович там пробился на неплохие позиции. Но у Копылова ничего не получилось, а вице-чемпион Европы 1998 года Дычков и вовсе вернулся домой.
У нас прекрасные отношения с лидером БАПБ Эдуардом Дубовским. И он, и мы выполняем обязательные условия. Если любитель вышел на профессиональный ринг, его дисквалифицируют. Так пришлось поступить с Андреем Исаевым, который провел два профессиональных боя.
— Вернемся к национальным командам. Сколько их?
А.Гришук: Три: юношеская (кадеты, до 16 лет), юниорская (до 18 лет) и взрослая. В первых двух у нас тренерские вакансии…
А.Григоров: Исполком федерации принял решение, что Александр Котляров, тренер могилевской ШВСМ, отвечает за два возраста — юниоров и кадетов.
— Как вы оцениваете работу юношеской и юниорской составляющих?
А.Гришук: Когда есть медали — хорошо. Мы уже говорили, что в прошлом цикле их было 7, сейчас — 9. Ни одна команда мира, даже Россия, не имеет во всех категориях равных спортсменов. Для Беларуси это тем более непосильная задача. Если привезем из Афин 1-2 награды, это для нас будет успех.
— Подробнее об олимпийцах…
А.Гришук: Сейчас у нас шесть олимпийских лицензий, их завоевали Бато-Мунко Ванкеев (до 51 килограмма), Хаважи Хацыгов (54), Михаил Бернадский (57), Магомед Арипгаджиев (81), Виктор Зуев (91) и супертяж Александр Апанасенок. На сбор нужно вызывать минимум три состава, чтобы олимпийцы имели спарринг-партнеров. Сейчас у нас ни одному лидеру нет достойных соперников. Поэтому нельзя сказать, что Арипгаджиев или Хацыгов заняли чьи-то места.
— Зуев в свои 21 уже стал звездой ринга. А вот Бернадский и Апанасенок — новые имена.
А.Гришук: Саша Апанасенок из-под Молодечно, сейчас работает в Гомеле под руководством Виктора Петровича Баранова, серьезного специалиста. Я давно курирую его подготовку: меня особо интересуют тяжеловесы — я ведь и сам работал на ринге в этом весе. Апанасенку 23 года, сейчас его росто-весовые и скоростно-силовые показатели находятся на уровне лучших советских тяжей прошлых лет — Абаджяна, Горсткова, Заева. Найдите у нас тяжеловеса во всех видах единоборств, который бы 10-15 раз делал подъем силой на обе руки. Что-то дала природа, но он еще и много работает. Он и кросс бежит, и спринт, и в мяч играет, и плывет. Все делает с удовольствием, все у него получается. И Зуев такой же.
— Чей это ученик?
— Витебского специалиста Анатолия Кирилловича Колчина, который воспитал и призера чемпионата мира Сергея Ляховича. Зуев со всех шести чемпионатов мира и Европы, в которых участвовал, неизменно привозил медали. В его весе еще два явных лидера — кубинец и россиянин Алексеев. И Зуев, и Апанасенок — наши доморощенные таланты.
— Сенсацию сотворил в Пуле дебютант европейского форума Михаил Бернадский, ставший бронзовым призером…
А.Гришук: Он минчанин, 1978 года рождения. Его первый наставник — Помаха, а сейчас тренируется у Станислава Глушенкова и Валерия Соболева. В позапрошлом году на турнире Шоцикаса в Литве Миша выиграл у немца, а во втором бою за выход в финал у него случился надрыв ахилла, операцию не сделали, потом произошел разрыв — сшивали… Год у Миши выпал. Но — пахарь, сумел восстановить кондиции. Нагружать его было нельзя, год без соревновательной практики, и во Францию повезли Исаева. Бернадский прошел единственный сбор — январский, совместный с Украиной. Его физическая и морально-волевая подготовка не вызывали сомнения, но я опасался: парень год не соревновался. Кстати, в этом весе Россия предлагала нам опытного бойца Шайдулина, который был чемпионом России, призером чемпионата мира. На Кубке страны в Гомеле Бернадский выиграл у него в равном бою. Мы Шайдулина не взяли. Зачем, когда у нас есть свой боец такого же класса. После этого я поверил в Мишу, знал, что в Пуле стыдно за него не будет. Да, жребий был благосклонен к нему. Но он этим блестяще воспользовался — выиграл два боя ввиду явного преимущества. И это на чемпионате Европы!
В этом весе мы дали возможность попробовать свои силы и Воробьеву, и молодому Новичку, но они не сумели завоевать лицензий. Последний на квалификационном турнире проиграл бой за третье, лицензионное, место польскому спортсмену — подвело излишнее волнение.
— Ваш план — одна олимпийская медаль. Как команда будет готовиться к его выполнению?
А.Гришук: 11 мая в Стайках начался 15-дневный сбор по общефизической подготовке. Вызваны только обладатели лицензий и два юниора, которые будут готовиться к первенству мира. После этого — работа на местах, чемпионат страны в Бресте 5-10 июня. Есть задумка поставить олимпийцев на категорию выше: чтобы вес не гоняли и почувствовали нагрузку. После этого продолжим работать над ОФП на Белом озере.
В июле двухнедельный сбор в Алуште вместе с командами Украины и Узбекистана. У них ровные, сильные составы, значит, будут хорошие спарринг-партнеры. И заключительный этап — в родных Стайках.
Вылетаем в Афины 12 августа, 14-го начинается олимпийский турнир, который продлится две недели.
Думаю, что бокс внесет вклад в выполнение поставленной президентом задачи.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь